Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ООО "БАЛЕКС 925" Вовка С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "БАЛЕКС 925" Вовка С.Н. на постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 3 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "БАЛЕКС 925", УСТАНОВИЛ :
26 августа 2020 года специалистом отдела по вопросам торговли и услуг управы Южнопортового района города Москвы в отношении общества с ограниченной ответственностью "БАЛЕКС 925" (далее - ООО "БАЛЕКС 925", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Лефортовский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 3 ноября 2020 года ООО "БАЛЕКС 925" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "БАЛЕКС 925" Вовк С.Н. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что на момент осмотра помещения у работника имелась маска, следовательно, вменение Обществу нарушения п. 2.2.1 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" является неправомерным; осмотр помещения был проведен без участия представителя Общества, в связи с чем протокол осмотра помещения с видеофиксацией и определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 9 августа 2020 года являются доказательствами, полученными с нарушением закона; Общество не было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела судьёй районного суда; объяснения работника ООО "БАЛЕКС 925" были написаны под диктовку сотрудника управы Южнопортового района города Москвы; назначенное Обществу административное наказание является чрезмерно суровым.
Защитник Общества Вовк С.Н. в судебном заседании поддержал жалобу в полном объёме по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Балекс 925" Вовка С.Н, исследовав материалы дела, прихожу к следующему
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, должны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
С 12 мая 2020 года предусмотрена обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу (п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г, согласно приложению 6 к настоящему указу (далее - Требования).
В соответствии с п. 2.2 Требований с 12 мая 2020 года работодатели обязаны о беспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
Согласно материалам дела, 9 августа 2020 года в 17 часов 15 минут по адресу: "***" (ТРЦ ""***"") ООО "БАЛЕКС 925" в нарушение п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, п. 2.2 Требований не обеспечило в помещениях розничного магазина ""***"", в котором осуществляется торговая деятельность, связанная с совместным пребыванием граждан, соблюдение работниками указанного объекта режима использования средств индивидуальной защиты: работник магазина находился в помещении без средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук - маски (маска в момент осмотра закрывала не все органы дыхания работника (не закрывала нос) и перчаток.
Действия ООО "БАЛЕКС 925" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 25 августа 2020 года; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 9 августа 2020 года; фотоматериалом; видеозаписью; копией Договора аренды части мест общего пользования от 21 января 2019 года.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО "БАЛЕКС 925" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что на момент осмотра помещения у работника имелась маска, следовательно, вменение Обществу нарушения п. 2.2.1 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" является неправомерным, необоснован.
Пунктом 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 года.
Согласно п. 2.2 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
Обеспечение соблюдения гражданами (в том числе работниками) специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) пунктом 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 9 августа 2020 года, фотоматериала и видеозаписи следует, что при осмотре помещения объекта розничной торговли по адресу: "***" ТРЦ ""***"" (магазин ""***"") установлено, что при осуществлении торговой деятельности работниками магазина не соблюдается режим использования средств индивидуальной защиты (у сотрудника магазина отсутствуют перчатки, маска закрывает не все органы дыхания), что свидетельствует о нарушении Обществом п. 2.2 Требований.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нахождение работника магазина без средств индивидуальной защиты в момент осмотра свидетельствует о том, что Обществом не принимаются достаточные и необходимые меры, направленные на обеспечение соблюдения требований указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, в том числе путём проведения с работниками разъяснительных бесед, осуществления надлежащего контроля за использованием ими средств индивидуальной защиты, реагирование в случае нарушения установленных правил.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "БАЛЕКС 925" имелась возможность для соблюдения указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
На основании ч. 6 ст. 27.8 КоАП РФ протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательств, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия.
Осмотр принадлежащего ООО "БАЛЕКС 925" помещения магазина ""***"" по адресу: "***" проведён в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ в присутствии представителя юридического лица консультанта магазина "***" С.В, находящейся в момент осмотра на рабочем месте, с применением видеозаписи, о чём составлен протокол осмотра, содержащий все необходимые данные, в том числе подписи консультанта "***" С.В.
Равным образом довод жалобы о том, что Общество не было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела судьёй районного суда, является несостоятельным.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещение или вызова и его вручение адресату (ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ).
Согласно п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. N 234 (далее - Правила), почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
О месте и времени рассмотрения дела судьёй районного суда, назначенном на 2 ноября 2020 года, по месту нахождения ООО "БАЛЕКС 925" 13 октября 2020 года направлено извещение (л.д. 46, 49) (почтовый идентификатор "***"), которое согласно информации с официального сайта АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16 октября 2020 года поступило в отделение почтовой связи по месту вручения, в тот же день состоялась неудачная попытка его вручения и 24 октября 2020 года почтовое отправление возвратилось отправителю в связи с истечением срока хранения.
Приведённые сведения указывают на то, что на момент рассмотрения дела 2 ноября 2020 года судья районного суда располагал данными о надлежащем извещении Общества, поскольку срок хранения почтового отправления в отделении почтовой связи адресата, установленный п. 34 Правил, истёк, вторичное извещение в данном случае не предусматривается.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
Административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, назначено ООО "БАЛЕКС 925" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного. В данном случае непринятие Обществом надлежащих и достаточных мер для обеспечения использования работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук на рабочем месте, то есть мер, направленных на недопущение распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), создало опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Постановление судьи в части назначения ООО "БАЛЕКС 925" наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение более мягкого вида наказания в виде предупреждения в данном случае не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения, имущественным и финансовым положением юридического лица, которые могут являться основанием для применения ч. 32 и ч. 33 ст. 4.1 КоАП РФ, также не имеется.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "БАЛЕКС 925" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 3 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "БАЛЕКС 925" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "БАЛЕКС 925" Вовка С.Н. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.