ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Мартышова С.Ю. Дело N 33а-3641/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
"21" декабря 2020 года город Липецк
Липецкий областной суд в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Демидкиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Склядневым О.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Букреева Ивана Сергеевича на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 21 сентября 2020 г. (административное дело N2а-1419/2020), которым постановлено:
Взыскать с Букреева Ивана Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р, проживающего по адресу: "адрес" пени страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 662 руб. 54 коп, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года, в размере 1875 руб. 75 коп, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года в размере 382 руб. 92 коп, задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 683 руб, пени в размере 287 руб. 41 коп, всего на общую сумму 3891 руб. 62 коп, перечислив денежные средства на расчетный счет:
Получатель - УФК по Липецкой области (МИФНС России N 5 по Липецкой области) ИНН 4813006623
Счет N 40101810200000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой обл.
БИК 044206001
Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере - КБК 18210202103081013160
Пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере - КБК 18210202103082013160
Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере - КБК 18210202103081013160
Пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере - КБК 18210202103082013160
ЕНВД-КБК 18210502010021000110-НАЛОГ
ЕНВД-КБК 18210502010023000110-ПЕНИ
ОКАТО (ОКТМО) - 42640444
Взыскать с Букреева Ивана Сергеевича государственную пошлину в сумме 400 рублей в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области, УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России N5 по Липецкой области обратилась в суд с иском к административному ответчику Букрееву И.С. о взыскании обязательных платежей и санкций, в котором просит взыскать с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 662 руб. 54 коп, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года), в размере 1875 руб. 75 коп, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 ДД.ММ.ГГГГ, в размере 382 руб. 92 коп, задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 683 руб, пени в размере 287 руб. 41 коп, всего на общую сумму 3891 руб. 62 коп.
В адрес административного ответчика были направлены налоговые требования, которые им исполнены не были, в связи с чем налоговый орган просит взыскать недоимку и пени в судебном порядке.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России N 5 по Липецкой области и административный ответчик Букреев И.С. по извещению не явились, в связи с чем районным судом дело рассмотрено в соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный ответчик Букреев И.С. считает решение суда первой инстанции незаконным, просит его отменить и постановить новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований, также просит вернуть уплаченную им при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 150 рублей.
До рассмотрения административного дела от представителя МИФНС России N5 по Липецкой области поступило письменное заявление в порядке статей 46, 157 КАС РФ об отказе от части административных исковых требований о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г, в размере 662 руб. 54 коп.
Выслушав представителя административного истца Сафонову А.В, поддержавшую заявление об отказе от административных исковых требований о взыскании пени в размере 662 руб. 54 коп. и возражавшую против отмены решения суда первой инстанции в остальной части, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс), введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическими лицами, установлены статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.32 НК РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В силу статьи 75 НК РФ за неуплату физическими лицами налога в установленный срок подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Как следует из материалов дела, Букреев И.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.03.2014 г. N, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 24.11.2017г, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д.73-79).
В связи с несвоевременной уплатой Букреевым И.С. страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2016 год в установленные НК РФ сроки налоговым органом в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму недоимки начислены пени в размере 662 рубля 54 копейки, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2017 год налоговым органом на сумму недоимки начислены пени в размере 382 руб. 92 коп, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 г. начислены пени в размере 1875 руб. 75 коп.
Кроме того, Букреев И.С, являясь индивидуальным предпринимателем, применял систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Согласно представленной налоговым органом суду апелляционной инстанции налоговой декларации по ЕНДВ за 4 квартал 2014 г, поданной Букреевым И.С. в налоговый орган 31.10.2017 г, сумма ЕНДВ указана 683 руб. Доказательств уплаты данной суммы не представлено. Таким образом, у него имеется задолженность по ЕНВД за 4 кв. 2014 г. в сумме 683 руб, на которую начислены пени в сумме 287 руб. 41 коп. согласно приложенному к административному иску расчету за период с 01.02.2015 г. по 01.01.2019 г.
Межрайонной ИФНС России N5 по Липецкой области на данные суммы Букрееву И.С. были направлены требования об уплате:
N 418717 по состоянию на 14.11.2017г. на сумму задолженности по ЕНВД в размере 683 руб, N18983 на сумму пени в размере 117, 12 руб, начисленную на сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 г, по состоянию на 30.10.2018г, N17317 на сумму пени в размере 520, 70 руб, начисленную на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 г, по состоянию на 30.10.2018г, N 47624 по состоянию на 25.07.2019г. на суммы пени на ЕНВД в размере 287, 41 руб, пени в размере 662, 54 руб. на страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 г, пени в размере 1355 руб. на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 г, пени в размере 265, 80 руб. на сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 г, в которых налогоплательщику был дан срок для погашения числящейся за ним задолженности (л.д.51, 53, 55, 57-58).
В силу п.2 ст.11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Факт направления требований подтверждается копиями реестров переданной и полученной заказной корреспонденции (л.д.52, 54, 56, 59, 60-63), а также сведениями личного кабинета налогоплательщика Букреева И.С. (л.д. 50).
В связи с невыполнением требований налоговый орган обратился за выдачей судебного приказа.
25 февраля 2020 года мировым судьей Липецкого районного судебного участка N 1 Липецкого судебного района Липецкой области по заявлению МИФНС России N5 по Липецкой области вынесен судебный приказ о взыскании с Букреева И.С. вышеуказанных сумм пеней по страховым взносам, ЕНДВ и пени по нему.
Данный приказ отменен по заявлению Букреева И.С. определением мирового судьи Липецкого районного судебного участка N 1 Липецкого судебного района Липецкой области от 18 марта 2020 года.
Отмена судебного приказа явилась основанием для обращения Межрайонной ИФНС России N5 по Липецкой области 17 июля 2020 года в Липецкий районный суд Липецкой области с административным иском к Букрееву И.С.
Согласно ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 17 июля 2020 года, таким образом, установленный вышеназванными нормами права шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании истребуемых сумм административным истцом не пропущен.
Доводы о нарушении налоговым органом шестимесячного срока подачи заявления о взыскании недоимки по налогу, установленного частью 2 статьи 48 НК РФ, признаются несостоятельными, поскольку данный срок установлен для случаев бесспорного взыскания задолженности посредством вынесения судебного приказа.
Если же судебный приказ отменен ввиду наличия спора, подлежащего разрешению в порядке административного судопроизводства, для подачи соответствующего административного искового заявления абзацем 2 части 3 статьи 48 НК РФ установлен специальный шестимесячный срок, исчисляемый от даты отмены судебного приказа.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции в части взыскания с Букреева И.С. задолженности по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 683 рубля и пени на него в размере 287 рублей 41 копейка. Доказательств уплаты данных сумм суду административным ответчиком не представлено.
В связи с этим решение суда в части взыскания с Букреева И.С. указанных сумм отмене не подлежит, как и не подлежит отмене или изменению решение в части взыскания с Букреева И.С. государственной пошлины 400 руб, что в силу закона является минимальным размером госпошлины, подлежащей взысканию с проигравшей стороны за удовлетворенные требования имущественного характера, взыскиваемой в соответствующий бюджет с учетом освобождения стороны административного истца от уплаты госпошлины при обращении в суд.
Вместе с тем, до рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции по существу от представителя МИФНС России N5 по Липецкой области поступило письменное заявление в порядке статей 46, 157 КАС РФ об отказе от части административных исковых требований о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г, в размере 662 руб. 54 коп. Как следует из письменных возражений, указанная недоимка была списана самим налоговым органом.
В силу части 2 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В соответствии с частью 2 статьи 304 КАС РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе от административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Согласно части 3 статьи 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
Поскольку представителю административного истца, в доверенности которого указаны права на отказ от административных требований, разъяснены последствия отказа от административного иска в части, в том числе недопустимость повторного обращения в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (часть 1 статьи 195 КАС РФ), учитывая, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции оснований, препятствующих принятию отказа от части административного иска не имеется, суд апелляционной инстанции полагает возможным принять отказ МИФНС России N5 по Липецкой области от части иска, отменить решение суда первой инстанции в части взыскания с Букреева И.С. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г, в размере 662 руб. 54 коп, прекратить производство по делу в данной части, поскольку данный отказ не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не соглашается с решением суда первой инстанции в части взыскания с Букреева И.С. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г, в размере 1 875 руб. 75 коп, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г, в размере 382 руб. 92 коп. по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и подтверждено представителем налогового органа в суде апелляционной инстанции вышеуказанные пени начислены на суммы страховых взносов на обязательной пенсионное и медицинское страхование за 2017 г, во взыскании которых с Букреева И.С. Межрайонной ИФНС России N 5 по Липецкой области уже отказано вступившим в законную силу решением Липецкого районного суда Липецкой области от 24.12.2019 г. в связи с пропуском срока на обращение в суд и отказом в его восстановлении.
В силу п.4 ч.1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Как следует из разъяснений, данных в п. 9. Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Поскольку в силу положений статьи 44 НК РФ утрата возможности принудительного взыскания суммы налога сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате, суммы задолженности по налогу, пеням, штрафу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Кодекса, не являются излишне уплаченными в смысле Кодекса и поэтому не подлежат возврату по правилам статьи 78 НК РФ (п.10).
Таким образом, поскольку недоимка по взысканию страховых взносов за 2017 г. на обязательное пенсионное страхование в размере 21060 рублей, на обязательное медицинское страхование с размере 4131 рубль по существу признана безнадежной ко взысканию решением Липецкого районного суда Липецкой области от 24.12.2019 г, добровольно Букреевым И.С. данные суммы уплачены не были, то не может быть в принудительном порядке взыскана пеня, начисленная на данную недоимку за период неуплаты. Следовательно, требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период, начиная с 01.01.2017 года, в размере 1875 руб. 75 коп, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период, начиная с 01.01.2017 года, в размере 382 руб. 92 коп, удовлетворению не подлежат.
В этой части решение суда надлежит отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (ч.1).
Правила, установленные частью 1 настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (ч. 2).
В силу ст. 113 КАС РФ при отказе административного истца от административного искового заявления понесенные им судебные расходы административным ответчиком не возмещаются. Административный истец возмещает административному ответчику расходы, понесенные им в связи с ведением административного дела.
Как следует из материалов дела, Букреевым И.С. за подачу настоящей апелляционной жалобы уплачена госпошлина в размере 150 руб.
Поскольку апелляционная жалоба административного ответчика Букреева И.С. частично удовлетворена, то в его пользу с Межрайонной ИФНС России N5 по Липецкой области подлежат взысканию расходы, понесенные по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы пропорционально той части административных требований, в удовлетворении которых отказано (2258, 67 руб.) и в части которых производство по делу прекращено в связи с отказом административного истца от части административных требований (662, 54 руб.).
Таким образом, в пользу Букреева И.С. с МИФНС России N 5 по Липецкой области подлежит взысканию госпошлина в размере 113 руб. (150 руб. (уплаченная им госпошлина за подачу апелляционной жалобы) х 2921, 22 руб. (сумма, во взыскании которой отказано, и сумма, в части взыскания которой производство по делу прекращено в связи с отказом от иска) : 3891, 62 (общая сумма административных исковых требований)).
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Липецкого районного суда Липецкой области от 21 сентября 2020 г. в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г, в размере 662 руб. 54 коп, отменить, производство по делу в этой части прекратить.
решение Липецкого районного суда Липецкой области от 21 сентября 2020 г. в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г, в размере 1 875 руб. 75 коп, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г, в размере 382 руб. 92 коп отменить, постановить в данной части новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России N 5 по Липецкой области к Букрееву Ивану Сергеевичу о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г, в размере 1 875 руб. 75 коп, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г, в размере 382 руб. 92 коп.
В остальной части решение Липецкого районного суда Липецкой области от 21 сентября 2020 г. оставить без изменения.
Взыскать в пользу Букреева Ивана Сергеевича за счет средств федерального бюджета государственную пошлину 113 руб.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья (подпись) Демидкина Е.А.
Копия верна
Судья
Секретарь
Мотивированное апелляционное определение составлено 24.12.2020 г.
8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.