Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р, судей Искандарова А.Ф, Каримовой Ф.М, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ситдиковой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 40 по Республике Башкортостан к Шалубиной ФИО10 о взыскании задолженности по налогу на доходы физического лица
по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 40 по Республике Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Каримовой Ф.М, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 40 по Республике Башкортостан (далее - ИФНС N 40) обратилась в суд с административным иском к Шалубиной Р.Р. о взыскании задолженности по налогу на доходы физического лица.
В обоснование заявленных требований указано, что 28 апреля 2014 года Шалубина Р.Р. представила налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за отчетный налоговый период 2013 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 39 000 руб. в срок не позднее 15 июля 2014 года. По состоянию на 05 августа 2020 года сумма налога не оплачена. Также Шалубина Р.Р. является налогоплательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц. Налогоплательщику направлены налоговые уведомления за три налоговых периода, в которых содержится расчет налога. Шалубина Р.Р. не оплатила в установленные сроки суммы налогов. Требование N N... от 12 июля 2019 года об уплате налога, пени налогоплательщиком оставлены без исполнения. В связи с неуплатой налогов в установленные сроки налогоплательщику в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени. Определением мирового судьи судебного участка N 5 по Кировскому району г. Уфы от 05 марта 2020 года отменен судебный приказ N... от 11 февраля 2020 года о взыскании с Шалубиной Р.Р. пени по налогу на имущество физических лиц в размере 78, 05 руб, пени по транспортному налогу в размере 386, 15 руб, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 16 392, 25 руб.
Административный истец просил взыскать с Шалубиной Р.Р. задолженность по налогу и пени в общей сумме 16 856, 45 руб, в том числе пени по налогу на имущество физических лиц в размере 78, 05 руб, пени по транспортному налогу в размере 386, 15 руб, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 16 392, 25 руб.
В связи с частичной уплатой задолженности, уточнив исковые требования, административный истец просил взыскать с Шалубиной Р.Р. задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 16 392, 25 руб, в том числе пени по налогу на доходы физических лиц в размере 16 392, 25 руб.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 октября 2020 года (с учетом определения суда от 26 ноября 2020 года об исправлении описки) в удовлетворении административного иска межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан к Шалубиной ФИО10 о взыскании задолженности по пени по налогу на доходы физического лица в размере 16 392 руб. 25 коп. отказано.
В апелляционной жалобе начальник ИФНС N 40 Марнюков А.В. просит отменить решение суда, в обоснование указано, что в решении суда отсутствует информация о дате принятия решения в окончательной форме. Налоговый орган просил взыскать с Шалубиной Р.Р. пени по налогу на доходы физических лиц, в связи с неисполнением обязанности по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных в соответствии со статьей 228 НК РФ за 2013 год в размере 39 000 руб, данная сумма налога по состоянию на 30 октября 2020 года не уплачена. Положения части 1 статьи 12 Федерального закона N 436-ФЗ от 28 декабря 2017 г. к налогу на доходы физических лиц не применяются, поэтому отсутствуют основания для признания безденежной к взысканию и списанию недоимки по налогу на доходы физических лиц, образовавшейся у физического лица по состоянию на 01 января 2015 года.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ИФНС N 40 Фасхутдинову М.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Как следует из материалов дела, 28 апреля 2014 года Шалубина Р.Р. представила в ИФНС N 40 налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за отчетный налоговый период 2013 год, в связи с получением дохода от продажи доли уставного капитала. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет за 2013 год, составила 39 000 руб. сроком уплаты не позднее 15 июля 2014 года.
Согласно требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа N N... по состоянию на 24 июля 2014 года налоговый орган извещает Шалубину Р.Р. о необходимости в срок 05 сентября 2014 года уплатить задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2013 год в размере 39 000 руб, пени за период с 16 июля 2014 года по 20 июля 2014 года в размере 53, 64 руб.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 5 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 24 декабря 2014 года N... взысканы в пользу ИФНС N 40 с Шалубиной Р.Р. задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 39 000 руб, пени в размере 53, 64 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Кировского РОСП г. Уфы УФССП по РБ от 21 сентября 2015 года на основании указанного судебного приказа в отношении должника Шалубиной Р.Р. возбуждено исполнительное производство N... о взыскании налога, пени, штрафа в размере 39 053, 64 руб. в пользу взыскателя ИФНС N 40.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Кировского РОСП г. Уфы УФССП по РБ от 18 февраля 2017 года исполнительное производство N... окончено. В ходе исполнения данного исполнительного производства установлено фактическое исполнение исполнительного документа, указано, что взыскание денежных средств подтверждается платежным документом о погашении долга.
В связи с неуплатой налога в установленный срок в адрес Шалубиной Р.Р. 21 сентября 2019 года направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N N... по состоянию на 12 июля 2019 года о необходимости уплаты в срок до 06 ноября 2019 года пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, в размере 16 392, 25 руб.
11 февраля 2020 года ИФНС N 40 обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка N 5 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 05 марта 2020 года отменен судебный приказ N N... от 11 февраля 2020 года о взыскании с Шалубиной Р.Р. в пользу ИФНС N 40 задолженности по налогам - пени по транспортному налогу в размере 386, 15 руб, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 78, 05 руб, пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, в размере 16 392, 25 руб, на общую сумму 16 856, 45 руб. и государственной пошлины в размере 337, 12 руб. в доход государства.
Отказывая ИФНС N 40 в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что недоимка по налогу на доходы физических лиц у Шалубиной Р.Р. в размере 39 000 руб, образовавшаяся на 01 января 2015 года, признается безнадежной и подлежит списанию налоговым органом, и начисленные на указанную недоимку пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
Согласно статье 59 Налогового кодекса Российской Федерации в установленных законодательством случаях в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 01 января 2015 года.
Из содержания статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ не следует, что данная норма является актом прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате налогов, пени и штрафов.
Напротив, положения данной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015 - 2017 годы).
Не ограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. При этом предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (индивидуальных предпринимателей) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.
Исходя из вышеуказанных норм права под подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01 января 2015 года, понимаются недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.
Таким образом, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01 января 2015 года, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ.
Установлено, что задолженность по налогам, пени и штрафам выявлена у Шалубиной Р.Р. налоговым органом в 2014 году, данный налог на доходы физических лиц в размере 39 000 руб. взыскан судебным приказом мирового судьи от 24 декабря 2014 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Кировского РОСП г. Уфы УФССП по РБ от 18 февраля 2017 года окончено исполнительное производство N... о взыскании с Шалубиной Р.Р. налоговой задолженности в размере 39 053, 64 руб. в пользу взыскателя в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Таким образом, налоговым органом своевременно приняты меры по взысканию задолженности по налогу на доходы физического лица за налоговый период 2013 год, возбуждено исполнительное производство о взыскании задолженности и окончено фактическим исполнением.
При таких обстоятельствах положения статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" к рассматриваемой задолженности применению не подлежали, вышеприведенные выводы суда являются ошибочными.
Вместе с тем судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней, штрафов.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов.
В соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
На основании пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
Вышеуказанные положения закона дают основания для вывода о том, что налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога.
Положения пункта 5 статьи 75 НК РФ в совокупности с разъяснениями, содержащимися в п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ", направлены на регламентацию срока направления требования об уплате пени в том случае, если недоимка по налогу должником погашена (такой срок ограничен тремя месяцами - пункт 1 статьи 70 НК РФ), однако не препятствуют налоговому органу направить должнику требование об уплате пени в любое время до тех пор, пока основное обязательство об уплате налога не прекращено.
В связи с тем, что пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то прекращение начисление пени возможно только в случае прекращения обязанности по уплате налога или сбора. Также пени могут не начисляться в случаях, специально установленных НК РФ.
Из представленной расшифровки задолженности и расчета суммы пени, включенной в требование N 56758 от 12 июля 2019 года, следует, что пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, в размере 16 392, 25 руб, начислены за период с 01 августа 2015 года по 11 июля 2019 года на сумму недоимки по налогу за 2013 год.
По материалам дела установлено, что взысканная сумма налога на доходы физических лиц в размере 39 000 руб. Шалубиной Р.Р. по состоянию на 18 февраля 2017 года погашена, следовательно, административным истцом необоснованно начислены суммы пени за период с февраля 2017 года по 11 июля 2019 года.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в пункте 51 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Требование об уплате недоимки по пени выставлено Шалубиной Р.Р. с 12 июля 2019 года и направлено 21 сентября 2019 года (л.д. 21), что свидетельствует о несоблюдении налоговым органом сроков в соответствии с разъяснениями вышеприведенного Пленума ВАС РФ и не правильном применении положений статьи 70 НК РФ, поскольку с момента окончания исполнительного производства в связи с фактическим погашением задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 39 000 руб. до направления требования об уплате пени прошло более 2, 5 лет.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При таком положении возможность принудительного взыскания с Шалубиной Р.Р. суммы недоимки по пени на доходы физических лиц в размере 16 392, 25 руб. утрачена.
Поскольку в силу приведенных норм права налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности по пени по налогу на доходы физического лица, решение суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований о взыскании задолженности по пени по налогу на доходы физического лица в размере 16 392 руб. 25 коп. подлежит оставлению без изменения.
Доводы жалобы предусмотренных статьей 390-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не содержат, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 40 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий Г.Р. Кулова
Судьи Ф.М. Каримова
А.Ф. Искандаров
Справка: судья Курамшина А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.