Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Козловой Н.И, Селезневой Е.Н.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 декабря 2020 года апелляционную жалобу администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2020 года по гражданскому делу N... по иску Голюка С. А. к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга о признании незаконными действий, признания права на получение дополнительных мер социальной поддержки, обязании принять решение о предоставлении единовременной компенсации.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга - Соколовой О.О, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голюк С.А. обратился в суд с иском к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать действия ответчика по отказу в предоставлении единовременной компенсационной выплаты для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского ассортимента и продуктов детского питания при рождении ребенка Голюку С.А. незаконными; признать право Голюка С.А. на получение дополнительной меры социальной поддержки (единовременной компенсационной выплаты для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания) по случаю рождения ребенка Голюк М.С, "дата" года рождения; обязать администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга устранить нарушения прав и законных интересов Голюка С.А. путем принятия решения о предоставлении единовременной компенсационной выплаты для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания при рождении ребенка.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 13.02.2020 Голюк С.А. обратился через МФЦ Московского района Санкт-Петербурга в администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания при рождении ребенка Голюк М.С. "дата" года рождения в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N... "Социальный кодекс Санкт-Петербурга". 18.02.2020 истец получил отказ в предоставлении единовременной выплаты, мотивированный тем, что ребенок не имеет постоянной регистрации на территории Санкт-Петербурга, зарегистрирован по месту пребывания в Санкт-Петербурге.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2020 года исковые требования Голюка С.А. удовлетворены. Признаны действия администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга по отказу в предоставлении единой компенсационной выплаты для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания при рождении ребенка Голюку С.А. незаконными. Признано право Голюка С.А. на получение дополнительной меры социальной поддержки (единовременной компенсационной выплаты для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания) по случаю рождения ребенка Голюк М.С, "дата" года рождения. Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга обязана принять решение о предоставлении Голюку С.А. единовременной компенсационной выплаты для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов питания при рождении ребенка.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Голюк С.А. извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие не заявлял. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга - Соколовой О.О, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", вступившим в силу с 01.01.2012, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Согласно ст. 2 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" гражданином признается гражданин Российской Федерации, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, гражданин без определенного места жительства в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с подп. 1 п.1 ст. 19 названного Закона семьям, имеющим детей, предоставляются дополнительные меры социальной поддержки, в частности, компенсационные выплаты в виде единовременной компенсационной выплаты при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до шести месяцев) для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания.
Согласно п. 3 ст. 17 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные под. 1 п. 1 ст. 19 настоящего Кодекса, предоставляются семьям, в которых ребенок (дети) и один или оба родителя являются гражданами, имеющими место жительства в Санкт-Петербурге.
Порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" за счет средств бюджета Санкт-Петербурга установлен в Приложении N... к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N... "О реализации главы 5 "Социальная поддержка семей, имеющих детей" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
В п. 2.1 вышеуказанного Порядка установлено, что меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления о предоставлении меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) семье, имеющей детей (далее - заявление), по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет), направленного одним из законных представителей (матерью - для получения ежемесячной социальной выплаты матерям) (далее - заявитель) в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или по месту пребывания заявителя.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, необходимы следующие документы:
Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина (законных представителей) Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены);
Документы, содержащие данные органов регистрационного учета заявителя и ребенка (детей), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных "Население. Жилой фонд" (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9), свидетельство о регистрации по месту жительства (форма 8), свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) или решение суда об установлении места жительства или места пребывания);
Документы, подтверждающие наличие в семье детей: свидетельство о рождении ребенка (детей);
Свидетельство о регистрации (расторжении) брака;
Справка, подтверждающая постановку на медицинский учет по беременности в срок до 20 недель (включительно).
При этом п. 4 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" предусмотрено, что место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
В соответствии с положениями статьи 6.1 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" предоставление мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи основано на принципах: 1) адресности; 2) сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянного его повышения; 3) заявительного порядка их предоставления; 4) доступности; 5) равенства прав граждан, имеющих право на их получение; 6) конфиденциальности
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.02.2020 Голюк С.А. обратился в администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в Санкт-Петербурге, приложив свидетельство о рождении ребенка, не достигшего 14-летнего возраста (справка о рождении ребенка), свидетельство о регистрации (Форма N...) Голюк М.С, справку о регистрации (Форма N...) Голюка С.А, свидетельство о заключении брака, справку о постановке на учет по беременности (л.д. 14-18).
Письмом администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга отказано Голюку С.А. в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, указав, что единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка, предусмотренная Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", предоставляется семьям, в которых ребенок (дети) и один или оба родителя являются гражданами, имеющими место жительства в Санкт-Петербурге. Ребенок имеет регистрацию по месту пребывания в Санкт-Петербурге, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от 27.01.2020 N... (л.д. 9).
Вместе с тем, ответчиком не оспаривалось, что мать Голюк М.С. постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
Истец, являющийся отцом Голюк М.С. зарегистрирован постоянно по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", Саперная ул, "адрес", по месту пребывания по адресу: "адрес".
Голюк М.С. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, Кузнецовская ул, "адрес" квартире, принадлежащей на праве собственности Голюк С.А.
Таким образом, оба родителя зарегистрированы по месту жительства на территории Санкт-Петербурга, ребенок Голюк М.С. зарегистрирована с отцом по месту пребывания на территории Санкт-Петербурга.
Разрешая спор, учитывая положения ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, то обстоятельство, что оба родителя имеют место жительства на территории Санкт-Петербурга, Голюк М.С. также имеет место жительства на территории Санкт-Петербурга, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о праве истца Голюка С.А. на получение мер социальной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов питания при рождении ребенка.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ч.1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (ч.2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.
Установив, что оба родителя Голюк М.С, мать и отец имеют постоянную регистрацию в Санкт-Петербурге, малолетняя Голюк М.С. проживает совместно с родителями, имеет регистрацию по месту пребывания в Санкт-Петербурге, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о праве истца на единовременную компенсационную выплату при рождении ребенка Голюк М.С. для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания и удовлетворил заявленные требования.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, не влекут отмену решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга 19 августа 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.