Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Ивановой Ю.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре
Зобиной Н.А.
рассмотрела административное дело N 2а-4964/2020 по апелляционной жалобе Иванова М. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2020 года, принятое по административному иску Иванова М. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу о признании незаконными отказ в принятии 22 апреля 2020 года и 10 июня 2020 года налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, представленной на бумажном носителе.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов М.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными отказы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС России N17 по Санкт-Петербургу о принятии налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год, направленной Ивановым М.В. в налоговой орган на бумажном носителе) 22 апреля 2020 года и 10 июня 2020 года.
В качестве способа восстановления нарушенных прав просил суд обязать налоговый орган принять у Иванова М.В. налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2019 год, представленную на бумажном носителе.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Иванов М.В. просил отменить решение суда, как постановленное при неверном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Административный истец в суд не явился и представил ходатайство об отложении судебного разбирательства в виду временной нетрудоспособности его представителя - Ивановой Ю.В, которое оставлено судебной коллегией без удовлетворения, т.к. сам административный истец извещен о времени судебного разбирательства надлежащим образом по телефону (л.д.88), доказательств невозможности своей явки по уважительным причинам не представил; доказательств временной нетрудоспособности самого административного истца, Иванов М.В. не представил; иных оснований, препятствующих ему самостоятельно отстаивать в суде апелляционной инстанции свои права и законные интересы, Иванов М.В. в ходатайстве не привел.
Представитель административного ответчика МИФНС России N17 по Санкт-Петербургу, полагая решение суда законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав доказательства по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что 22 апреля 2020 года, а затем 10 июня 2020 года Ивановым М.В. подана в МИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу налоговая декларация на бумажном носителе по налогу на доходы физических лиц за 2019 год по форме 3-НДФЛ.
Уведомлением от 30 апреля 2020 года МИФНС России N17 по Санкт-Петербургу известила Иванова М.В. об отказе в приеме налогового документа, представленного на бумажном носителе по основаниям, изложенным в пункте 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России N 99н от 02 июля 2012 года (л.д.10) указав, что отсутствует заполнение обязательных реквизитов в налоговой декларации за 2019 год. Не заполнен раздел 1.
Иванову М.В. предложено представить заново налоговую декларацию за 2019 год, заполнив все обязательные листы налоговой декларации.
Уведомлением от 29 июня 2020 года МИФНС России N17 по Санкт-Петербургу так же известила Иванова М.В. об отказе в приеме налогового документа, представленного на бумажном носителе по основаниям, изложенным в пункте 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России N 99н от 02 июля 2012 года (л.д.25) указав, что в представленном налоговом документе неверно указаны номер корректировки и КБК в разделе 1. Отсутствует первичная налоговая декларация с номером корректировки "0".
Иванову М.В. предложено представить заново налоговую декларацию за 2019 год, указав верно номер корректировки, КБК в разделе 1. Пропуски не допускаются (Л.д.25).
09 июля 2020 года (т.е. в период рассмотрения судом настоящего административного дела) Иванов М.В. в третий раз направил почтовой связью в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2019 год на бумажном носителе, которая принята налоговым органом 15 июля 2020 года, т.к. Иванов М.В. устранил недостатки ранее поданных налоговых документов.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 19 Административного регламента ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом ФНС России от 08 июля 2019 года N ММВ-7-19/343@, представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов). Учитывая, что налоговые документы, направленные Ивановым М.В. в налоговый орган 22 апреля 2020 года и 10 июня 2020 года не были заполнены в соответствии с Порядком заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденным Приказом ФНС России от 03 октября 2018 года N ММВ-7-11/569@, а именно не заполнен раздел 1, обязательный к заполнению и неверно указаны номер корректировки и КБК в разделе 1, то налоговый орган, руководствуясь нормами выше приведенного Административного регламента законно и обоснованно дважды отказал Иванову М.В. в приеме налогового документа, представленного на бумажном носителе.
Выводы суда нельзя признать верными.
На дату принятия налоговым органом первого решения (от 30 апреля 2020 года) об отказе в приеме налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, направленной Ивановым М.В. 22 апреля 2020 года в МИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу, порядок предоставления государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов), а также основания отказа в предоставлении такой услуги, были установлены Административным регламентом ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным Приказом Минфина России от 02 июля 2012 года N99н (в редакции от 26 декабря 2013 года) (далее- Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина России от 02 июля 2012 года N99н).Исчерпывающий перечь оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов) приведен в пункте 28 указанного Административного регламента.
Согласно подпункта 3 пункта 28 Административного регламента представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) влечет отказ в приеме налоговой декларации (расчета).
На дату принятия налоговым органом второго оспариваемого решения (от 29 июня 2020 года) об отказе в приеме налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, направленной Ивановым М.В. 10 июня 2020 года в МИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу порядок предоставления государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов), в том числе основания отказа в предоставлении такой услуги, установлены Административным регламентом, утвержденным Приказом ФНС России от 08 июля 2019 года N ММВ-7-19/343@.
Исчерпывающий перечь оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов) приведен в пункте 19.
Согласно подпункта 3 пункта 19 Административного регламента представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) влечет отказ в приеме налоговой декларации (расчета).
Из приведенных Административных регламентов и оснований отказа в приеме налоговой декларации следует, что неправильное или неполное заполнение установленной формы налоговой декларации, представляемой на бумажном носителе, или установленного формата налоговой декларации, представляемой в форме электронного налогового документа, не является основанием для отказа в приеме налогового документа.
Форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 03 октября 2018 года N ММВ-7-11/569@.
При этом форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) (т.е. сам бланк налогового документа) утверждена Приложением N 1 к Приказу ФНС России от 03 октября 2018 года N ММВ-7-11/569@, а порядок заполнения утвержденной формы (содержание) утвержден Приложением N 2 к указанному Приказу ФНС России.
Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 03 октября 2018 года N ММВ-7-11/569@ имеет разделы N 1 - общие требования к заполнению формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, и N 2 - Содержание Декларации.
Приведенные в оспариваемых отказах административного ответчика требования к Иванову М.В. об обязательном заполнении Титульного листа формы Декларации, где содержатся общие сведения о налогоплательщике, в том числе:
Раздел 1 формы Декларации содержит итоговые сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета.
Раздел 2 формы Декларации служит для исчисления налоговой базы и сумм налогов по доходам, облагаемым по различным налоговым ставкам, основаны на пункте 2.1. раздела 2 Порядка заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 03 октября 2018 года N ММВ-7-11/569@Ю и относятся не к необходимости соблюдения утвержденной данным приказом формы декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), а к обязанности надлежащего заполнения такой формы декларации, т.е. к содержанию налогового документа.
Порядок исправления недостатков содержания налоговой декларации определен статьей 88 НК Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 88 НК Российской Федерации если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Таким образом, поскольку недостатки содержания (заполнения) утвержденной формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) в соответствии с подпунктом 2 пункта 28 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 02 июля 2012 года N99н, и подпунктом 3 пункта 19 Административного регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 08 июля 2019 года N ММВ-7-19/343@ не являются основанием для отказа в приеме налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ), а соблюдение Ивановым М.В. утвержденной формы налогового документа (т.е. соответствие бланка налоговой декларации, представленной Ивановым М.В, утвержденной форме), административным ответчиком не оспаривается и в решениях налогового органа от 30 апреля 2020 года и от 29 июня 20202 года на несоблюдение утвержденной формы налоговой декларации не указано, то у МИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу отсутствовали законные основания для отказа в приеме налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), поданных Ивановым М.В. 22 апреля 2020 года и 10 июня 2020 года.
Учитывая, что неправильное применение судом вышеперечисленных норм права повлекло неверное разрешение возникшего спора, то решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 20200 года подлежит отмене (пункт 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации), с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требования Иванова М.В. о признании незаконными решения налогового органа от 30 апреля 2020 года и 29 июня 2020 года.
Согласно статьи 229 НК Российской Федерации срок подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 30 апреля года, следующего за годом получения дохода физическим лицом.
В 2020 году указанный срок продлен по 30 июля 2020 года на основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации N 239 от 02 апреля 2020 года; подпункта 4 пункта 3 статьи 4, пункта 1 статьи 229 НК Российской Федерации; пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 409).
Как указано в апелляционном определении ранее, 15 июля 2020 года МИФНС России N17 по Санкт-Петербургу принята налоговая декларация по налогу доходу физических лиц (форма 3-НДФЛ), поданная Ивановым М.В. 09 июля 2020 года (т.е. в течение срока, продленного вышеназванными правовым актами), камеральная проверка налоговой декларации завершена, то основания для возложения на налоговый орган обязанности по принятию у Иванова М.В. налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019 год, в настоящее время не имеется. Следовательно, предложенный административным истцом способ восстановления нарушенных прав, утратил свою актуальность и не применим.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2020 года.
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконными отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу в приеме налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, поданной Ивановым М. В. 22 апреля 2020 года и 10 июня 2020 года, поступившей в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу 30 апреля 2020 года и 29 июня 2020 года.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.