Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сухаревой С.И, при секретаре Васильевой Н.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о ликвидации Православной местной религиозной организации "Приход храма-часовни Рождества Пресвятой Богородицы" и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, УСТАНОВИЛ:
Православная местная религиозная организация "Приход храма-часовни Рождества Пресвятой Богородицы" зарегистрирована 11.08.2009 Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, основной государственный регистрационный номер 1097800004994, ведомственный регистрационный номер 7811010433.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц указанная организация (далее по тексту - Организация) находится по адресу: 191036, Санкт-Петербург, ул.4-я Советская, д.10, лит.А.
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, является "... ", председатель Приходского совета "... ").
В соответствии с пунктом 1 Устава Организация является местной религиозной организацией, которая входит в состав Религиозной организации "Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", ОГРН 1037858002423 (далее по тексту - Религиозная организация).
В Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее также - Главное управление) 12.11.2019 поступило письмо Религиозной организации от 29.10.2019 N 590 (вх. N 30300) с просьбой рассмотреть возможность направления от имени Главного управления в суд административного искового заявления о признании Организации прекратившей деятельность и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ. Религиозная организация в названном письме указала, что в ее состав входит ряд местных религиозных организаций, в том числе Организация, фактически прекративших свою деятельность. В связи с тем, что участники прекратили принимать участие в деятельности организаций, осуществить их ликвидацию в добровольном порядке не представляется возможным. Данные организации не подают отчетность в налоговые органы, не имеют банковских счетов, движимого или недвижимого имущества.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, в котором просит ликвидировать Православную местную религиозную организацию "Приход храма-часовни Рождества Пресвятой Богородицы" и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу Томова Т.А, действующая по доверенности от "дата", просила удовлетворить заявленное требование.
Православная местная религиозная организация "Приход храма-часовни Рождества Пресвятой Богородицы", извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не направила в суд своего полномочного представителя, возражений по существу административного иска не представила.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, Санкт-Петербургский городской суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений).
Правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируется Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ). В силу пункта 1 статьи 8 этого федерального закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц.
Порядок и основания ее применения предусмотрены статьей 14 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). При этом правом на внесение в суд представления о ликвидации религиозной организации обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления (абзац 3 пункта 1, пункт 3).
Аналогичные положения о ликвидации юридических лиц закреплены в подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Таким органом государственной регистрации в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу.
Как следует из материалов дела, 12.11.2019 в адрес Главного управления поступило письмо Религиозной организации от 29.10.2019 N 590 (вх. N 30300), с просьбой рассмотреть возможность направления от имени Главного управления в суд административного искового заявления о признании Организации прекратившей деятельность и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ. Религиозная организация в названном письме указала, что в ее состав входит ряд местных религиозных организаций, в том числе Организация, фактически прекративших свою деятельность. В связи с тем, что участники прекратили принимать участие в деятельности организаций, осуществить их ликвидацию в добровольном порядке не представляется возможным. Данные организации не подают отчетность в налоговые органы, не имеют банковских счетов, движимого или недвижимого имущества (л.д.25).
Главным управлением на основании вышеуказанного письма Религиозной организации, а также пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ в адрес Организации вынесено предупреждение от 04.12.2019 N 78/07- 21932 с требованием устранить нарушение в срок до 03.02.2020 (включительно) (л.д.37-38).
Указанное предупреждение направлено на адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ. Согласно отчету Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083743050002 указанное предупреждение не доставлено, возвращено в Главное управление "из-за истечения срока хранения" (л.д.40).
В установленном порядке предупреждение Организацией не обжаловалось, в срок, указанный в предупреждении, нарушения законодательства Российской Федерации ею не устранены.
В ходе изучения Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу документов, содержащихся в материалах учетного дела Организации, были установлены допущенные Организацией нарушения законодательства Российской Федерации, которые выразились в следующем.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
В нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ в пункте 1 Устава Организации, а также в ЕГРЮЛ содержатся сведения о сокращенном наименовании Организации (л.д.28).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ в Уставе религиозной организации в случае ее принадлежности к существующей централизованной религиозной организации указывается также ее наименование.
В нарушение пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ в пункте 1 Устава указано неправильное наименование централизованной религиозной организации, в состав которой входит Организация.
По указанным фактам на основании пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, вынесено предупреждение от 04.12.2019 N 78/07-21932 с требованием устранить нарушение в срок до 03.02.2020 (включительно) (л.д.37-38).
В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Правила ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации о юридически значимых сообщениях применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон (п. 2 ст. 165.1 ГК РФ).
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
С учетом приведенных норм права и их разъяснений предупреждение от 04.12.2019 N 78/07-21932 направленное административным истцом считается доставленным Организации.
В установленном порядке предупреждение Организацией не обжаловалось, в срок, указанный в предупреждении, нарушения законодательства Российской Федерации ею не устранены.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" к грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 N125-ФЗ религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
В пунктах 22, 36, 37 Устава определено, что управление Организацией осуществляют: настоятель, возглавляющий собрание представителей Организации (далее - Приходское собрание), и Приходской совет, подотчетный настоятелю. Приходское собрание, состоящее из не менее чем десяти человек православных верующих, принимает Устав Организации и с благословения епархиального архиерея и, в случае необходимости, вносит в него изменения. Приходское собрание правомочно принимать решения при участии в нем не менее половины членов. Решение о внесении изменений в Устав принимается не менее, чем двумя третями голосов от числа присутствующих членов Приходского совета (л.д. 30, 31, 32).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются:
заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
решение о внесении изменений в учредительные документы;
учредительные документы организации в новой редакции;
документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 36 Регламента N 455 для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются: заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ.
В связи с тем, что информация об адресе Организации (раздел VIII), сокращенном наименовании и централизованной религиозной организации, в состав которой входит Организация (пункт 1) содержатся в Уставе, то для устранения указанных нарушений Организации одновременно необходимо представить в Главное управление документы, установленные действующим законодательством для внесения изменений в свой Устав, а также в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Внесение изменений в Устав отнесено к полномочиям Приходского совета, который должен состоять из не менее чем десяти человек. Новая редакция Устава в соответствии с пунктом 37 Устава должна быть утверждена Религиозной организацией.
В связи с отсутствием участников в Организации, а также наличием информации о фактическом прекращении деятельности Организации (письмо Религиозной организации от 29.10.2019 N 590 (вх. N 30300) указанные нарушения не могут быть устранены законным способом (невозможно принять решение о внесении изменений в Устав и в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в порядке, установленном учредительными документами).
Организация после вынесения предупреждения от 04.12.2019 N78/07-21932 с требованием об устранении нарушения пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (непредставление документов об изменении адреса) продолжала нарушать требования пункта 8 статьи 8 и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ.
Таким образом, Организация также осуществляет свою деятельность с неоднократными нарушениями требований Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ.
Неисполнение Организацией на протяжении длительного времени законных требований Главного управления как органа, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью религиозных организаций и отсутствие религиозной деятельности, закрепленной в Уставе и определяющей смысл создания и основной деятельности всех религиозных организаций, является достаточным основанием для ликвидации Организации в судебном порядке и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
При изложенных обстоятельствах Организация грубо и неоднократно нарушила приведенные нормы федеральных законов, что в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ является основанием для ее ликвидации по решению суда, в связи с чем административное исковое заявление уполномоченного федерального органа государственной регистрации о ликвидации Организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу удовлетворить.
Ликвидировать Православную местную религиозную организацию "Приход храма-часовни Рождества Пресвятой Богородицы" (основной государственный регистрационный номер 1097800004994, ведомственный регистрационный номер 7811010433).
Исключить сведения о Православной местной религиозной организации "Приход храма-часовни Рождества Пресвятой Богородицы" (основной государственный регистрационный номер 1097800004994, ведомственный регистрационный номер 7811010433) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья С.И.Сухарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.