Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А, при секретаре Яцкевич Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о ликвидации Православной местной религиозной организации "Приход храма святого преподобного Сергия Радонежского в пос.Белоостров", УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, в котором просит ликвидировать Православную местную религиозную организацию "Приход храма святого преподобного Сергия Радонежского в пос. Белоостров" (далее - Организация) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований административный истец ссылается на то, что Организацией допущены грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства.
Представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее - Главное управление), в судебное заседание явилась, просила удовлетворить требования административного искового заявления.
Административный ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещён надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, где не обеспечил получение судебного извещения, также извещен в соответствии с требованиями статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (л.д.95, 96, 99, 100, 101, 102-104), указанный в Едином государственном реестр юридических лиц руководитель Организации получил определение суда о принятии заявления к производству суда и копию административного искового заявления (л.д.97), возражений по существу заявленных требований не представил.
Представитель заинтересованного лица Религиозной организации "Санкт-Петербургской епархии русской православной церкви (Московский патриархат)" в судебное заседание не явился, извещен по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу (л.д.105), представил отзыв на административное исковое заявлении, в котором указал об отсутствие возражений против заявленных требований административного искового заявления.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Православная местная религиозная организация "Приход храма святого преподобного Сергия Радонежского в пос. Белоостров" зарегистрирована "дата" Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, основной государственный регистрационный номер N.., ведомственный регистрационный номер N.., согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Организация находится по адресу: "адрес" (Дюны тер.), 11-А.
В соответствии с пунктом 1 Устава Православная местная религиозная организация "Приход храма святого преподобного Сергия Радонежского в пос. Белоостров" входит в структуру централизованной религиозной организации Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), ОГРН N.., которая 29 октября 2019 года обратилась в Главное управление с просьбой рассмотреть возможность направления в суд административного искового заявления о признании Организации прекратившей деятельность и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ, поскольку участники Организации прекратили принимать участие в ее деятельности, Организация не подает отчетность в налоговые органы, не имеет банковских счетов, движимого или недвижимого имущества.
В соответствии с часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений).
Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Порядок и основания ликвидации религиозной организации предусмотрены статьей 14 Федерального закона N 125-ФЗ, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного федерального закона и иных федеральных законов; правом на, при этом правом на обращение в суд с таким требованием обладают, в том числе, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы (абзац 3 пункта 1, пункт 3).
На основании пунктов 69, 77 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста Росси и от 03.30.2014 года N 25, уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности, и, соответственно, наделенным правом обращения в суд с заявлением о ликвидации местной религиозной организации, зарегистрированной в Санкт-Петербурге, является Главное управление.
В силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности, вместе с тем, в ходе текущего контроля за деятельностью некоммерческих организаций Главным управлением установлено, что в нарушение указанных положений в пункте 1 Устава Организации, а также в ЕГРЮЛ содержатся сведения о сокращенном наименовании Организации (л.д.28).
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 125-ФЗ в Уставе религиозной организации в случае ее принадлежности к существующей централизованной религиозной организации указывается также ее наименование. Однако, как следует из пункта 1 Устава Организации, на именование централизованной религиозной организации, в состав которой входит Организация, не соответствует наименованию централизованной религиозно организации, указанному в ЕГРН (Религиозная организация "Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)".
По указанным фактам на основании пункта 4 статьи 25 Федерального закона N 125-ФЗ Главным управлением в адрес Организации вынесено предупреждение от "дата" года N... с требованием устранить нарушение в срок до 03.02.2020 (включительно) (л.д.52-53), которое направлено в адрес в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, откуда оно возвращено почтовой службой с отметкой "по адресу не находится" (л.д.54)
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений, в том числе сведений об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, содержащихся в ЕГРЮЛ.
В связи с возвратом вышеуказанного почтового отправления Главным управлением в адрес Организации на основании пункта 4 статьи 25 Федерального закона N 125-ФЗ вынесено предупреждение от "дата" N... с требованием устранить указанное нарушение в срок до 01 апреля 2020 (включительно) (л.д.55-56).
Указанное предупреждение направлено в указанный в ЕГРЮЛ адрес Организации, откуда возвращено в Главное управлении с отметкой почтовой службы "по адресу не находится, дом снесен" (л.д.57), также предупреждение направлено по указанному в ЕГРЮЛ месту жительства Руководителя Организации, откуда оно возвращено в связи с неудачной попыткой вручения (л.д.51-54).
В соответствии с пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
С учетом приведенных норм права и их разъяснений вышеуказанные предупреждения, направленные административным истцом, считаются доставленными Организации.
Как следует из представленной в суд административным истцом актуальной выписки из ЕГРЮЛ, вышеуказанные нарушения законодательства административным ответчиком до настоящего времени не устранены, доказательств обжалования названных предупреждений административным ответчиком суду не представлено.
Суд соглашается с позицией административного истца, что указанные нарушения являются грубым, в связи с чем принимает во внимание следующие обстоятельства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", к грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами (пункт 26); неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства (пункт 27).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N125-ФЗ религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
В связи с тем, что информация об адресе Организации (раздел VIII), сокращенном наименовании и централизованной религиозной организации, в состав которой входит Организация (пункт 1), содержится в ее Уставе, то для устранения выявленных нарушений Организации одновременно необходимо представить в Главное управление документы, установленные действующим законодательством для внесения изменений в свой Устав, а также в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, т.е, в том числе, решение о внесении изменений в учредительные документы в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее подлежащие изменению в ЕГРЮЛ сведения о некоммерческой организации в соответствии с пунктом 36 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.
В пунктах 22, 36, 37 Устава Организации установлено, что ее управление осуществляется настоятелем, возглавляющим собрание представителей Организации (далее - Приходское собрание), и Приходским советом, подотчетным настоятелю. Приходское собрание, состоящее из не менее, чем десяти человек православных верующих, принимает Устав Организации и с благословения епархиального архиерея; Приходское собрание состоит из не менее, чем десяти человек, правомочно принимать решения при участии в нем не менее половины членов; решение о внесении изменений в Устав принимается не менее, чем двумя третями голосов от числа присутствующих членов Приходского совета (л.д. 30, 31, 32).
Принимая во внимание информацию Религиозной организации "Санкт-Петербургской епархии русской православной церкви (Московский патриархат)" о фактическом прекращении деятельности Организации, следует признать, что указанные нарушения не могут быть устранены законным способом, поскольку при таких обстоятельствах невозможно установленном учредительными документами порядке принять решение о внесении изменений в Устав и в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об Организации.
Следует также учитывать, что Организация после вынесения предупреждения от "дата" N N... с требованием об устранении нарушении пункта 8 статьи 8 и пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 125-ФЗ, нарушила требования пункта 9 статьи 8 Закона N 125-ФЗ, что послужило основанием для вынесения в ее адрес предупреждения от "дата" N N.., что свидетельствует о неоднократном нарушении Организацией закона; кроме того, Организация до настоящего времени не исполнила законные требования Главного управления как органа, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью религиозных организаций, Организация не осуществляет религиозную деятельность, закрепленную в Уставе и определяющую смысл создания и основной деятельности всех религиозных организаций.
На основании изложенного, административное исковое заявление уполномоченного федерального органа государственной регистрации о ликвидации Организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175, 177, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о ликвидации Православной местной религиозной организации "Приход храма святого преподобного Сергия Радонежского в пос.Белоостров" - удовлетворить.
Ликвидировать Православную местную религиозную организацию "Приход храма святого преподобного Сергия Радонежского в пос.Белоостров" (основной государственный регистрационный номер N.., ведомственный регистрационный номер N...), исключить о ней сведения из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Е.А. Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.