Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сухаревой С.И, при секретаре Астрейко М.Н, с участием прокурора Егоровой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-287/2020 по административному исковому заявлению Новицкой Надежды Павловны о признании недействующей части первой статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3 "Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге", установил:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 17.12.2008 принят и Губернатором Санкт-Петербурга 16.01.2009 подписан Закон Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3 "Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3). Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Санкт-Петербургские ведомости", N 20, 05.02.2009, "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", N 1, 10.03.2009.
Частью первой статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3 в ранее действовавшей редакции установлено, что для совершения нотариальных действий нотариус обязан иметь помещение (контору, бюро, нотариальный офис) (далее - нотариальная контора) на территории Санкт-Петербургского нотариального округа.
Законом Санкт-Петербурга от 10.05.2016 N 230-38 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге" (опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru - 11.05.2016), Законом Санкт-Петербурга от 02.11.2017 N 639-113 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге" (опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru - 02.11.2017), Законом Санкт-Петербурга от 21.02.2018 N 59-14 "О внесении изменения в статью 2 Закона Санкт-Петербурга "Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге" (опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru - 21.02.2018), Законом Санкт-Петербурга от 07.10.2020 N 423-99 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге" (опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru - 08.10.2020) внесены изменения в указанный Закон Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3.
Законом Санкт-Петербурга от 07.10.2020 N 423-99 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге" статья 4 Закона Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3 исключена.
Новицкая Надежда Павловна обратилась в суд с административным иском о признании недействующей с даты принятия части первой статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3 "Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге" как несоответствующей статье 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, имеющей большую юридическую силу, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт был применен в отношении административного истца при разрешении спора по гражданскому делу N 2-885\2009 по иску Нотариальной палаты Санкт-Петербурга к нотариусу Николаевой Н.П. (в настоящее время фамилия - Новицкая) о лишении права нотариальной деятельности, что нарушает ее права (л.д.3-6 том 1, л.д.97-117 том 2).
Новицкая Н.П. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Чистова Э.Е, действующая по доверенности от "... ", представитель Губернатора Санкт-Петербурга Мжельская Ю.О, действующая по доверенности от "... " возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Егоровой А.В, полагавшей, что отсутствуют основания для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
Пункт "л" части 1 статьи 72 Конституция Российской Федерации относит нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.12.2011 N 1714-О-О разъясняет, что Конституция Российской Федерации, гарантируя в Российской Федерации как правовом государстве государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 1, статья 45, часть 1, статья 48, часть 1), предполагает установление законодательного регулирования по вопросам, связанным с деятельностью адвокатуры и нотариата, которые, наряду с вопросами кадров судебных и правоохранительных органов, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данные конституционные положения, учитывая отраслевой принцип построения российской правовой системы, ориентируют, среди прочего, на принятие общих по своему характеру законодательных мер по вопросам деятельности государственных органов и негосударственных институтов, призванных осуществлять публичную юридическую деятельность в целях охраны и защиты прав и свобод граждан.
В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не урегулированных федеральный законом, законами субъектов Российской Федерации, могут устанавливания не указанные в статье 26.3 названного Закона полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, если это не противоречит федеральному законодательству.
Административным ответчиком соблюден порядок принятии оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требования, устанавливающие полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форма нормативного правового акта, процедура его принятия, правила введения нормативного правового акта в действие, порядок его опубликования и вступления в силу.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 N 4462-I (далее - Основы), нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Нотариат в Российской Федерации служит целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивая совершение нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающимися частной практикой, предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (часть первая статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли (часть шестая названной статьи); такая деятельность носит публично-правовой характер, а нотариальные действия, совершаемые как государственными, так и частными нотариусами от имени Российской Федерации, являются публично значимыми действиями (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.1998 N 15-П и определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 349-О).
Должностные обязанности нотариуса предполагают его участие в оформлении правовых отношений путем объективного и беспристрастного консультирования их участников, составления и удостоверения документов, приобретающих в результате этого официальный характер, что обеспечивает участникам гражданско-правовых отношений квалифицированную юридическую помощь, правовую стабильность, защиту прав и законных интересов. Юридически безупречное, основанное на высоких морально-этических принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливой и эффективной правовой системы, демократического правового государства (пункт 3 раздела 1 Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации, принятого 18.04.2001 собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации).
Осуществление нотариальных функций от имени государства в целях обеспечения конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает предъявление к ним особых (повышенных) требований с тем, чтобы обеспечить независимое, объективное и беспристрастное исполнение нотариусами публичных функций на основании закона, что, как следует из статьи 5 Основ является одной из основных гарантий нотариальной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2015 N 1523-О).
В соответствии со статьей 8 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацам 1, 2 статьи 13 Основ нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города. Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность.
В соответствии со статьями 12, 30, 34 Основ и Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации Правлением Федеральной нотариальной палаты 13-14.11.2003 были утверждены Требования к организации нотариального обслуживания нотариусами Российской Федерации, занимающимися частной практикой (далее - Требования для нотариусов), действовавшие на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, за невыполнение которых нотариус может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации (пункт 4.4 Требований для нотариусов).
Согласно преамбуле Требований для нотариусов их положения применяются в части, не противоречащей законодательству субъекта Российской Федерации, устанавливающему иные правила организации нотариального обслуживания граждан и юридических лиц на территории данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Требованиями для нотариусов установлено понятие места для совершения нотариальных действий, которое не раскрыто в статье 13 Основ (нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий).
Так, согласно пункту 1.1 Требований для нотариусов под местом совершения нотариальных действий понимается помещение нотариальной конторы, расположенное на территории нотариального округа, в котором нотариус назначен на должность. Совершение нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы допускается только в случаях, установленных законодательством.
Отдельными положениями Требований для нотариусов установлены обязательные требования к помещению нотариальной конторы:
пункт 1.2: нотариальная контора должна располагаться в помещении, которое находится в собственности у нотариуса либо предоставлено ему во владение и пользование по договору; подлинники правоустанавливающих документов на помещение (либо их копии) должны храниться по месту нахождения помещения нотариальной конторы;
пункт 1.3: при изменении места нахождения нотариальной конторы нотариус обязан сообщить об этом в нотариальную палату субъекта Российской Федерации в сроки, устанавливаемые нотариальной палатой, но не менее чем за 7 дней до даты изменения места нахождения нотариальной конторы;
- пункт 2.1: помещение нотариальной конторы должно находиться в здании, в котором обеспечивается свободный доступ лиц для обращения к нотариусу за совершением нотариального действия.
Статьей 1 Основ (в редакции, действовавшей на момент принятия Закона Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3), установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации, ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой.
Положениями статьи 22 Основ предусмотрено, что при выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы.
Согласно статье 52 Основ (в редакции от 18.10.2007, которая действовала на момент принятия Закона Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3) в случае утраты документов, экземпляры которых хранятся в делах нотариальной конторы, по письменным заявлениям граждан, законных представителей юридических лиц, от имени или по поручению которых совершались нотариальные действия, выдаются дубликаты утраченных документов.
В силу статьи 60 Основ (в редакции, действовавшей на момент принятия Закона Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3) завещание и договоры о залоге имущества, возведении жилого дома, отчуждении жилого дома и другого недвижимого имущества предоставляются нотариусу не менее чем в двух экземплярах, один из которых остается в делах нотариальной конторы.
Таким образом, из системного анализа Основ в редакции, действовавшей на момент принятия Закона Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3, следует, что нотариус обязан иметь контору (помещение) для соблюдения правил делопроизводства.
Указанный вывод находит свое отражение в нормативных правовых актах, принятых во исполнение Основ.
Так, согласно пункту 1.2 Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.12.2003 N 306, в Реестр вносятся сведения о лицах, назначенных в порядке, установленном Основами, на должность нотариуса.
В соответствии с пунктом 2.4 указанного Порядка в Реестр вносятся сведения об адресе государственной нотариальной конторы или адресе помещения для осуществления нотариальной деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой.
Согласно принятым в соответствии со статьей 39 Основ пунктом 1 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российский Федерации от 15.03.2000 N91, нотариальные действия, как правило, совершаются в помещении нотариальной конторы; если нотариальные действия совершаются вне помещения нотариальной конторы, то в удостоверительной надписи на документе и в реестре для регистрации нотариальных действий указывается адрес места совершения нотариального действия.
Таким образом, системный анализ федеральных норм законодательства о нотариате позволяет сделать вывод о том, что совершение нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы является исключением из общего правила, соответственно, содержание пункта 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3 полностью соответствовало смыслу Основ, не противоречит положениям указанного федерального законодательства.
Применение пункта 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3 период его действия в отношении административного истца в рамках рассмотрения гражданского дела N 2-885\2009 не повлекло нарушение прав административного истца, с учетом системного толкования приведенных правовых положений.
При рассмотрении настоящего административного дела установлено применение оспариваемой нормы права в отношении административного истца, что исключало прекращение производства по делу без разрешения административного дела по существу, поскольку проверка судом законности оспариваемого в части нормативного правового акта, утратившего силу к моменту рассмотрения дела по существу, связана с защитой субъективных прав граждан.
Вместе с тем, как установлено судом, сам по себе факт применения обжалуемой нормы при разрешении гражданского дела N 2-885/2009 не свидетельствует о нарушении законных прав административного истца, так как норма пункта 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3 соответствовала действующему федеральному законодательству, и соответственно ее применение в отношении административного истца не повлекло нарушения ее законных прав и интересов, поскольку как отмечалось, выше статья 13 Основ впрямую указывает на необходимость для нотариуса иметь место для совершения нотариальных действий.
Доводы, приведенные административным истцом в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что нарушение своих прав истец связывает не с содержанием оспариваемой нормы, а с принятыми по ее делу судебными актами, с которыми она выражает несогласие. Между тем проверка законности и обоснованности правоприменительных решений не подлежит рассмотрению в данном процессе.
Следует также отметить, что Федеральным законом от 03.08.2018 N 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в статью 16 Основ, в соответствии с которыми нотариус обязан обеспечить функционирование нотариальной конторы, расположенной на территории нотариального округа, в котором нотариус назначен на должность.
Требования по содержанию и функционированию нотариальной конторы, обеспечению надлежащих условий для приема нотариусом обратившихся за совершением нотариальных действий лиц устанавливаются Федеральной нотариальной палатой.
Нотариус обязан информировать граждан и юридических лиц о своем месте нахождения и режиме работы, в том числе посредством размещения при входе в здание или помещение нотариальной конторы вывески, указателей, а также посредством (при наличии) сайта нотариуса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, принятые Федеральным законом от 03.08.2018 N 338-ФЗ изменения также подтвердили системное толкование вышеприведенных норм федерального законодательства, раскрывающего понятие места для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в пределах предоставленной ему компетенции с соблюдением порядка принятия и введения в действие, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и свободы административного истца, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Новицкой Надежды Павловны о признании недействующей части первой статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 16.01.2009 N 803-3 "Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге" - отказать.
Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность опубликовать данное решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gov.spb.ru).
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья С.И.Сухарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.