Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Жолудовой Т.В, при помощнике судьи Червенко А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 11 августа 2020 года, которым постановлено:
исковые требования фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области назначении пенсии удовлетворить, признать за фио право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" с применением ст. 33 закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области назначить фио досрочную страховую пенсию в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" с применением ст. 33 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 25.07.2018 г, УСТАНОВИЛА:
Шлыкова Р.Н. 17.12.2019 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области) об оспаривании решений ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение пенсии по старости с 25.07.2018, основывая требования на положениях ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а факт проживания истца на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали, представитель ответчика иск не признал.
11.08.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы, поданной в суд 11.09.2020, подписанной представителем по доверенности Ноздрей А.И.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 82), представитель истца Шлыковой Р.Н. по доверенности Шлыкова Т.И. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шлыкова Р.Н, паспортные данные, 03.05.2017 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и решением ответчика от 16.06.2017 установлено, что Шлыкова Р.Н. в период с 22.09.1994 по 10.04.1998 проживала в д. Прилепы Арсеньевского района Тульской области, который отнесен к зоне проживания с правом на отселение (Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582) в связи с радиоактивным загрязнением территории вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 и общая продолжительность проживания в такой зоне составила 03 года 06 месяцев 19 дней, при этом в назначении досрочной страховой пенсии по старости Шлыковой Р.Н. отказано в связи с отсутствием оснований для снижения пенсионного возраста на первоначальную величину 2 года при наличии права на дополнительное снижение возраста на 1 год при общей продолжительности проживания в зоне проживания с правом на отселение (л.д. 9-10).
25.07.2018 Шлыкова Р.Н. повторно обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и решением ответчика от 24.10.2018 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Шлыковой Р.Н. отказано, поскольку при наличии страхового стажа 26 лет 03 месяца 01 день в период с 22.09.1994 по 26.02.2004 она проживала в г. Тула-50 (в настоящее время пгт. Славный МО Славный), расположенный на территории Арсеньевского района Тульской области, который в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном соответствующими распоряжениями Правительства РФ, не поименован (л.д. 11-12).
29.01.1998 администрацией Арсеньевского района Тульской области Шлыковой Р.Н. выдана справка N 704, о том, что в период с 22.09.1994 по дату выдачи справки она проживает по адресу г. Тула-50 (д. Прилепы) Арсеньевского района Тульской области, который отнесен к зоне проживания с правом на отселение (распоряжение Правительства РФ от 28.12.1991 N 237-р) (л.д. 14); в справке Администрации муниципального образования Славный от 19.03.2019 указано, что в соответствии с Законами Тульской области и Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 N 923 административно-территориальное образование Тула-50 преобразовано в п.г.т. Славный с территориальным статусом - городской округ (л.д. 19).
Согласно сообщению Администрации муниципального образования Славный от 19.03.2019. N 02-02/51 с 1961 года на территории, ныне занимаемой муниципальным образованием Славный, в Арсеньевском районе Тульской области, дислоцировалась войсковая часть 25851 12 Главного управления Минобороны России (военный городок "Тула-50"), расформированная в 1998 году (точные сведения о дате расформирования отсутствуют). Постановлением Губернатора Тульской области от 09.02.1998 N 68 "О военном городке "Тула-50" в границах земель, на которых располагалась в/ч 25851 было создано административно-территориальное образование "Тула-50", управляемое временной администрацией, являвшейся структурным подразделением администрации Тульской области (органа государственной власти Тульской области). Распоряжением Правительства РФ от 17.04.1999 N 602-р "Об утверждении Перечня передаваемых в государственную собственность Тульской области из федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и имущества военного городка Тула-50 в/ч 25851 Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных в Арсеньевском районе Тульской области" здания, строения, сооружения и сети бывшей в/ч 25851, в том числе и весь жилищный фонд, состоящий из 15 многоквартирных домов и общежития, были переданы в государственную собственность Тульской области. Постановлением Губернатора Тульской области от 26.05.2006 N 47-ПГ "Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области" временная администрация АТО "Тула-50" была упразднена, её функции переданы Комитету по управлению государственным имуществом Тульской области.
Законом Тульской области от 09.06.2008 N 1012-ЗТО на территории Тульской области образован географический объект - административно-территориальная единица, расположенная в Арсеньевском районе в границах территории административно-территориального образования "Тула-50", вновь образованная административно-территориальная единица наделена статусом поселка городского типа. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 N 923 "О присвоении наименований географическим объектам в Пермском крае и Тульской области" присвоено наименование "Славный" поселку городского типа, образованному в Арсеньевском районе Тульской области.
Законом Тульской области от 26.11.2008 N 1028-ЗТО преобразовано муниципальное образование Стрикинское Арсеньевского района путем разделения его на муниципальное образование Стрикинское - Арсеньевского района и муниципальное образование Славный; преобразовано муниципальное образование Арсеньевский район путем выделения из его состава муниципального образования Славный; муниципальное образование Славный наделено статусом городского округа; установлено, что в состав территории муниципального образования Славный входит населенный пункт - поселок городского типа Славный. В 2009 году созданы органы местного самоуправления муниципального образования Славный - Собрание депутатов муниципального образования Славный и администрация муниципального образования Славный. В целях реализации вопросов, возлагаемых на органы местного самоуправления Федеральным законом от 06.10, 2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации Тульской области от 30.08.2011 N 606 из государственной собственности Тульской области в собственность муниципального образования Славный безвозмездно было передано недвижимое имущество (здания, строения, сооружения, сети), в том числе и неприватизированный жилищный фонд. В то же время органы местного самоуправления муниципального образования Славный, как не входящие в систему органов государственной власти Тульской области, не являются правопреемниками органов военного управления и органов государственной власти Тульской области, вследствие чего какие-либо документы о предоставлении жилых помещений гражданам, разграничении жилищного фонда на виды в соответствии с жилищным законодательством, о решении социальных вопросов (в том числе документы и информация, связанная с характеристикой радиоактивного загрязнения территории бывшего военного городка Тула-50 вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, отнесением территории муниципального образования Славный (г.
Тула-50) к какой-либо зоне радиоактивного загрязнения, выдачей документов (удостоверений) о льготах гражданам), за период с 1961 до 2009 год органам местного самоуправления муниципального образования Славный органами военного управления и органами государственной власти Тульской области не передавались. В Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Правительством РФ от 18.12.1997 N 1582 ни г..Тула-50, ни пгт. Славный Арсеньевского района Тульской области не включены, в то же время имеются основания полагать, что территория военного городка Тула-50 (МО Славный) подверглась радиоактивному загрязнению (в период существования воинской части 25851 проживающим гражданам выдавались удостоверения о праве на льготы в связи с радиоактивным загрязнением территории), в связи с чем администрацией муниципального образования Славный было направлено письмо от 14.10.2013 N 01-04/2173 в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) с просьбой о включении пгт. Славный Арсеньевского района Тульской области в указанный Перечень, на что письмом начальника Управления организации программно-целевого планирования МЧС России А.Н. Махлаева от 25.11.2013 N 32-3-3109 администрация муниципального образования Славный была проинформирована о проведении аналитических работ. Также в ответе указано, что по данным карточки прописки паспортного стола УК ООО "ЖСО" Шлыкова Р.Н, паспортные данные, была зарегистрирована и проживала по адресу: адрес (общежитие) с 22.09.1994 по 19.10.1995, по адрес с 19.10.1995 по 26.02.2004 (л.д. 20-21).
Сведения о проживании Шлыковой Р.Н. вместе с супругом Шлыковым И.Ю, являвшимся военнослужащим и проходившим службу в войсковой части 25851, дислоцированной г. Тула-50, и дочерями Шлыковой Ю, 1984 г.р. и Шлыковой Т, 1988 г.р, содержатся также в архивной справкой ФГКУ "Центральный архив Минобороны России" от 28.03.2019 (л.д. 17-18).
Кроме того, истцом представлена копия обращения главы администрации Арсеньевского района Тульской области от 15.08.1992 N 562 в Тульскую областную администрацию с просьбой об указании в выдаваемых удостоверениях единого образца, дающих право на получение льгот и компенсации, военнослужащим (в том числе бывшим), гражданскому персоналу, их семьям (в том числе детям), проживающим в г. Тула-50, расположенном на территории Арсеньевского района Тульской области, на близлежащий населенный пункт дер. Прилепы Стрикинской сельской администрации, который обозначен в перечне населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, поскольку г. Тула не относится к загрязненной зоне проживания (л.д 23).
27.04.1995 Центральным РВК г. Тулы Шлыковой Р.Н. выдано удостоверение о праве на льготы и компенсации, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с проживанием с 22.09.1994 в д. Прилепы Арсеньевского района Тульской области как в зоне проживания с правом на отселение (л.д. 25), 03.09.1996 такое же удостоверение серии АФ N 040560 выдано Шлыковой Р.Н. Администрацией Тульской области (л.д. 26).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до 01.01.2019, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет (ч. 1). Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет) (ч. 2).
В соответствии со ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности, а гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением указанного возраста, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к ст. 35 данного Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно Распоряжению Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р "Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения", населенный пункт Прилепы Стрикинского сельсовета Арсеньевского района Тульской области был отнесен к зоне проживания с правом на отселение; Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указанный населенный пункт (дер. Прилепы Стрикинского с/с Арсеньевского района Тульской области) с 01.02.1998 был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; населенный пункт Тула-50 в указанные перечни, равно как и в действующий перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074, не включен.
Разрешая требования Шлыковой Р.Н, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, действовавшего на момент обращения истца к ответчику 25.07.2018 с заявлением о назначении пенсии, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что проживание истца в зоне радиоактивного загрязнения подтверждается совокупностью представленных доказательств, в связи с чем истец имеет право на досрочное назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии с положениями ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Поскольку период проживания истца на территории зоны проживания с правом на отселение с 22.09.1994 по 01.02.1998 (что составляет полных 3 года) и на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с 01.02.1998 по 26.02.2004 (что составляет полных 6 лет) подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, страховой стаж истца составляет более 26 лет и иные необходимые условия ответчиком не оспариваются, то вывод суда о признании за истцом Шлыковой Р.Н, паспортные данные, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в соответствии с положениями ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на 1 год за каждые 3 года проживания на территории зоны проживания с правом на отселение и на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, которое возникло у нее по достижении 53 лет, т.е. с 14.05.2018, является правильным, а, учитывая заявительный характер назначения пенсии и дату обращений истца 25.07.2018, то обязание ответчика назначить истцу пенсию с указанной даты основано на положениях ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В апелляционной жалобе ответчик указывает на отсутствие в соответствующих перечнях зон радиоактивного загрязнения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, утвержденных как Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р, так и Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582, действовавшим в спорный период, г. Тула-50, где проживала истец с 1994 по 2004 год, в связи с чем у истца отсутствует право на досрочное назначение пенсии. Указанные доводы ответчика являются несостоятельными, поскольку основаны на иной оценке представленных истцом доказательств, свидетельствующих о проживании истца в населенном пункте, наименование которого неоднократно изменялось, однако фактически находившегося в зоне радиоактивного загрязнения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, о чем ей дважды выдавались удостоверения о праве на получение соответствующих льгот и компенсаций, установленных Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лефортовского районного суда города Москвы от 11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР РФ N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.