Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Конева С.И., рассмотрев частную жалобу Урмана М.Б. на определения судьи Тверского районного суда г. Москвы от 22 июля 2020 года (2а-623/2020), У С Т А Н О В И Л А :
Урман М.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к директору Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров, заместителю председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, первому заместителю председателя Правительства Московской области, Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, Главному управлению региональной безопасности Московской области, заместителю министра образования Московской области, прокуратуре Московской области, в котором просил признать незаконными их действия.
Определением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 22 июля 2020 года административное исковое заявление в части требований, заявленных к первому заместителю председателя Правительства Московской области, Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, Главному управлению региональной безопасности Московской области, заместителю министра образования Московской области, прокуратуре Московской области, возвращено в связи с неподсудностью заявленных требований Тверскому районному суду г. Москвы.
Определением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 22 июля 2020 года отказано в принятии административного искового заявления в части требований, заявленных к заместителю председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
В частной жалобе Урман М.Б. указывает о несогласии с указанными определениями, считает их необоснованными.
Проверив материалы дела, доводы частной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Отказывая в принятии административного искового заявления в указанной части, судья первой инстанции правомерно исходил из того, что требования, к члену Совета Федерации РФ не подлежат рассмотрению в судах.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 95 Конституции РФ).
Согласно статье 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, не относятся к должностным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О государственной службе".
Исходя из занимаемого Советом Федерации Федерального Собрания РФ места в системе органов государственной власти, Конституция РФ закрепляет неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление принадлежащих им конституционных полномочий.
Таким образом, отказывая в принятии административного искового заявления, судья первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования, заявленные к Члену Совета Федерации РФ Крессу В.М, не подлежат рассмотрению судом.
В противном случае это означало бы нарушение принципа разделения властей на территории Российской Федерации и являлось бы неправомерным вмешательством в конституционно-правовую и иную деятельность Совета Федерации Федерального Собрания РФ, обладающей неприкосновенностью.
При указанных обстоятельствах, судья первой инстанции обоснованно отказал в принятии административного искового заявления в указанной части.
Кроме того, в соответствии со ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти подается в суд по месту его нахождения, к должностному лицу - по месту нахождения органа, в котором указанное лицо исполняет свои обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 КАС РФ административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, находящимся в разных местах, подается в суд по месту нахождения одного из них по выбору административного истца.
Учитывая, что место нахождения первого заместителя председателя Правительства Московской области, Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, Главного управления региональной безопасности Московской области, заместителя министра образования Московской области, прокуратуры Московской области не относится к территориальной юрисдикции Тверского районного суда г. Москвы, судья первой инстанции обоснованно возвратил административное исковое заявление в указанной части.
Доводы частной жалобы основаны на неправильном понимании норм права, а потому не могут служить основанием для отмены определений судьи.
Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, ОПРЕДЕЛИЛА:
определения судьи Тверского районного суда г. Москвы от 22 июля 2020 года оставить без изменения, частную жалобу Урман М.Б. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья С.И. Конева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.