Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Ставича В.В., Гордеевой О.В., при секретаре Агаевой Г.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-76/2020 по административному исковому заявлению Ахметзяновой Л.Ф. к Дмитровскому ОСП УФССП России по г. Москве о признании незаконным бездействия
по апелляционной жалобе административного истца Ахметзяновой Л.Ф. на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 8 июля 2020 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, возражения административного ответчика судебного пристава-исполнителя Дмитровского ОСП УФССП России по Москве Денисова А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахметзянова Л.Ф. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным отказ Дмитровского ОСП УФССП России по Москве от 17.01.2020 в предоставлении услуги по электронному обращению N 673513815 от 03.01.2020 о предоставлении информации по исполнительному листу серии ВС N 067788193, обязать административного ответчика оказать услугу и предоставить полную информацию о судьбе исполнительного листа серии ВС N 067788193, направленного в адрес административного ответчика.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 07.04.2016 г..решением мирового судьи судебного участка N358 района Западное Дегунино г..Москвы по делу N2-133/16 исковые требования ООО "КУРС" к Старикову Г.А, Стариковой В.А. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг удовлетворены, со Старикова Г.А. и Стариковой В.А. взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 7 460, 10 рублей, а также пени и расходы по оплате госпошлины. 11.05.2016г. выдан исполнительный лист серии ВС N067788194. Определением мирового судьи судебного участка N358 района Западное Дегунино г..Москвы от 12.11.2018г. произведена замена взыскателя ООО "КУРС" на правопреемника Ахметзянову Л.Ф. 29.04.2019г. в Дмитровский отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Москве истцом направлено заявление о возбуждении исполнительного производства с приложением оригинала исполнительного листа серии ВС N067788194. Номер почтового идентификатора 42381534020808. Письмо получено ответчиком 08.05.2019г, однако, никаких писем от административного ответчика в адрес истца не поступало. 03.01.2020г. через сайт госуслуги (интернет-приемную службы судебных приставов) истец направила запрос о ходе исполнения вышеуказанного исполнительного документа с просьбой направить в ее адрес все вынесенные по заявлению постановления, заявлению присвоен номер 673513815. 17.01.2020г. Ахметзянова Л.Ф. получила ответ за N77037/20/3557 - Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, где указано: "Ваше заявление не может быть рассмотрено, так как для данного типа заявления требуется обязательное подтверждение полномочий заявителя, а на основании указанных в нем сведений подтвердить их невозможно".
Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", административный истец полагает незаконными действия административного ответчика.
Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 8 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Ахметзяновой Л.Ф. было отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Ахметзянова Л.Ф. просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального права.
Исследовав материалы административного дела, выслушав возражения административного ответчика судебного пристава-исполнителя Дмитровского ОСП УФССП России по Москве Денисова А.С, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие административного истца и иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Рассматривая административное дело, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении административного иска, обоснованно при этом исходил из того, что обращение Ахметзяновой Л.Ф. от 03.01.2020 N673513815 не содержит конкретных требований о необходимости совершения должностным лицом службы судебных приставов мер принудительного исполнения, оно правомерно рассмотрено в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", заявителю дан письменный ответ, срок дачи ответа не нарушен; учитывая, что обращение считается рассмотренным не только в случае удовлетворения содержащейся в нем просьбы, отсутствуют основания полагать, что должностным лицом допущено незаконное бездействие, нарушения прав заявителя также не установлено.
Названные суждения суда первой инстанции судебной коллегией признаются правильными, основанными на положениях закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и материалах дела; соответствующими фактическим обстоятельствам и подтвержденными доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ.
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с положениями статьи 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями. Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно Методическим рекомендация по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденным Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 11 апреля 2014 года N 15-9, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства, заявления о возбуждении исполнительного производства, содержащие ходатайства в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона; обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения. Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные законом (пункт 2.1).
Пунктом 4.1 приведенных Методических указаний установлено, что при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о перенаправлении исполнительного листа в иное подразделение службы судебных приставов.
Применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ, а также приведенным нормам материального закона, при рассмотрении административного дела судом было установлено, что на исполнении в Дмитровском ОСП УФССП России по Москве находится исполнительное производство от 15.11.2019 N336376/19/77037-ИП в отношении должника Стариковой В.А. в пользу взыскателя Ахметзяновой Л.Ф, предметом исполнения является взыскание денежной суммы в размере 9 132, 63 рублей.
03.01.2020 Ахметзянова Л.Ф. обратилась с заявлением в Дмитровский ОСП УФССП России по г.Москве, в котором просила предоставить информацию о ходе исполнительного производств и направить в ее адрес все вынесенные по нему постановления.
17.01.2020 заявление Ахметзяновой Л.Ф. N673513815 было рассмотрено начальником отдела - старшим судебным приставом Зильберштейном К.Я, в удовлетворении заявления отказано, поскольку не имеется подтверждения полномочий заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу пункта 1 статьи 5 названного Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с пп. 1, 4 статьи 6 данного Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Деятельность УФССП России по Москве и территориальных органов регламентируется Административным регламентом Федеральной службы судебных приставов по предоставлению государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 23 апреля 2014 года N 86 (далее - Административный регламент), действующий в момент спорных правоотношений.
В соответствии с п. 7 Административного регламента государственной услугой, предоставляемой Федеральной службой судебных приставов РФ и ее структурными подразделениями, является государственная услуга по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица.
Согласно пункту 10 Административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются: 1) направление заявителю информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица; 2) направление заявителю уведомления о наличии (отсутствии) исполнительного производства на исполнении; 3) направление заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с пунктом 11 Административного регламента срок предоставления государственной услуги, включая направление заявителю документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, - 17 рабочих дней со дня поступления заявления.
По смыслу пункта 13 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно порядку, установленному пунктом 14 Административного регламента, для предоставления государственной услуги в электронном виде заявитель заполняет заявление на Едином портале. В случае подачи заявления на бумажном носителе заявитель заполняет его по формам, приведенным в приложениях N 2-3 к Административному регламенту.
Исходя из содержания приложения N 2 в заявлении о предоставлении информации по находящемуся на исполнении исполнительному производству в отношении физического и юридического лица должно содержаться не только просьба сообщить о ходе исполнительного производства, но и изложение сути требований заявителя.
В соответствии с пунктом 21 Административного регламента при предоставлении государственной услуги оказание иных услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги, не осуществляется.
Согласно пп. 40, 41, 43 Административного регламента основанием для начала исполнения административной процедуры является поступление заявления. Ответственными за исполнение данной административной процедуры являются должностные лица, ответственные за делопроизводство. После регистрации заявление передается должностному лицу, уполномоченному на его рассмотрение.
По смыслу пункта 53 Административного регламента результатом административной процедуры является передача должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение заявления, информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица либо уведомлений о наличии (отсутствии) исполнительного производства на исполнении или об отказе в предоставлении государственной услуги должностному лицу, ответственному за делопроизводство.
В соответствии с пп. 69 и 71 Административного регламента заявитель имеет право подать жалобу на решения, действия (бездействие) ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, а также их должностных лиц при предоставлении государственной услуги в ФССП России, ее территориальные органы и их структурные подразделения.
Из содержания Административного регламента, следует, что регулируемый им порядок оказания государственной услуги предусматривает предоставление общедоступной информации об исполнительном производстве, а именно о наличии (отсутствии) в территориальном органе ФССП исполнительного производства на исполнении (номер и дата исполнительного производства; наименование и адрес отдела судебных приставов, ФИО судебного пристава-исполнителя) и ходе его исполнения (дату и причину окончания или прекращения исполнительного производства; сумму непогашенной задолженности) без указания на совершение конкретных исполнительных действий и содержание полученной информации в рамках исполнительного производства. Об указанном свидетельствует тот факт, что данная государственная услуга оказывается любым физическим и юридическим лицам вне зависимости от того, являются ли они сторонами исполнительного производства и обладают ли правом на получение персональных данных, а ответы на заявления могут формироваться автоматически АИС ФССП России.
Вместе с тем, в своем заявлении истец указывала о наличии в территориальном органе ФССП спорного исполнительного производства на исполнении, пояснила об отсутствии информации о совершенных исполнительных действиях, просила о направлении в ее адрес всех принятых по данному исполнительному производству постановлений.
Таким образом, заявитель, как взыскатель по исполнительному производству, подавая спорное заявление, ставил своей целью получение не общедоступной информации о наличии (отсутствии) исполнительного производства, а сведений о конкретных исполнительных действиях, совершенных судебным приставом-исполнителем с целью своевременного и полного исполнения судебного решения, содержании документов, вынесенных и полученных в рамках исполнительного производства.
Кроме того, заявление от 03.01.2020г. было сформировано Ахметзяновой Л.Ф. ненадлежащим образом, в связи с чем административным ответчиком в соответствии с требованиями законодательства по результатам рассмотрения заявления было направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги.
Исходя из изложенного, оснований полагать, что в рассматриваемых правоотношениях административный ответчик допустил незаконное, нарушающее права взыскателя бездействие, не имеется.
Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.
Поскольку совокупности поименованной в процессуальном законе обстоятельств не установлена, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении требований, он соответствует статье 227 КАС РФ. Напротив, оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; в основном они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений, возникших между сторонами по делу, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для административного дела, верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), постановилзаконное и обоснованное решение.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 117, 309-311 КАС РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 8 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.