Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-262/2020 по апелляционной жалобе представителя административных истцов фио, фио, фио, фио по доверенности фио на решение Кунцевского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Клевцовой.., Лахова.., Константиновой... к Манаенковой... к государственной регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве фио, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы фио, фио, фио фио обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: адрес, площадью... кв.м, мотивируя требования тем, что представленные на регистрацию документы позволяли государственному регистратору зарегистрировать их право на ранее учтенный земельный участок.
Представитель административных истцов фио в судебное заседание явился, доводы административного иска поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по адрес, действующая на основании доверенности фио, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административных истцов со ссылкой на то, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение, неправильно истолкованы и применены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административных истцов, действующего на основании фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, объяснения представителя административного ответчика, действующей на основании доверенности фио, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административных истцов, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административные истцы фио, фио, фио, фио являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер... что подтверждается выпиской из ЕГРН: фио принадлежит... доли; фио -... доли, фио... доли; фио... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом.
Жилой дом размещен на земельном участке адрес... метров. Сведения о земельном участке в ЕГРН отсутствуют.
С целью регистрации права собственности на земельный участок, административные истцы обратились в управление Росреестра по Москве с заявлением о внесении сведений о земельном участке в ЕГРН как ранее учтенном земельном участке, приложив земельную запись... года; сопроводительное письмо о выдаче архивной справки Администрации муниципального образования городской адрес от 09.11.2018 года; архивную выписку от 01.11.2018 года; письмо Ухтомского райсовета от 11.07.1923 года; список переименования улиц поселки имени... от 21.07.1923 года; договор купли-продажи домовладения от... года; регистрационное удостоверение от 19.07.1944 года, выданное Люберецким городским исполнительным комитетом; заочное решение Симоновского районного суда адрес от 31.05.2002 года; определение Савеловского районного суда адрес от 05.11.2002 года; договор дарения доли жилого дома от... года; свидетельство о праве собственности от 04.01.2003 года; справка о переходе прав на объекты жилищного фонда, выданная Департаментом городского имущества адрес 05.10.2018 года; карточка на домовладение от 18.08.1943 года; карточка на домовладение от 14.10.1966 года; технический паспорт на домовладение, составленный по состоянию на 11.10.1988 года; технический паспорт на домовладение, составленный по состоянию на 23.10.2002 года; план земельного участка от 02.06.1949 года; план земельного участка от 02.06.1958 года; план земельного участка от 18.02.2009 года; регистрационное удостоверение выданное Исполнительным комитетом Люберецкого Горсовета депутатов трудящихся (БТИ); справка по форме N 3 от 18.09.1985 года, выданная Бюро технической инвентаризации адрес; справка по форме N 3 от 07.02.1990 года, выданная Бюро технической инвентаризации исполкома адрес; свидетельство о праве на наследство от 31.05.1985 года; план земельного участка от 23.07.1954 года; план земельного участка от 1986 года; план земельного участка от 14.09.1949 года; справка об идентификации объекта от 11.12.2003 года; квитанция об уплате
земельного налога от 09.02.1995 года; домовая книга от 24.01.1972 года; декларация-заявление в Московский земельный комитет от 12.11.1992 года; договор дарения доли домовладения от 24 марта 2003 года; протокол заседания Исполкома Люберецкого Городского Совета депутатов трудящихся от 23.12.1949 года; договор передачи доли жилого дома в собственности с условием пожизненного содержания с иждивением от 03.12.2003 года; решение Перовского районного суда адрес от 04.10.2005 года; справка Исполнительного комитета Ухтомского райсовета от 12 июня 1958 года.
дата Управлением Росреестра по Москве заявителям было направлено уведомление N... об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка с местоположением: адрес, в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от дата "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект ранее учтенным, а так же сведения о площади объекта при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение Управления Росреестра по Москве соответствовало действующему законодательству, регулирующему возникшие правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушено.
Судебная коллегия находит данные выводы правильными и оснований не согласиться с ними по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
На основании части 4 статьи 1 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 69 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от дата N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 5 статьи 69 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Как следует из представленных заявителем в Управление Росреестра по Москве документов, сведения о ранее учтенном земельном участке они не содержали.
Поскольку заявителем в Управление Росреестра по Москве не были представлены все необходимые документы, предусмотренные вышеуказанной статьей и при этом отсутствовали сведения позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, у административного ответчика имелись основания для принятия оспариваемого решения.
При этом нельзя согласиться с утверждением административных истцов, изложенным в апелляционной жалобе о том, что их право на земельный участок документально закреплено.
Согласно части 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:
акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.
Земельный кодекс адрес, введенный в действие постановлением ВЦИК от дата (далее - ЗК адрес дата), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.
Статьей 196 ЗК адрес дата устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:
общая волостная карта землепользований; карты отдельных селений;
общий волостной реестр (список) землепользований;
реестры усадебных участков всех селений волости; реестр земельных обществ волости.
Постановлением Совмина СССР от дата N 2529 "О едином государственном учете земельного фонда СССР" с дата вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.
Земельным кодексом адрес, утвержденным Законом адрес от дата, предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
Постановлением Совмина СССР от дата N 501 "О порядке ведения государственного земельного кадастра" было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с дата государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:
земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;
государственная земельнокадастровая книга района (города);
государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;
государственный земельный кадастр СССР.
Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Таких документов заявителями в Управление Росреестра по адрес представлено не было. По мнению судебной коллегии, земельная запись на право пользования земель, находящихся в Московской губернии Московском уезде адрес участка адрес, подтверждением государственного учета являться не может, поскольку в ней не отражены сведения о том, за кем и в каких размерах закреплен земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок прошел техническую инвентаризацию, судебной коллегией отклоняются, вопреки указанным доводам, техническую инвентаризацию прошло домовладение, расположенное на указанном земельном участке. При этом понятие "домовладение" определено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от дата N 37 (далее - Инструкция), согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение - это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.
Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от дата N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других адрес.
Таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости (указанная позиция отражена в "Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер" (утв. Минэкономразвития России).
На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке 84 КАС РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ, не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.