Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Михайловой Р.Б., Гордеевой О.В., при секретаре Бондарь И.В.
рассмотрела по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело N 2а-32/2020 по административному исковому заявлению Мурахтановой Н.В. к Администрации г.о. Троицк в г. Москве о признании недействительными градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство, ордера на проведение земляных работ, порубочного билета
по апелляционной жалобе представителя административного истца Мурахтановой Н.В. по доверенности Луговенко Л.Е. на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 6 августа 2020 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, возражения представителя административного ответчика по доверенности Гаухмана М.С, представителей заинтересованных лиц Московский фонд реновации жилой застройки, Правительства города Москвы по доверенности Губина М.Ю, Сокур В.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мурахтанова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Троицк г. Москвы о признании незаконными градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство, ордера на проведение земляных работ, порубочного билета.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в проекте планировки территории мкр. Солнечный города Троицка от 05.05.2012г, утвержденном постановлением администрации городского округа Троицк N725 ППТ, параметры площади застройки для двух проектируемых муниципальных домов составляют 1593, 1 кв.м. и 1590, 7 кв.м. соответственно. Впоследствии проект планировки территории мкр. Солнечный города Троицка был изменен и утвержден постановлением администрации городского округа Троицк от 18.12.2013г. N1214 после проведения публичных слушаний. На схеме архитектурно-планировочной организации, являющейся приложением к утвержденному проекту планировки территории, параметры площади застройки для подлежащих строительству многоквартирных домов составляют 2058, 96 кв.м. и 2125, 75 кв.м. соответственно. Совет депутатов городского округа Троицк в городе Москве решением от 17.01.2019 г..N 151/34 внес изменения в решение Совета депутатов городского округа Троицк в городе Москве от 01.06.2017 г..N 532/105 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Троицк в городе Москве". Материалы АГР были представлены на заседании градостроительного совета при главе г..о. Троицка 31.01.2019 года. На данный момент при указанных в архитектурно-градостроительном решении параметрах общая площадь застройки будет составлять 5, 65 га, так как параметры площади застройки для двух проектируемых домов в АГР предусмотрены: 2290 кв.м. и 2320 кв.м, что не соответствует параметру площади застройки согласно постановлению администрации городского округа Троицк от 18.12.2013 г..N1214.
Таким образом с учетом изменений, внесенных в правила землепользования и застройки г..о.Троицк решением Совета депутатов от 17.01.2019 г..N 151/34, при указанных в архитектурно-градостроительном решении параметрах, параметры площади застройки для двух проектируемых домов будут составлять 2290 кв.м. и 2320 кв.м, при том, что изменения в проект планировки территории не вносили, новый проект планировки территории не разрабатывался. На данный момент на основании градостроительных регламентов (плотность, высотность, площадь застройки), утвержденных решением Совета депутатов от 17.01.2019 г..N 151/34, выдано повторное уточненное ГПЗУ RU 77 -227000-0177 от 25.01.2019г, которое не соответствует параметрам, указанным в документации по планировке территории - ППТ, утвержденным постановлением администрации округа Троицк от 18.12.2013г. N 1214. Таким образом, параметры "Площади Застройки" в ГПЗУ N RU 77 -227000-0177 от 25.01.2019 г..не соответствуют проекту планировки территории, утвержденному постановлением администрации городского округа Троицк от 18.12.2013г. N1214, что влечет за собой его недействительность. Оспариваемый ГПЗУ, а также выданное на его основании разрешение на строительство и ордер на выполнение земляных работ, порубочный билет, в том числе с учетом их несоответствия требованиям генерального плана г..о. Троицк, утвержденного Решением Совета депутатов г..Троицка от 08.10.2009 N789/125, привело к тому, что уничтожаются все зеленые насаждения в лесопарковой зоне для дальнейшего, как полагает административный истец, незаконного строительства в лесопарковой зоне микрорайона Солнечный, нарушает его права и интересы, как лица, проживающего в зоне жилой застройки в непосредственной близости от планируемых к возведению многоквартирных жилых домов, не соответствуют цели обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека на благоприятную окружающую среду.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 6 августа 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Мурахтановой Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности Луговенко Л.Е. просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушении судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности Гаухмана М.С, представителей заинтересованных лиц Московского фонда реновации жилой застройки, Правительства города Москвы по доверенности Губина М.Ю, Сокур В.О, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Судом установлено, что Совет депутатов городского округа Троицк в городе Москве решением от 17.01.2019 г. N 151/34 внес изменения в решение Совета депутатов городского округа Троицк в городе Москве от 01.06.2017 г. N 532/105 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Троицк в городе Москве" в связи с чем, Администрацией г.о. Троицк в г. Москве было выдано повторное измененное ГПЗУ от 25.01.2019 года, с большей площадью застройки, чем было установлено ранее выданным ГПЗУ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что градостроительный план земельного участка N RU 77 - 227000-0177 от 25 01.2019 года не противоречит документу территориального планирования (Генеральный план) и воспроизводит информацию документа градостроительного зонирования (Правил землепользования и застройки) города Москвы; кроме того, земельный участок, в отношении которого утвержден ГПЗУ N RU 77 - 227000-0177 от 25.01.2019 года, к особо охраняемым зеленым территориям не относится, в связи с чем, нарушений вышеуказанных нормативных правовых актов не имеется, таким образом, градостроительный план земельного участка не является ненормативным актом государственного органа, который может быть оспорен в судебном порядке; при этом порядок выдачи ГПЗУ административным истцом не оспаривался; Администрацией г.о. Троицк г. Москвы на основании ГПЗУ N RU 77 - 227000-0177 от 25.01.2019 года были выданы разрешение на строительство, ордер на выполнение земляных работ, порубочный билет. Разрешение на строительство от 18.09.2019 года было выдано Администрацией г.о. Троицк в г. Москве Московскому фонду реновации жилой застройки в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением необходимой процедуры и порядка выдачи такого разрешения, установленного нормами градостроительного и земельного законодательства.
Кроме того, суд указал, что Московский фонд реновации жилой застройки, действуя в целях реализации программы реновации, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 26.09.2017 года N 708-ПП, в которую включена территория с адресным ориентиром: Троицк, мкр. Солнечный, Физическая ул, влд. 22, в качестве "стартовой" площадки, получил от Администрации г.о. Троицк в г. Москве и Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы ордер на проведение земляных работ и порубочный билет; также отмечено, что административным истцом не представлено достоверных доказательств, с бесспорностью подтверждающих факт нарушения прав и охраняемых законом интересов административного истца выдачей оспариваемого разрешения на строительство.
Названные суждения суда признаются судебной коллегией по существу правильными, основанными на положениях закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и материалах дела, соответствующими фактическим обстоятельствам и подтвержденными доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ.
Статьей 1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты
Из пункта 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
При этом подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В силу положений статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и функциональное назначение.
Из приведенных выше норм ГрК РФ следует, что территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению, исходя из назначения территорий. Таким образом, положениями ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана муниципального образования, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В соответствии с частью 9 статьи 31 ГрК РФ при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Из изложенного следует, что положения правил землепользования и застройки должны соответствовать положениям генерального плана муниципального образования.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в том же порядке, который предусмотрен для принятия правил землепользования и застройки. ГрК РФ предусмотрено два вида оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки: обязательные основания - несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшие в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ), и необязательные основания - поступление предложений физических или юридических лиц в инициативном порядке, либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Так, решением Совета депутатов городского округа Троицк в г. Москве 1 июня 2017 года N 532/105 утверждены Правила землепользования и застройки г.о. Троицк в г. Москве.
Впоследствии решением Совета депутатов городского округа Троицк в г. Москве от 17.01.2019 г. N 151/34 внесены изменения в решение Совета депутатов от 1 июня 2017 г. N 532/105 "Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа Троицк в городе Москве", согласно которым изменены границы подзоны территориальной зоны, расположенной в жилой застройке в границах ул. Академика Черенкова, ул. Физическая и выделена отдельная подзона территориальной зоны со следующими предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (приложение):
- максимальная плотность застройки земельных участков - "-" тыс.кв.м/га (не установлена);
- максимальная высота застройки земельных участков - 28, 5 метров;
- максимальная застроенность земельных участков - 30%.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
При этом согласно части 2 статьи 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с частью 3 статьи 57.3 ГрК РФ в оспариваемом градостроительном плане земельного участка содержится информация, в том числе о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
Судебная коллегия отмечает, что оспариваемый градостроительный план земельного участка содержит в себе реквизиты проекта планировки территории и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
По смыслу статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка представляет собой выписку к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях; при этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Таким образом, содержание приведенных законоположений в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что установление минимальных отступов от границ земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (подзоне) является дискрецией представительных органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом.
При решении вопроса о выдаче разрешения на строительство необходимо установить: соответствие проектной документации, во-первых, правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты (последние, в свою очередь, определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (пункт 3 части 2 статьи 30, часть 1 статьи 36, статья 37 ГрК РФ); во-вторых, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ). Наконец, устанавливается допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что все необходимые документы для получения разрешения на строительство, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ были представлены и, как следствие выдано разрешение на строительство.
Довод административного истца о том, что спорный земельный участок согласно генеральному плану г.о. Троицк Московской области от 08.10.2009 N 789/125 расположен в лесной/парковой зоне, для которой отсутствуют какие-либо указания относительно планируемого размещения в ней объектов регионального значения, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" закреплено, что утвержденные до 01.07.2012 документы территориального планирования, градостроительного зонирования, документация по планировке территории в отношении присоединенных территорий действуют в части, не противоречащей утвержденным после 01.07.2012 генеральному плану города федерального значения Москвы, правилам землепользования и застройки, территориальным схемам, документации по планировке территории. При этом, земельный участок, в отношении которого утвержден ГПЗУ N RU 77 - 227000-0177 от 25.01.2019 года, к особо охраняемым зеленым территориям не относится.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку выводов суда они не опровергают, из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Решение суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления принято в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела (части 9 и 11 статьи 226 КАС РФ), и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется; нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицкого районного суда г. Москвы от 6 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий :
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.