Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Гриценко В.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5308/2020 по административному иску ООО "АЗ "АРМА" о признании незаконными действий ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управления Росреестра по Москве по перерасчету кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, УСТАНОВИЛ:
ООО "АЗ "АРМА" обратилось с административным иском в Московский городской суд, ссылаясь на то, обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание, кадастровый номер *, общей площадью 1 133, 0 кв.м, расположенное по адресу: *
- нежилое здание, кадастровый номер *, общей площадью 6 278, 7 кв.м, расположенное по адресу: *
- нежилое здание, кадастровый номер *, общей площадью 6 278, 7 кв.м, расположенное по адресу: *;
- нежилое здание, кадастровый номер *, общей площадью 6 278, 7 кв.м, расположенное по адресу: *;
- нежилое здание, кадастровый номер *, общей площадью 6 084, 5 кв.м, расположенное по адресу: *;
- нежилое здание, кадастровый номер *, общей площадью 8 300, 1 кв.м, расположенное по адресу: *.
15.09.2020 года административным истцом получены выписки их ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащие информацию о том, что Актом об утверждении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 года кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости увеличена, с указанием даты внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 18.08.2020 года и датой определения кадастровой стоимости - 31.07.2020 года.
Из указанных выписок следует, что по состоянию на 31.07.2020 г. в отношении спорных объектов недвижимости утверждена кадастровая стоимость, составляющая в отношении объекта с кадастровым номером * - 195 501 681, 84 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 899 267 560, 94 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 898 777 194, 47 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 895 203 484, 01 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 874 510 582, 20 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 1 056 785 249, 20 руб.
Административный истец считает действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве) по пересчёту кадастровой стоимости в отношении спорных объектов недвижимости по состоянию на 31.07.2020 г. незаконными, нарушающими права и интересы административного истца, поскольку по административным искам ООО "АЗ "АРМА" рыночная стоимость спорных объектов недвижимости установлена по состоянию на 01.01.2018 года вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 27.11.2019 г. по делу N 3а-1328/2019 (в отношении объектов с кадастровыми номерами * и решением Московского городского суда от 02.06.2020 г. по делу N 3а-1382/2020 (в отношении объекта с кадастровым номером * - по состоянию на 24.01.2019 г, объекта с кадастровым номером * - по состоянию на 26.02.2019 г.) в ином размере, действующем до следующей кадастровой оценки.
По мнению административного истца, основания изменения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в период между датами государственной кадастровой оценки не предусмотрены положениями Федерального закона от 03.07.2016 N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ).
С учетом уточненных исковых требований просит признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости по состоянию на 31.07.2020 г. объектов недвижимости с кадастровыми номерами *, обязать ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АЗ "АРМА" путём аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 года в части, определяющей кадастровую стоимость по состоянию на 31.07.2020 г. указанных выше объектов недвижимости.
Также просит признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами *, послужившими основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости по состоянию на 31.07.2020 г, признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 18.08.2020 г. в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об утверждении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 в отношении указанных объектов недвижимости.
Обязать Управление Росреестра по г. Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами * в размере, определённом по состоянию на 31.07.2020 г. и внесённом в Единый государственный реестр недвижимости 18.08.2020 г. на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 г, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 27.11.2019 г. по делу N 3а-1328/2019, в отношении указанных объектов недвижимости, определённой по состоянию на 01.01.2018 г, исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере, определённом по состоянию на 31.07.2020 г. и внесённом в Единый государственный реестр недвижимости 18.08.2020 г. на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 г. и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 02.06.2020 г. по делу N 3а-1382/2020, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере, определённом по состоянию на 24.01.2019 г.; исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере, определённой по состоянию на 31.07.2020 г. и внесённом в Единый государственный реестр недвижимости 18.08.2020 г. на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 г. и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 02.06.2020 г. по делу N 3а-1382/2020, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере, определённом по состоянию на 26.02.2019 г.
Представитель административного истца по доверенности Прощенский М.Б. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал.
Представители административных ответчиков ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" - Малыгин А.А, Управления Росреестра по г. Москве - Скиперский А.С. и Парамонов Н.С. против удовлетворения административного иска возражали по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Представители заинтересованных лиц - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве, Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежаще.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что обществу с ограниченной ответственностью "АЗ "АРМА" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание (кадастровый номер *), общей площадью общей площадью 1 133, 0 кв.м, расположенное по адресу: *;
- нежилое здание, (кадастровый номер *), общей площадью 6 278, 7 кв.м, расположенное по адресу: *;
- нежилое здание, (кадастровый номер *), общей площадью 6 278, 7 кв.м, расположенное по адресу: *;
- нежилое здание, (кадастровый номер *), общей площадью 6 278, 7 кв.м, расположенное по адресу: *;
- нежилое здание, (кадастровый номер *), общей площадью 6 084, 5 кв.м, расположенное по адресу: *;
- нежилое здание, (кадастровый номер *), общей площадью 8 300, 1 кв.м, расположенное по адресу: *.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 N 40557 по состоянию на 01.01.2018 г. в отношении спорных объектов недвижимости утверждена кадастровая стоимость, составляющая в отношении объекта с кадастровым номером * - 197 874 597, 80 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 1 052 971 518, 26 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 1 052 397 331, 14 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 1 048 212 828, 74 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 1 023 983 078, 50 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 1 113 368 857, 00 руб.
Решением Московского городского суда от 27.11.2019 г. по делу N 3а-1328/2019 удовлетворён административный иск ООО "АЗ "АРМА" об установлении кадастровой стоимости в отношении спорных объектов недвижимости, в размере, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01.01.2018 г, а именно в отношении объекта с кадастровым номером * - 45 000 000, 00 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 554 000 000, 00 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером *- 585 000 000, 00 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 490 000 000, 00 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 564 000 000, 00 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 608 000 000, 00 руб.
Решением Московского городского суда от 02.06.2020 г. по делу N 3а-1382/2020 удовлетворён административный иск ООО "АЗ "АРМА" об установлении кадастровой стоимости в отношении спорных объектов недвижимости, в размере, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 2019 г, а именно: в отношении объекта с кадастровым номером * по состоянию на 24.01.2019 г. в размере 435 383 000, 00 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * по состоянию на 26.02.2019 г. - 435 163 000, 00 руб.
По состоянию на 31.07.2020 г. в отношении спорных объектов недвижимости утверждена кадастровая стоимость: в отношении объекта с кадастровым номером * - 195 501 681, 84 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 899 267 560, 94 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 898 777 194, 47 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 895 203 484, 01 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 874 510 582, 20 руб.; в отношении объекта с кадастровым номером * - 1 056 785 249, 20 руб. (том 1, л.д.47-52).
Как следует из отзывов Департамента городского имущества г. Москвы, ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве, основаниями для пересмотра кадастровой стоимости объектов по состоянию на 31.07.2020 года послужили следующие обстоятельства: у объекта с кадастровым номером * изменилась площадь объекта - с 1133 кв.м на 1118, 60 кв.м; у объекта * изменилась оценочная подгруппа; по объектам * данные ЕГРН дополнились характеристикой "Год ввода в эксплуатацию"; внесение в ЕГРН сведений о рыночной стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами * в соответствии с решением Московского городского суда от 27.11.2019 г. по делу N 3а-1328/2019.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируют положения Федерального закона от 03.07.2016 N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ).
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ перечислены характеристики объекта недвижимости, относящиеся к основным сведениям об объекте недвижимости.
Частью 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
В соответствии с пунктами 4, 5 ст. 11 Закона N 237-ФЗ в редакции, действующей до 11.08.2020 г, очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Закона N 237-ФЗ в редакции, действующей до 11.08.2020 г, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
При недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны по запросу бюджетного учреждения предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 г. N514 утверждён Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:
а) осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
б) внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
в) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений:
о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
о категории земель (в отношении земельного участка);
о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
В соответствии со ст. 21 ФЗ от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в редакции, действующей до 11.08.2020 г, б юджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) единичная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная техническая ошибка);
2) системная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная техническая ошибка);
3) единичная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная методологическая ошибка);
4) системная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная методологическая ошибка).
В соответствии с пунктом 2 ст. 18 ФЗ от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в случае исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 20 или 21 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта, утвердившего ошибочно определенную кадастровую стоимость.
Из представленных административным истцом документов (свидетельства о праве собственности от 27.02.2006 года, технического паспорта, выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 20.11.2020 года, том 2 л.д. 108-124) усматривается, что площадь объекта с кадастровым номером * с 2006 года не изменялась. Согласно представленным документам площадь спорного объекта составляет 1133 кв.м, а не 1118, 60 кв.м.
Как следует из письма Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве от 24.11.2020г. N 2.15/27791, представленного по запросу суда, в ЕГРН содержатся сведения о площади объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 1133, 0 кв.м, заявлений о государственном учёте изменений в отношении площади здания с кадастровым номером * в период с 01.01.2018 г. по настоящее время в Филиал не поступали.
Представитель ООО "АЗ "АРМА" в суде утверждал, что общество с заявлением об уточнении площади объекта недвижимости с кадастровым номером * не обращалось.
Документов, свидетельствующих об изменении площади объекта с кадастровым номером * после утверждения его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2018 года административными ответчиками не представлено.
Довод Управления Росреестра по Москве о том, что сведения о площади объекта 1118, 6 кв.м были выявлены в результате несовпадения данных реестра прав и кадастра недвижимости, не опровергает вывод суда о том, что площадь объекта с кадастровым номером * после 01.01.2018 года, во всяком случае, не изменялась.
При таких обстоятельствах информацию об изменении площади объекта, предоставленную Управлением Росреестра в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" как основание для пересмотра кадастровой стоимости по состоянию на 31.07.2020 года, суд не может признать достоверной.
Учитывая, что площадь объекта с кадастровым номером * не изменялась, у административных ответчиков отсутствовали основания для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости по указанному основанию по состоянию на 31.07.2020 года.
Как пояснили суду административные ответчики, основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером * явилось поступление сведений об изменении оценочной подгруппы объекта недвижимого имущества, поступившие в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" из Департамента экономической политики и развития города Москвы.
Однако из представленных в материалы дела документов следует, что Департамент экономической политики и развития города Москвы направил ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" не сведения об изменении оценочной подгруппы, а сведения об Акте обследования Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы N 9012862/ОФИ от 01.06.2017 года в отношении объекта с кадастровым номером *.
Никаких документов, подтверждающих изменение подгруппы, дату её изменения административными ответчиками и заинтересованными лицами суду не представлено.
Между тем, договором аренды N 117/Д от 01.12.2015 г, зарегистрированным в Управлении Росреестра, а также указанным актом обследования Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы N 9012862/ОФИ от 01.06.2017 года подтверждается, что фактическое использование объекта с кадастровым номером *в соответствии с оценочной подгруппой 4.1 осуществляется с 2015 года.
Таким образом, на момент утверждения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером * по состоянию на 01.01.2018 года, Управление Росреестра по Москве и Департамент экономической политики и развития города Москвы обладали информацией о фактическом использовании объекта с кадастровым номером * в соответствии с указанной подгруппой.
В данной связи указанная информация должна была быть учтена при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2018 г. либо при исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером * по состоянию на 01.01.2018 г. в силу ст. 21 ФЗ от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Причем такая ошибка подлежала исправлению с указанной даты, а не с 31.07.2020 г.
Из письма Департамента экономической политики и развития города Москвы от 20.11.2020 г. N ДПР-3-10-1047/20 по запросу суда следует, что сведения об актах о фактическом использовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения были, в том числе и об объекте недвижимости с кадастровым номером * направлены в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" в связи с проведением очередного тура государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве.
Как следует из письма Управления Росреестра по г. Москве от 02.11.2020 г. N51-6966/2020 представителю ООО "АЗ "АРМА" Прощенскому М.Б, Управление направило выгрузку в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" о спорных объектах недвижимости, в том числе и по объекту с кадастровым номером *, содержащую информацию, в том числе о документе, на основании которого внесена кадастровая стоимость (решение Московского городского суда от 27.11.2019 г. по делу N 3а-1328/2019).
Данная информация подтверждает тот факт, что внесение в ЕГРН сведений о рыночной стоимости, установленной решением Московского городского суда от 27.11.2019 г. по делу N 3а-1328/2019, явилось основанием для пересмотра кадастровой стоимости в отношении указанного объекта, а не изменение его подгруппы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования административного истца к Управлению Росреестра г. Москвы о признании незаконными действий по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером *, послужившими основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 31.07.2020 г, являются обоснованными.
Как указано выше, основаниями для пересмотра кадастровой стоимости объектов с кадастровыми номерами * по состоянию на 31.07.2020 года послужило то обстоятельство, что данные ЕГРН дополнились характеристикой "Год ввода в эксплуатацию".
Из представленных ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, усматривается, что в отношении спорных объектов недвижимости кадастровая стоимости определялась с применением способа статистического моделирования с использованием при построении модели оценки следующих ценообразующих факторов: площадь, год постройки, материал стен, нахождение объекта в промышленной зоне, расстояние до ближайшей магистрали, расстояние до ближайшей станции метро, расстояние до исторического центра Москвы, коэффициент ценности территории. В формуле (модели) расчета определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с обоснованием её выбора указан "год постройки", тогда как характеристика "год ввода в эксплуатацию" отсутствует (том 2, л.д. 170-181).
Более того, информация о годе ввода в эксплуатацию и годе постройки объектов имелась в Управлении Росреестра по Москве, и могла быть запрошена ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" в рамках государственной кадастровой оценки 01.01.2018 г. Внесение в ЕГРН дополнительных сведений (информация о которых была известна на момент проведения государственной кадастровой оценки), не является основанием для пересмотра кадастровой стоимости.
В том случае, если такая характеристика как "год ввода объекта в эксплуатацию" влияет на размер кадастровой стоимости, то не предоставление информации о такой характеристике либо её не учёт в рамках государственной кадастровой оценки свидетельствует о технической ошибке, допущенной при определении кадастровой стоимости в отношении объектов с кадастровыми номерами *по состоянию на 01.01.2018 г, а не по состоянию на 31.07.2018 года.
Суд обращает внимание и на то, что по объектам с кадастровыми номерами * кадастровая стоимость, определённая в 2020 году, уже определялась в указанном размере в 2019 году, и была признана техническим сбоем (письмо Управления Росреестра от 18.09.2020 г. в суд 1 АСОЮ, том 1, л.д. 159-163). По объекту с кадастровым номером * по состоянию на 24.01.2019 г. кадастровая стоимость была установлена в размере 898 777 194, 47 руб, установлена в этом же размере по состоянию на 31.07.2020 г, по объекту с кадастровым номером * по состоянию на 26.02.2019 г. кадастровая стоимость была установлена в размере 895 203 484, 01 руб, установлена в этом же размере по состоянию на 31.07.2020 г.
Кроме того, на странице 15 протокола судебного заседания от 30.09.2020 года в 1 АСОЮ, директор ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" - Ковалёв Д.В. указал, что ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" ошиблось при расчёте кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами * по состоянию на 31.07.2020 года (основанием для пересчёта кадастровой стоимости 31.07.2020 года послужило внесение в ЕГРН сведений о "Годе ввода в эксплуатацию"). По этим же основаниям пересчитана кадастровая стоимость и в отношении объектов с кадастровыми номерами *.
Следовательно, определённая по состоянию на 31.07.2020 года по этим же основаниям кадастровая стоимость по объектам с кадастровыми номерами * является ошибочной.
Как следует из писем Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве от 23.10.2020г. N 2.15/24341, от 24.11.2020 г. N 2.15/27791, Служебной записки Управления Росреестра по г. Москве от 30.10.2020 г. N 51-224/2020, письма Управления Росреестра по г. Москве от 18.09.2020 г. в 1 АСОЮ, письма Управления Росреестра по г. Москве от 02.11.2020 г. N 51-6966/2020 представителю ООО "АЗ "АРМА" Прощенскому М.Б, основанием для пересмотра кадастровой стоимости объектов явилось внесение в ЕГРН сведений о рыночной стоимости в отношении объектов недвижимости, определённой по состоянию на 01.01.2018 г. решением Московского городского суда от 27.11.2019 г. по делу N 3а-1328/2019.
Однако закон не предусматривает пересмотр кадастровой стоимости по данным основаниям.
Никаких качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, утверждённым Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 г. N 514, в отношении спорных объектов недвижимости в 2018-2020 годах не происходило.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Порядка, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае осуществления государственного кадастрового учета происходит только в связи с изменением сведений о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места).
Следовательно, изменение подгруппы, внесение в ЕГРН дополнительных сведений о годе ввода объекта в эксплуатацию, внесение в ЕГРН сведений о рыночной стоимости, установленной решением суда, не являются обстоятельствами, предусматривающими возможность перерасчёта кадастровой стоимости, установленной в результате массовой оценки кадастровой стоимости.
Несмотря на это, сведения о спорных зданиях были включены Управлением Росреестра по Москве в соответствующие сформированные им перечни объектов, изменивших характеристики, и направлены в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования". В свою очередь, бюджетное учреждение произвело перерасчёт кадастровой стоимости на основании предоставленных сведений.
Возложенная на Управление Росреестра г. Москвы статьёй 16 Закона N 237-ФЗ обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости, и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
Неоднократный произвольный пересмотр кадастровой стоимости вне рамок государственной кадастровой оценки, по мнению суда, является злоупотреблением правом со стороны ответчиков.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения административных исковых требований ООО "АЗ "АРМА" в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования":
- по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 31.07.2020 г. в размере 195 501681, 84 руб.;
- по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 31.07.2020 г. в размере 899 267 560, 94 руб.;
- по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 31.07.2020 г. в размере 898 777 194, 47 руб.;
- по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 31.07.2020 г. в размере 895 203 484, 01 руб.;
- по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 31.07.2020 г. в размере 874 510 582, 20 руб.;
- по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 31.07.2020 г. в размере 1 056 785 249, 20 руб.
Обязать ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АЗ "АРМА" путём аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 г. в части, определяющей кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами * по состоянию на 31.07.2020 г.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами *, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости по состоянию на 31.07.2020 г.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 18.08.2020 г. в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об утверждении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020:
- в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ** в размере 195 501 681, 84 руб.;
- в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 899 267 560, 94 руб.;
- в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 898 777 194, 47 руб.;
- в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 895 203 484, 01 руб.;
- в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 874 510 582, 20 руб.;
- в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 1 056 785 249, 20 руб.
Обязать Управление Росреестра по г. Москве:
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 195 501 681, 84 руб, определённой по состоянию на 31.07.2020 г. и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости 18.08.2020 г. на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 г, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 27.11.2019 г. по делу N 3а-1328/2019, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 45 000 000 руб, определённом по состоянию на 01.01.2018 г.;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 899 267 560, 94 руб, определённой по состоянию на 31.07.2020 г. и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости 18.08.2020 г. на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 г, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 27.11.2019 г. по делу N 3а-1328/2019, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 554 000 000, 00 руб, определённом по состоянию на 01.01.2018 г.;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 874 510 582, 20 руб, определённой по состоянию на 31.07.2020 г. и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости 18.08.2020 г. на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 г, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 27.11.2019 г. по делу N 3а-1328/2019, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 564 000 000, 00 руб, определённом по состоянию на 01.01.2018 г.;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 1 056 785 249, 20 руб, определённой по состоянию на 31.07.2020 г. и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости 18.08.2020 г. на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 г, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 27.11.2019г. по делу N 3а-1328/2019, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 608 000 000, 00 руб, определённом по состоянию на 01.01.2018 г.;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 898 777 194, 47 руб, определённой по состоянию на 31.07.2020 г. и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости 18.08.2020 г. на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 г. и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 02.06.2020 г. по делу N 3а-1382/2020, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 435 383 000, 00 руб, определённом по состоянию на 24.01.2019 г.;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 895 203 484, 01 руб, определённой по состоянию на 31.07.2020 г. и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости 18.08.2020 г. на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-8398/20-01-ОКС от 10.08.2020 г. и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 02.06.2020 г. по делу N 3а-1382/2020, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 435 163 000, 00 руб, определённом по состоянию на 26.02.2019 г.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Сибул Ж.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.