Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-174/2020 по кассационной жалобе представителя административного истца Маева Игоря Константиновича на решение Московского гарнизонного военного суда от 27 мая 2020 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 27 августа 2020 г., принятые по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "звание" Садовского Виталия Игоревича об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент) об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного истца Маева И.К, выступившего в поддержку доводов кассационного обращения, Кассационный военный суд
установил:
решением Московского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда, Садовскому В.И. отказано в удовлетворении административного иска, в котором он обжаловал решение Департамента от 10 января 2020 г. N об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В кассационной жалобе, поданной 29 октября 2020 г, представитель административного истца просит отменить указанные судебные акты ввиду нарушения судами норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование этого автор кассационной жалобы, анализируя оспариваемые судебные постановления и излагая фактические обстоятельства дела в контексте собственного толкования положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", статей 4, 63, 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, Инструкции об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещениях и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июня 2011 г. N 1133, приводит совокупность доводов, суть которых сводится к несостоятельности выводов судов об отсутствии у Садовского В.И. права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания.
По мнению представителя, судами не дано надлежащей оценки тому, что ранее предоставленная квартира, которую административный истец оставил бывшей семье в 2009 г, на момент его выезда являлась служебной. После перехода этого жилого помещения в муниципальную собственность бывшие члены семьи Садовского В.И. прекратили право пользования им в 2015 г. Им также утверждается о том, что суд первой инстанции существенно нарушил положения статей 4, 46, 129, 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении ходатайства об уточнении требований административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Садовскому В.И, поступившему на военную службу по контракту в декабре 1995 г, в период прохождения военной службы в 2001 г. было предоставлено служебное жилое помещение, общей площадью 33, 4 кв.м, по адресу: "адрес", в котором он был зарегистрирован и проживал с семьей, состоящей из... человек "данные изъяты").
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 2196 указанная квартира, находившаяся в федеральной собственности и ведении Энгельской КЭЧ, передана в муниципальную собственность в мае 2006 г.
В сентябре 2009 г. в связи с убытием для прохождения военной службы в войсковой части N Садовский В.И. снялся с регистрационного учета по месту жительства и зарегистрировался по новому месту службы в г. Москве в июне 2010 г.
В октябре 2010 г. Садовский расторг брак, но бывшая супруга и его дети проживают в г. "данные изъяты" в вышеуказанном жилом помещении до настоящего времени.
Решением Департамента от 5 апреля 2016 г. Садовский В.И. вместе с сыном... г.р. от второго брака признан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания. При рассмотрении вопроса о распределении жилого помещения Садовскому В.И. Департаментом принято решение об отказе в предоставлении жилья для постоянного проживания и снятии административного истца с жилищного учета, поскольку он не имеет возможности сдать ранее полученную от военного ведомства квартиру.
В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права военнослужащих на жилище путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция).
Пунктами 17, 18 Инструкции установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается соответствующая справка.
С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Следовательно, вопреки утверждениям представителя Садовского В.И, суды первой и апелляционной инстанций, разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, правильно применили положения пункта 9 статьи 2, пунктов 1, 5 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также пунктов 17 и 18 Инструкции, указав на необходимость сдачи ранее полученного от государства жилого помещения, относящегося к публичной собственности (государственной или муниципальной), как на условие последующего жилищного обеспечения жильем по договору социального найма.
Этот вывод, вопреки мнению представителя административного истца об обратном, согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", принципом недопустимости необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет средств федерального бюджета, который следует из правовой позиции, высказанной неоднократно в судебных определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 890-О, от 27 июня 2017 г. N 1267-О.
Таким образом, утверждение автора кассационной жалобы об отсутствии оснований для применения в отношении него требований закона, содержащих запрет на повторное обеспечение военнослужащего жильём без сдачи военному ведомству ранее полученного жилого помещения, указывает на ошибку в понимании либо толковании норм материального права, которыми соответствующие правоотношения регулируются.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые Московским гарнизонным военным судом и 2-м Западным окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено, а в указанных автором кассационной жалобы доводах - не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 27 мая 2020 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 27 августа 2020 г, принятые по административному исковому заявлению Садовского Виталия Игоревича, оставить без изменения, а кассационную жалобу его представителя Маева Игоря Константиновича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2020 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.