Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 17 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 31 августа 2020 года по административному исковому заявлению Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российская Федерация" к избирательной комиссии Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия об оспаривании решения об отказе в регистрации списка кандидатов.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Калмыцкое республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российская Федерация" (далее - КРО ПП "КПРФ") обратилось в Сарпинский районный суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - избирательная комиссия) от 2 августа 2020 года N об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия "данные изъяты", выдвинутого КРО ПП "КПРФ" по единому избирательному округу; возложении обязанности на административного ответчика зарегистрировать список кандидатов в депутаты.
В обоснование требований заявитель указал, что решением Собрания депутатов Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 23 июня 2020 года на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов названного Собрания пятого созыва. Установленный законом срок для представления документов для заверения и регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выдвинутого избирательным объединением, истекал 24 июля 2020 года. Решением избирательной комиссии от 2 августа 2020 года N отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого КРО ПП "КПРФ". Административный истец считает, что решение принято с нарушением избирательного законодательства, поскольку при неизменности данных о кандидатах в депутаты, указанных в списке кандидатов от КРО ПП "КПРФ", представленном последним ранее в избирательную комиссию в порядке пунктов 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ), у избирательного объединения отсутствовала обязанность представления наряду с другими необходимыми для регистрации списка кандидатов в депутаты документами сведений об отсутствии таких изменений. Специальный избирательный счет был открыт избирательным объединением после вынесения 26 июля 2020 года избирательной комиссией решения о регистрации уполномоченного представителя КРО ПП "КПРФ" по финансовым вопросам и выдачи последнему разрешения на открытие специального избирательного счета. Полагает, что поскольку открытие специального избирательного счета имело место 27 июля 2020 года до заседания избирательной комиссии по вопросу регистрации списка кандидатов в депутаты от 2 августа 2020 года, отказ последней по приведенному основанию является незаконным.
Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 17 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что КРО ПП "КПРФ" в избирательную комиссию представлен не весь перечень документов, требуемый федеральным и республиканским законодательством, в установленные законом сроки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 31 августа 2020 года решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 17 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 октября 2020 года, КРО ПП "КПРФ" ставит вопрос об отмене решения Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 17 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 31 августа 2020 года. По мнению административного истца, избирательная комиссия должна была принять решение для открытия специального избирательного счета КРО ПП "КПРФ" и обеспечить их вручение ему 24 июля 2020 года, а неисполнение этих обязанностей свидетельствует о длящемся бездействии избирательной комиссии как в последний день приема документов, так и в предшествующие дни. Указывает, что судом апелляционной инстанции в нарушение норм материального права вменены административному истцу обязанности по принятию заблаговременных мер для регистрации уполномоченного по финансовым вопросам и получения разрешения на открытие счета, в то время как действующее избирательное законодательство не возлагает на политическую партию указанные обязанности. Ссылается на отказ судов обеих инстанций в удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетелей членов избирательной комиссии, приглашенных в целях подтверждения недостоверности представленного административным ответчиком протокола. Полагает, что КРО ПП "КПРФ" приведены достаточные данные, свидетельствующие о наличии объективных обстоятельств, исключающих возможность обращения в избирательную комиссии ранее 24 июля 2020 года и заключающихся в отсутствии документов в отношении всех кандидатов. Обосновывает затруднительность представления кандидатами всех документов избирательному объединению ограничениями в регионе в связи с ситуацией по распространению коронавирусной инфекции, а также режимом чрезвычайной ситуации в связи с засухой.
Также считает, что избирательная комиссия в разрешении на открытие специального избирательного счета необоснованно указала на необходимость открытия счета в конкретной кредитной организации, расположенной на значительном расстоянии от места нахождения избирательной комиссии. По мнению заявителя, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт проведения членами избирательной комиссии заседания 24 июля 2020 года в 22:00 часа. Ссылается на то, что судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам административного истца об отсутствии в действующем законодательстве указания на срок, до окончания которого должен быть создан избирательный фонд.
Определением судьи от 9 ноября 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы избирательная комиссия выражает несогласие с доводами жалобы, указав, что специальный избирательный счет КРО ПП "КПРФ" по выборам депутатов Собрания депутатов Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия был открыт 27 июля 2020 года, соответственно, 24 июля 2020 года ни при каких обстоятельствах сведения об открытии административным истцом специального избирательного счета не могли бы быть представлены. Ссылается на то, что избирательной комиссией были предприняты все меры для создания КРО ПП "КПРФ" возможности своевременного представления всех необходимых документов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в возражениях относительно кассационной жалобы избирательная комиссия просила рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав прокурора Стрелковского С.Н, полагавшего обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Законом N 67-ФЗ определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Гарантии избирательных прав на участие в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Калмыкия определены Законом Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 года N 124-IV-3 "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия" (далее - Закон N 124-IV-3).
Согласно пункту 14 статьи 35 Закона N 67-ФЗ, регламентирующего порядок выдвижения избирательным объединением списка кандидатов в едином избирательном округе, предусматривает обязанность избирательного объединения представить в избирательную комиссию, организующую выборы, список кандидатов вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного Закона, который избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет, а в случае отсутствия документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 приведенной статьи, - исключает этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Согласно пункту 9 статьи 33 Закона N 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления составляет не менее 20 дней.
В силу части 1 статьи 15 Закона N 124-IV-3 регистрация кандидатов, списков кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном данным Законом. Для регистрации кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, представляет в эту избирательную комиссию предусмотренные Законом документы не позднее чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени.
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Закона N 67-ФЗ, часть 6 статьи 15 Закона N 124-IV-3).
Частью 1 статьи 58 Закона N 67-ФЗ и частью 1 статьи 19 Закона N 124-IV-3 предусмотрено, что избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.
В силу части 11 статьи 58 Закона N 67-ФЗ все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиале ПАО "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории избирательного округа, округа референдума (при проведении муниципальных выборов, местного референдума - при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа) - в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно избирательного округа, округа референдума, муниципального района, муниципального округа, городского округа.
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 25 статьи 38 Закона N 67-ФЗ, несоздание избирательным объединением избирательного фонда является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. Указанной норме корреспондирует пункт 7 части 6.2 статьи 15 Закона N 124-IV-3.
Судом установлено, что 24 июля 2020 года (в пятницу) с 17 часов 25 минут до 17 часов 59 минут избирательной комиссией от уполномоченного представителя КРО ПП "КПРФ" были приняты документы для заверения списка кандидатов на выборах депутатов Собрания депутатов Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия "данные изъяты", выдвинутого избирательным объединением по единому избирательному округу, в числе которых были необходимые документы для регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам ФИО, а также для выдачи разрешения на открытие специального избирательного счета и для регистрации указанного списка.
На основании решения избирательной комиссии от 24 июля 2020 года N представленный избирательным объединением КРО ПП "КПРФ" список кандидатов заверен; N - зарегистрирован уполномоченный представитель избирательного объединения КРО ПП "КПРФ" по финансовым вопросам ФИО.; N - разрешен вопрос о выдаче разрешения избирательному объединению КРО ПП "КПРФ" на открытие специального избирательного счета в офисе филиала ПАО "Сбербанк России" Юго-Западного банка по адресу: "адрес".
Из протокола заседания избирательной комиссии и объяснений представителя административного ответчика ФИО1 следует, что после принятия 24 июля 2020 года в 17 часов 59 минут пакета документов на выдвижение и регистрацию списка кандидатов от КРО ПП "КПРФ" избирательной комиссией в этот же день в 22 часа 00 минут проведено заседание, на котором приняты решения о регистрации уполномоченного по финансовым вопросам и выдаче разрешения на открытие специального избирательного счета.
О принятии указанных решений представитель административного ответчика в лице ФИО2. был уведомлен избирательной комиссией 25 июля 2020 года около 22 часов. 26 июля 2020 года копии этих решений получены последним.
27 июля 2020 года на основании обращения уполномоченного представителя по финансовым вопросам КРО ПП "КПРФ" открыт специальный избирательный счет, о чем в избирательную комиссию представлено письменное уведомление.
Решением избирательной комиссии от 2 августа 2020 года N в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия "данные изъяты", выдвинутого КРО ПП "КПРФ", отказано со ссылкой на подпункты "б" и "д" пункта 25 статьи 38 Закона N 67-ФЗ, пункты 2 и 7 части 6.2 статьи 15 Закона N 124-IV-3 ввиду непредставления избирательным объединением до 18 часов 24 июля 2020 года в избирательную комиссию сведений об изменениях в данных о кандидатах, ранее представленных в соответствии с пунктами 2, 2.2 и 3 статьи 33 Закона N 67-ФЗ, а также несоздания избирательного фонда. В решении избирательный комиссии указано, что специальный избирательный счет отрыт избирательным объединением 27 июля 2020 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды пришли к выводу о том, что осведомленность КРО ПП "КПРФ" о периоде и времени окончания представления документов для регистрации списка кандидатов, об объеме обязательных процедур, необходимых для создания избирательного фонда, в том числе и о трехдневном сроке, в течение которого избирательной комиссией принимается решение о регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам, предполагала совершение данным избирательным объединением таких действий, которые бы свидетельствовали о проявлении им необходимой осмотрительности для целей соблюдения предусмотренной пунктом 1 статьи 58 Закона N 67-ФЗ обязанности и исключения риска неблагоприятных последствий в виде отказа в регистрации списка кандидатов в связи с несозданием избирательного фонда.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данным выводом судов первой и апелляционной инстанций.
Несостоятельными являются утверждения кассационной жалобы о том, что указание избирательной комиссией в разрешении на открытие специального избирательного счета о том, что счет подлежит открытию только в Калмыцком отделении N 8579 филиала ПАО "Сбербанк России" в г. Элисте.
В силу части 12 статьи 58 Закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В целях реализации указанного положения постановлением избирательной комиссии Республики Калмыкия от 5 июня 2019 года N 83/441-6 утвержден Порядок открытия, ведения и закрытия специального избирательного счета.
Согласно пункту 1.1 названного Порядка избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, после регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательными комиссиями муниципальных образований до представления документов для их регистрации соответствующей избирательной комиссией обязаны открыть на основании договора банковского счета в филиале ПАО "Сбербанк России" либо соответствующем его подразделении (а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории соответствующего округа), указанном соответствующей избирательной комиссией, специальные избирательные счета для формирования своих избирательных фондов. При отсутствии на территории округа кредитных организаций избирательное объединение определяет по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.
Таким образом, пункт 1.1 Порядка прямо предусматривает открытие счета в филиале либо подразделении ПАО "Сбербанк России", указанном соответствующей избирательной комиссией.
Ссылка в кассационной жалобе на бездействие избирательной комиссии, поскольку последней не должным образом осуществлена организация работы в последний день приема документов, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в рамках рассматриваемого административного дела требований об оспаривании бездействия административного ответчика заявлено не было.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе судов обеих инстанций в удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетелей членов избирательной комиссии являются ошибочными, поскольку из протокола судебного заседания от 31 августа 2020 года следует, что судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении заявленного ходатайства, так как вопрос относительно законности решения избирательной комиссии от 24 июля 2020 года не входит в предмет исследования по рассматриваемому делу, сторона требование о признании указанного решения недействительным не заявляла.
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судом доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов первой и апелляционной инстанций.
По существу, доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 17 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 31 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 25 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.