дело N 88-26948/2020
N дела суда 1-й инстанции 2-1425/2020
г. Краснодар 15 декабря 2020 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Малаевой В.Г, судей Харитонова А.С, Жогина О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области по доверенности Наумовой ФИО9 на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 13 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июля 2020 года по гражданскому делу по иску исполняющего обязанности главного государственного санитарного врача в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах к МОУ "Школа-Гимназия N 37", администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Малаевой В.Г, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
исполняющий обязанности главного государственного санитарного врача в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах обратился в суд с исковым заявлением к МОУ "Школа-Гимназия N 37", администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 13 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июля 2020 года, суд постановил:обязать МОУ "Школа-Гимназия N 37" г. Волжского Волгоградской области" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу представить в администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области смету с финансовыми расчетами, необходимыми для проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и приведения условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, а именно: подводка горячей воды к умывальным раковинам во всех начальных классах по адресу: "адрес" п. 8.1.СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; выполнить ремонт помещений спортзала по адресу: "адрес" (спортзал, коридор при спортзале, раздевалки спортзала) материалами, обеспечивающими проведение уборки влажным способом и дезинфекцию п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области в течении двух месяцев с момента предоставления МОУ "Школа-Гимназия N 37" г. Волжского Волгоградской области" сметы обеспечить выделение финансирования МОУ "Школа-Гимназия N 37" г. Волжского Волгоградской области" для проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства и приведения условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, а именно: подводка горячей воды к умывальным раковинам во всех начальных классах по адресу: "адрес" п. 8.1.СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; выполнить ремонт помещений спортзала по адресу: "адрес" (спортзал, коридор при спортзале, раздевалки спортзала) материалами, обеспечивающими проведение уборки влажным способом и дезинфекцию п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Обязать МОУ "Школа-Гимназия N 37" г. Волжского Волгоградской области" в течение трех месяцев после выделения финансирования администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области провести необходимые мероприятия по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства и приведения условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, а именно: подводка горячей воды к умывальным раковинам во всех начальных классах по адресу: "адрес" (п.8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"); выполнить ремонт помещений спортзала по адресу: "адрес" (спортзал, коридор при спортзале, раздевалки спортзала) материалами, обеспечивающими проведение уборки влажным способом и дезинфекцию (п.4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях").
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и апелляционное определение, ссылаясь на то, что судом первой и апелляционной инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права вследствие неправильного истолкования норм.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы администрации ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом кассационной инстанции не установлено.
Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора Роспотребнадзора N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МОУ "Школа-Гимназия N37 города Волжского Волгоградской области" было проведение административного расследования по факту нарушения МОУ "Школа-Гимназия N 37 города Волжского Волгоградской области" санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
По результатам административного расследования, в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки N, согласно которого в помещении начальных классов в здании по адресу: "адрес" установлено, что отсутствует горячее водоснабжение, чем нарушен п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". В здании по адресу: "адрес" на стенах в помещениях (спортивный зал, коридор при спортивном зале и в раздевалке) имеются трещины, места отслоения лакокрасочного покрытия, чем нарушен п.4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".
В расписании уроков на 2017-2018 учебный год установлено, что фактическому адресу: "адрес" для обучающихся 2-4 классов наиболее трудные предметы проводятся на первом уроке (2г класс - в среду иностранный язык, в пятницу - математика; 2д класс- вторник иностранный язык), а должны проводиться на 2-3 уроках; по фактическому адресу: "адрес" для обучающихся 5-11 классов наиболее трудные предметы проводятся на первом уроке (8д класс - вторник, четверг химия, 8г класс - в среду геометрия, 9г класс вторник и среду физика), а должны проводится на 2-4 уроках, чем нарушены требования п.10.8 СанПиН 2.4.2.2821- 10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".
За допущенные нарушения ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МОУ "Школа-Гимназия N 37 города Волжского Волгоградской области" ФИО4 по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ составлены протоколы об административном правонарушении N, 061985.
ДД.ММ.ГГГГ постановлениями по делу об административном правонарушении N директор МОУ "Школа-Гимназия N 37" ФИО4 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей за каждое административное правонарушение.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ, в адрес главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание N об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения.
На основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора Роспотребнадзора N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МОУ "Школа-Гимназия N 37 города Волжского Волгоградской области" проведение административного расследования по факту нарушения МОУ "Школа-Гимназия N 37 города Волжского Волгоградской области" санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
По результатам административного расследования, в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки N, согласно которого в помещении начальных классов в здании по адресу: "адрес" установлено, что отсутствует горячее водоснабжение, чем нарушен п.8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; В здании по адресу: "адрес" на стенах в помещениях (спортивный зал, коридор при спортивном зале и в раздевалке) имеются трещины, места отслоения лакокрасочного покрытия, чем нарушен п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" (копия л.д.20).
За допущенные нарушения ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - МОУ "Школа-Гимназия N 37 города Волжского Волгоградской области" по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ был составлен протокол об административном правонарушении N.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что ранее выданное представление N от ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации городского округа - город Волжский в части указанных в нем требований не исполнено.
Согласно информации образовательного учреждения, причиной длительного неисполнения требований Территориального отдела по городу Волжскому, Ленинскому, Среднеахтубинскому, Николаевскому, Быковскому району Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области явилось отсутствие достаточного финансирования администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался нормами статьи 2, 41, 43 Конституции Российской Федерации, статьи 9, 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 9, 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", и пришел к выводу, что бездействие по выполнению вышеуказанных требований законодательства нарушает права граждан (детей) на санитарно-эпидемиологическое благополучие как одно из основных условий реализации гарантий на охрану здоровья. Само по себе невыполнение нормативных требований, предъявляемых к той или иной деятельности, в данном случае при организации обучения и воспитания в МОУ "Школа-Гимназия N 37", свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда в будущем. Согласно Уставу МОУ "Школа-Гимназия N 37 города Волжского Волгоградской области", его учредителем является администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области. Также администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области является собственником имущества, переданного в оперативное управление образовательной организации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и отметил, что поскольку доказательств устранения выявленных в ходе проведения проверок нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства ответчики не представили, суд пришел к верным выводам о необходимости удовлетворения заявленных руководителем контрольно-надзорного ведомства требований в отношении как образовательного учреждения, так и его учредителя - администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области не вправе самостоятельно распоряжаться денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что орган местного самоуправления, являясь учредителем МОУ "Школа-Гимназия N 37 города Волжского Волгоградской области" обязан обеспечивать финансирование. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение необходимых мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и приведения условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами.
Кроме того, изыскание предусмотренных законом средств для финансирования относится к компетенции администрации как учредителя образовательного учреждения.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут являться основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 13 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июля 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области по доверенности Наумовой ФИО10 - без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Малаева
Судьи А.С. Харитонов
О.В. Жогин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.