Центральный окружной военный суд в составе:
председательствующего Клубкова Ю.В, судей: Вагапова Р.К, Сироты Д.А, при секретаре судебного заседания Човбане И.Ю, с участием представителя административных ответчиков начальника и жилищной комиссии Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области Винничук И.В, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-90/2020 по апелляционной жалобе административного истца Недвигина А.В. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 29 июля 2020 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области "данные изъяты" Недвигина Андрея Витальевича об оспаривании решения жилищной комиссии Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области об отказе в постановке административного истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Сироты Д.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, объяснение представителя административных ответчиков Винничук И.В, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, Центральный окружной военный суд
установил:
Недвигину и членам его семьи решением жилищной комиссии Управления федеральной службы безопасности России по Оренбургской области (далее - УФСБ Росси по Оренбургской области) от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом N, отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).
Полагая свои права нарушенными Недвигин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным названное, обязать принять решение о постановке на соответствующий учет, а также возместить процессуальные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей, и расходы на оплату услуг представителя в сумме 25000 рублей.
Оренбургский гарнизонный военный суд решением от 29 июля 2020 г. отказал в удовлетворении административного искового заявления Недвигина.
Выражая несогласие с таким решением суда, Недвигин в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении его административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование жалобы приводиться собственный анализ обстоятельств административного дела и норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения. При этом отмечается, что жилое помещение приобретено Недвигиным в 2001 г. не только в пределах средств государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС), но и с использованием собственных денежных средств. Недостающую сумму он брал в кредит, поскольку ГЖС не обеспечивал возможность приобретения жилья по установленным государством нормам. Указанное обстоятельство свидетельствует о необеспеченности жилым помещением Недвигина и членов его семьи по установленным нормам. Более того, после расторжения брака Недвигин указанную квартиру оставил бывшей супруге и детям. В 2010 г. он заключил новый брак, в котором у него родилось трое детей. Поскольку со дня распоряжения жилым помещением, полученным посредством ГЖС прошло более 5 лет, а выслуга по военной службе административного истца составляет более 20 лет он вправе быть признанным с составом новой семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В заключение жалобы указывается на обеспеченность административного истца и члены его новой семьи служебной квартирой, что свидетельствует о признании его нуждающимся в получении жилого помещения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административных ответчиков, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ.
Частью 4 ст. 52 ЖК РФ установлено, что при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть предоставлены документы, подтверждающие их право состоять на таком учете.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 14 ст. 15 названного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Судом первой инстанции установлено, что в декабре 2000 г. Недвигину был выдан государственный жилищный сертификат на сумму 212544 рубля, на состав семьи 4 человека. Недвигин и члены его семьи ДД.ММ.ГГГГ приобрели жилое помещение по 1/4 доли на каждого, по адресу: "адрес", общей площадью 66 кв. метров. Стоимость указанного жилого помещения составляла 429544 рубля. Недостающая сумма в счет оплаты квартиры в размере 217000 рублей была оплачена административным истцом посредствам ипотечного кредита. ДД.ММ.ГГГГ брак между Недвигиным и ФИО1 был расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ Недвигин заключил брак с ФИО2) от которого у него имеется трое детей. На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ административный истец подарил свою 1/4 долю собственности в квартире по адресу: "адрес", бывшей супруге ФИО1
Решение жилищной комиссии УФСБ России по Оренбургской области об отказе Недвигину в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, мотивировано положениями п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть предоставление административным истцом документов, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд апелляционной инстанции на основании изложенного, приходит к выводу о том, что Недвигин в 2000 г. обеспечен ГЖС за счет государства.
В соответствии с п. 16 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Такой же размер социальной нормы площади жилья, исходя из которой определяется размер безвозмездной субсидии, устанавливался на семью из 3 и более человек был предусмотрен ранее действовавшим постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71 "О Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты".
Вопреки доводам жалобы, Недвигин обеспечен ГЖС на состав семьи 4 человека из расчета размера социальной выплаты по 18 кв. м на каждого члена семьи. Его действия связанные с приобретением жилья с привлечением дополнительных денежных, правового значения, для подтверждения факта обеспечения жильем его и членов его семьи, не имеет.
Кроме того, изменения жизненных обстоятельств, а именно создание новой семьи Недвигиным не является основанием для рассмотрения вопроса о постановке его с составом новой семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку такое право он реализовал в 2001 г, будучи обеспеченным жилым помещением по нормам от органа военного управления.
Вывод суда первой инстанции о признании действий жилищной комиссии суд апелляционной инстанции считает обоснованным, поскольку обеспечение административного истца, реализовавшего свое право на получение ГЖС жилым помещением по договору социального найма в связи с изменением состава его семьи возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ. Истечение пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, с момента распоряжения административным истцом полученным в период прохождения военной службы по установленным нормам жильем, не дает ему право повторно обеспеченным жилым помещением в порядке, предусмотренным ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, Центральный окружной военный суд
определил:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 29 июля 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области "данные изъяты" Недвигина Андрея Витальевича об оспаривании решения жилищной комиссии Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области об отказе в постановке административного истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Недвигина А.В. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в Кассационный военный суд через Оренбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его принятия.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) Ю.В. Клубков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.