Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Строчкиной Е.А.
судей Шишовой В.Ю. и Пшеничной Ж.А.
при секретаре судебного заседания Пика А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1047/2020 по апелляционной жалобе административного ответчика Борцов С.К. на решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 25 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федерального налоговой службы России N 4 по Ставропольскому краю к Борцов С.К. о взыскании задолженности, заслушав доклад судьи Пшеничной Ж.А, установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Ставропольскому краю (далее - МИФНС России N 4 по Ставропольскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Борцову С.К. о взыскании задолженности, указав, что административный ответчик имеет в своей собственности объекты недвижимого имущества, в связи с чем является субъектом налоговых правоотношений, в отношении него производилось начисление налога на имущество физических лиц за 2018 год. Налог на объект недвижимости с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого составляет "данные изъяты" руб, за 2018 год составил 5 872 руб.; на объект недвижимости с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого составляет "данные изъяты" руб, за 2018 год составил 792 руб.; на объект недвижимости с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого составляет "данные изъяты" руб, за 2018 год составил 1 675 руб. Всего по налогу на имущество физических лиц за 2018 год начислено 8 339 руб.
24 марта 2020 г. Борцов С.К. произвел частичную уплату налога за 2018 год в размере 4 939 руб, задолженность по налогу на имущество физических лиц составила 3 400 руб.
Административный истец просил суд взыскать с Борцова С.К. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 400 руб.
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 25 августа 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено, с Борцова С.К. в пользу МИФНС России N 4 по Ставропольскому краю взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 400 руб.; с ответчика в доход бюджета Изобильненского городского округа Ставропольского края взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик Борцов С.К. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России N 4 по Ставропольскому краю о взыскании с него разницы между начисленным и оплаченным им налогом на имущество физических лиц в размере 3 400 руб. Считает, что судом принято необъективное, нарушающее нормы материального права решение. Судом не исследован в должной мере и не применен пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, гласящий, что он имеет право на перерасчет налоговой базы с момента утверждения кадастровой стоимости объектов недвижимости, то есть с 22 января 2018 г.
10 ноября 2020 г. поступили дополнения административного ответчика Борцова С.К. к апелляционной жалобе, согласно которым в документах, поданных истцом, не содержатся факты, подтверждающие нарушения Налогового кодекса Российской Федерации. МИФНС N 4 по Ставропольскому краю ему излишне начислена сумма 3 400 руб. С 22 января 2018 г. стоимость здания была уменьшена комиссией с "данные изъяты" руб. до "данные изъяты" руб. Утверждение истца о том, что оценочный акт вступает в силу с 01 января следующего за годом принятия решения не состоятельно и является ошибочным, распространяется только на законодательные акты, принятые в этот период законодателем. Акт оценочной стоимости имущества физического лица с целью его налогообложения не является правовым документом этого уровня и юридической силы, следовательно, не применим к физическим лицам. В его случае ДД.ММ.ГГГГ была произведена переоценка стоимости объекта; ДД.ММ.ГГГГ - акт переоценки вступил в силу. За январь-февраль 2018 года налог должен быть рассчитан из стоимости "данные изъяты" руб, а с марта по декабрь 2018 года включительно из стоимости "данные изъяты" руб. Судом неверно трактуются положения статей 15, 18 Федерального закона N 237, статей 5.1 и 5.4 Налогового кодекса Российской Федерации в части срока вступления в силу актов оценки имущества физических лиц, по закону это один месяц, но не весь оставшийся период 10 месяцев.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца Межрайонной ИФНС России N 4 по Ставропольскому краю по доверенности Азарян А.Г. представлены письменные возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание апелляционной инстанции представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом в соответствии с частями 1 и 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе путем размещения на официальном сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о судебном заседании.
В материалах дела имеется заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя административного истца.
Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав административного ответчика Борцова С.К, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Борцов С.К. (ИНН "данные изъяты") состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС N 4 по Ставропольскому краю, и, в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, обязан оплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Исходя из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно информации, представленной органами государственного кадастрового учета, административный ответчик Борцов С.К. имеет в собственности объекты недвижимого имущества, а именно: здание по адресу: "адрес", кадастровый номер N; здание по адресу: "адрес", кадастровый номер N; здание по адресу: "адрес", кадастровый номер N.
Налоговым органом, в соответствии со статьями 399 - 408 Налогового кодекса Российской Федерации, исчислена сумма налога на имущество физических лиц, как произведение соответствующей налоговой базы (кадастровой стоимости) и налоговой ставки, с учетом количества месяцев владения в году и коэффициента к налоговому периоду, за налоговый период 2018 г. в общем размере 8 339 руб, из которых налог на объект недвижимости с кадастровым номером N (кадастровая стоимость "данные изъяты" руб.) - 5 872 руб.; на объект недвижимости с кадастровым номером N (кадастровая стоимость "данные изъяты" руб.) - 792 руб.; на объект недвижимости с кадастровым номером N (кадастровая стоимость "данные изъяты" руб.) - 1 675 руб.
Административному ответчику направлено налоговое уведомление от 26 сентября 2019 г. N 33460065, содержащее информацию о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц в размере 8 339 руб. не позднее 02 декабря 2019 г.
В связи с не поступлением в срок сумм налога административным истцом направлено требование N 93103 от 24 декабря 2019 г, в котором указано, что на лицевом счете у налогоплательщика имеется общая задолженность в сумме 37 485, 14 руб, в том числе по налогам 32 181 руб. Требование подлежало исполнению в срок до 27 января 2020 г.
Требование административного истца в установленный срок не исполнено, в виду чего 24 апреля 2020 г. по заявлению Межрайонной ИФНС N 4 по Ставропольскому краю мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Борцова С.К. задолженности по налогам на общую сумму 32 323, 01 руб.
Указанный судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка N 4 Изобильненского района Ставропольского края, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Изобильненского района, от 19 июня 2020 г. в связи с поступлением возражений административного ответчика.
Как следует из административного иска, 24 марта 2020 г, согласно карточке расчета с бюджетом административным ответчиком произведена частичная уплата налога за 2018 год в размере 4 939 руб, в связи с чем административным истцом предъявлены требования о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 3 400 руб. (8 339 руб. - 4 939 руб.)
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные требования Межрайонной ИФНС России N 4 по Ставропольскому краю, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств того, что обязанность по уплате налога исполнена в полном объеме, не имеется, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований о взыскании налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3 400 руб.
Доводы административного ответчика о том, что у него отсутствует задолженность в связи с переоценкой и уменьшением кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 26:06:120404:224, суд первой инстанции отклонил, сославшись на положения пункта 3 статьи 6, статьи 15 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", и указал, что дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости; исчисление налога на имущество физических лиц по обязательствам 2018 года в отношении объекта недвижимости исходя из кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющего налоговым периодом, является правомерным и перерасчету не подлежит.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается в виду нижеследующего.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания Закона Ставропольского края от 28 ноября 2014 г. N 104-кз усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2016 год определяется как их кадастровая стоимость.
Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 1 января 2015 г.) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 1 января 2020 г. определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 г. N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такая дата определена - с 1 января 2016 г.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, вне зависимости от сроков проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:
1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итога государственной кадастровой оценки (далее - отчет);
3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" сведения о кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результата определения кадастровой стоимости.
Согласно статьей 15 указанного Закона акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В виду вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что применительно к кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", для целей налогообложения необходимо учитывать дату начала применения такой кадастровой стоимости, указанную в Едином государственном реестре недвижимости и совпадающую с датой вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
В частности, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утвержденные в 2018 году, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости на основании актов субъектов Российской Федерации, вступивших в силу 1 января 2019 г, подлежат применению для целей исчисления налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц с 1 января 2019 г. вне зависимости от даты их фактического внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что в налоговом периоде, в котором произошло изменение кадастровой стоимости, размер налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Материалами дела установлено и не оспаривалось сторонами, что кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N изменена с "данные изъяты" руб. на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 22 января 2018 г. N б/н, и по состоянию на 19 января 2018 г. составляет "данные изъяты" руб. (л.д. 31).
Аналогичная информация предоставлена налоговому органу Управлением Росреестра по Ставропольскому краю. Так, по состоянию на 01 января 2018 г. кадастровая стоимость объекта составляет "данные изъяты" руб. по состоянию на 01 января 2019 г. - "данные изъяты" руб.
Учитывая, что на 01 января 2018 г. кадастровая стоимость спорного объекта составляла "данные изъяты" руб, то расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта в размере "данные изъяты" руб. является правильным.
Доводы Борцова С.К. основаны на неверном толковании норм права и на правильность выводов суда не влияют.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и доказательств по делу, оснований для переоценки совокупности исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 25 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Борцова С.К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Е.А. Строчкина
Судьи
В.Ю. Шишова
Ж.А. Пшеничная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.