Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сухаревой С.И, при секретаре Вагановой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о ликвидации Православной местной религиозной организации "Приход храма во имя Святого архистратига Михаила и Святого Великомученика Георгия Победоносца на Царскосельском Братском кладбище героев Первой мировой войны 1914-1918 гг." и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, УСТАНОВИЛ:
Православная местная религиозная организация "Приход храма во имя Святого архистратига Михаила и Святого Великомученика Георгия Победоносца на Царскосельском Братском кладбище героев Первой мировой войны 1914-1918 гг." зарегистрирована 26.01.2009 Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, основной государственный регистрационный номер 1097800000462, ведомственный регистрационный номер 7811010426.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц указанная организация (далее по тексту - Организация) находится по адресу: 196602, Санкт-Петербург, г. Пушкин, пл. Софийская, д. 1.
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, является "... ", председатель Приходского совета. Согласно сведениям регистрационного дела Организации адрес места жительства "... ": "адрес"
В соответствии с пунктом 1 Устава Организация является местной религиозной организацией, которая входит в состав Религиозной организации "Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", ОГРН 1037858002423 (далее по тексту -Религиозная организация).
12.11.2019 в Главное управление поступило письмо Религиозной организации от 29.10.2019 N 590 (вх. N 30300) с просьбой рассмотреть возможность направления от имени Главного управления в суд административного искового заявления о признании Организации прекратившей деятельность и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ. Религиозная организация в названном письме указала, что в ее состав входит ряд местных религиозных организаций, в том числе Организация, фактически прекративших свою деятельность. В связи с тем, что участники прекратили принимать участие в деятельности организаций, осуществить их ликвидацию в добровольном порядке не представляется возможным. Данные организации не подают отчетность в налоговые органы, не имеют банковских счетов, движимого или недвижимого имущества.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, в котором просит ликвидировать Православную местную религиозную организацию "Приход храма во имя Святого архистратига Михаила и Святого Великомученика Георгия Победоносца на Царскосельском Братском кладбище героев Первой мировой войны 1914-1918 гг." и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу Томова Т.А, действующая по доверенности от "дата", просила удовлетворить заявленное требование.
Православная местная религиозная организация "Приход храма во имя Святого архистратига Михаила и Святого Великомученика Георгия Победоносца на Царскосельском Братском кладбище героев Первой мировой войны 1914-1918 гг.", извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не направила в суд своего полномочного представителя, возражений по существу административного иска не представила.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, Санкт-Петербургский городской суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ) некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений).
Правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ). В силу пункта 1 статьи 8 этого федерального закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц.
Порядок и основания ее применения предусмотрены статьей 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). При этом правом на внесение в суд представления о ликвидации религиозной организации обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления (абзац 3 пункта 1, пункт 3).
Аналогичные положения о ликвидации юридических лиц закреплены в подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Таким органом государственной регистрации в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу.
Как следует из материалов дела, 15.07.2019 в адрес Главного управления поступило письмо УФНС России по Санкт-Петербургу от 12.07.2019 N 02-27/42755 (вх. N 19642), в котором налоговый орган указал, что Организация не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (л.д.39).
Главным управлением на основании вышеуказанного письма УФНС России по Санкт-Петербургу, а также пункта 4 статьи 25 Закона N 125-ФЗ в адрес Организации вынесено предупреждение от 24.07.2019 N 78/07- 1276 с требованием устранить нарушение в срок до 24.09.2019 (включительно) (л.д.41-42).
Указанное предупреждение направлено на адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ. В соответствии с отчетом Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 19010736303007 указанное предупреждение не получено Организацией в связи с "неудачной попыткой вручения", возвращено в Главное управление (л.д.43)
В установленном порядке предупреждение Организацией не обжаловалось, в срок, указанный в предупреждении, нарушения законодательства Российской Федерации ею не устранены.В ходе изучения Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу документов, содержащихся в материалах учетного дела Организации, были установлены допущенные Организацией нарушения законодательства Российской Федерации, которые выразились в следующем.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Закона N 125-ФЗ религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
В нарушение пункта 8 статьи 8 Закона N 125-ФЗ в пункте 1 Устава Организации, а также в ЕГРЮЛ содержатся сведения о сокращенном наименовании Организации (л.д.29).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 125-ФЗ в Уставе религиозной организации в случае ее принадлежности к существующей централизованной религиозной организации указывается также ее наименование.
В нарушение пункта 2 статьи 10 Закона N 125-ФЗ в пункте 1 Устава указано неправильное наименование централизованной религиозной организации, в состав которой входит Организация.
По указанным фактам на основании пункта 4 статьи 25 Закона N 125-ФЗ в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, вынесено предупреждение от 04.12.2019 N 78/07-21931 с требованием устранить нарушение в срок до 03.02.2020 (включительно).
В соответствии с отчетом Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083743050187 указанное предупреждение доставлено по адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ, 16.12.2019 (л.д.53).
В установленном порядке предупреждение Организацией не обжаловалось, в срок, указанный в предупреждении, нарушения законодательства Российской Федерации ею не устранены.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (далее по тексту - Постановление Пленума N 64) к грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N125-ФЗ религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
В пунктах 22, 36, 37 Устава определено, что управление Организацией осуществляют: настоятель, возглавляющий собрание представителей Организации (далее - Приходское собрание), и Приходской совет, подотчетный настоятелю. Приходское собрание, состоящее из не менее чем десяти человек православных верующих, принимает Устав Организации и с благословения епархиального архиерея и, в случае необходимости, вносит в него изменения. Приходское собрание правомочно принимать решения при участии в нем не менее половины членов. Решение о внесении изменений в Устав принимается не менее, чем двумя третями голосов от числа присутствующих членов Приходского совета (л.д. 31, 32, 33).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются:
заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
решение о внесении изменений в учредительные документы;
учредительные документы организации в новой редакции;
документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 36 Регламента N 455 для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются: заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ.
В связи с тем, что информация об адресе Организации (раздел VIII), сокращенном наименовании и централизованной религиозной организации, в состав которой входит Организация (пункт 1) содержатся в Уставе, то для устранения указанных нарушений Организации одновременно необходимо представить в Главное управление документы, установленные действующим законодательством для внесения изменений в свой Устав, а также в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Внесение изменений в Устав отнесено к полномочиям Приходского совета, который должен состоять из не менее чем десяти человек. Новая редакция Устава в соответствии с пунктом 37 Устава должна быть утверждена Религиозной организацией.
В связи с отсутствием участников в Организации, а также наличием информации о фактическом прекращении деятельности Организации (письмо Религиозной организации от 29.10.2019 N 590 (вх. N 30300) указанные нарушения не могут быть устранены законным способом (невозможно принять решение о внесении изменений в Устав и в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в порядке, установленном учредительными документами).
Организация после вынесения предупреждения от 12.07.2019 N02-27/42755 с требованием об устранении нарушения пункта 9 статьи 8 Закона N 125-ФЗ (непредставление документов об изменении адреса) продолжала нарушать требования пункта 8 статьи 8 и пункта 2 статьи 10 Закона N 125-ФЗ, в связи с чем, Главным управление было также вынесено предупреждение от 04.12.2019 N 78/07-21931 (использование сокращенного наименования).
Таким образом, Организация также осуществляет свою деятельность с неоднократными нарушениями требований Закона N 125-ФЗ.
Неисполнение Организацией на протяжении длительного времени законных требований Главного управления как органа, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью религиозных организаций и отсутствие религиозной деятельности, закрепленной в Уставе и определяющей смысл создания и основной деятельности всех религиозных организаций, является достаточным основанием для ликвидации Организации в судебном порядке.
При изложенных обстоятельствах Организация грубо и неоднократно нарушила приведенные нормы федеральных законов, что в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ является основанием для ее ликвидации по решению суда, в связи с чем административное исковое заявление уполномоченного федерального органа государственной регистрации о ликвидации Организации подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу удовлетворить.
Ликвидировать Православную местную религиозную организацию "Приход храма во имя Святого архистратига Михаила и Святого Великомученика Георгия Победоносца на Царскосельском Братском кладбище героев Первой мировой войны 1914-1918 гг." (основной государственный регистрационный номер 1097800000462, ведомственный регистрационный номер 7811010426).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья С.И.Сухарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.