Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сазоновой С.В.
судей Кураковой С.С, Панфёровой С.А.
при секретаре Черных Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора города Санкт-Петербурга Чубыкина А.В. на приговор Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2020 г. и апелляционное постановление судебной коллегии по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 июля 2020 г. в отношении Семченко В.В.
Заслушав доклад судьи Кураковой С.С, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы кассационного представления, выступление осужденного Семченко В.В, его адвоката Чижова Р.А, прокурора Кункевич Л.С, поддержавших кассационное представление, судебная коллегия
установила:
по приговору Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2020 г.
Семченко Виталий Владимирович, "данные о личности", гражданин РФ, ранее судимый Кировским районным судом Санкт-Петербурга:
27 марта 2019 г. по ч.1 ст. 157 УК РФ к 1 году исправительных работ;
25 июля 2019 г. по ч.1 ст. 157 УК РФ "с присоединением наказания", назначенного по приговору от 27 марта 2019 г, к 9 месяцам лишения свободы;
29 октября 2019 г. по ч.1 ст.157 УК РФ "с присоединением наказания", назначенного по приговору от 25 июля 2019 г. в соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ, к 10 месяцам лишения свободы;
осужден по ч.1 ст.157 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы.
На основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказания с наказанием, не отбытым по приговору от 29 октября 2019 г, окончательно назначено наказание в виде 11 месяцев лишения свободы в колонии-поселении с исчислением срока наказания со дня вступления приговора в законную силу, зачетом в срок наказания времени отбывания наказания по приговору от 29 октября 2019 г, а именно с 26 ноября 2019 г. по 28 мая 2020 г. Период содержания Семченко В.В. под стражей по настоящему делу с 3 апреля 2020 г. по день вступления приговора в законную силу в соответствии с п. "в" ч.3.1 ст. 72 УК РФ зачтен в срок наказания из расчёта 1 день содержания под стражей за 2 дня отбывания наказания в колонии-поселении.
Мера пресечения в виде заключения под стражу Семченко В.В. отменена после вступления приговора в законную силу.
С Семченко В.В. в пользу ФИО1, в лице законного представителя ФИО2, взыскана неустойка в размере 2837 руб. 11 коп. за несвоевременную уплату алиментов.
Апелляционное постановление судьи апелляционной инстанции судебной коллегии по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 июля 2020 г. указанный приговор изменен:
вводная часть приговора дополнена указанием на наличие у Семченко В.В. двоих несовершеннолетних детей;
исключено указание на применение ч. 5 ст. 69 УК РФ при назначении наказания, окончательно наказание назначено на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, к наказанию в виде 8 месяцев лишения свободы, назначенному настоящим приговором, частично, в виде 3 месяцев лишения свободы, присоединено не отбытое наказание по приговору Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 г, окончательно к отбытию назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 11 месяцев в колонии - поселении.
В срок отбытого наказания зачтен период отбытия наказания по приговору от 29 октября 2019 г, а именно с 26 ноября 2019 г. по 2 апреля 2020 г, а также период содержания Семченко В.В. под стражей в качестве меры пресечения по настоящему делу с 3 апреля 2020 г. по день вступления приговора в законную силу, то есть по 21 июля 2020 г, из расчёта 1 день содержания под стражей за 2 дня отбывания наказания в колонии-поселении в соответствии с п. "в" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ.
В связи с отбытием срока назначенного наказания осуждённый Семченко В.В. из-под стражи освобожден.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
Как следует из приговора, Семченко В.В. признан виновным за неуплату неоднократно родителем без уважительных причин, в нарушение решения суда, средств на содержание несовершеннолетнего ребенка - дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Преступление совершено при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.
В кассационном представлении заместитель прокурора Санкт-Петербурга Чубыкин А.В, не оспаривая выводы суда о виновности Семченко В.В. и квалификацию его действий, ссылается на существенное нарушение судом требований уголовного и уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.
Так, ссылаясь на п.1 ст.307 УПК РФ и п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 N55 "О судебном приговоре" прокурор указывает на отсутствие в описательно-мотивировочной части приговора указания на место совершения Семченко В.В. преступления, что тем самым делает событие преступления не доказанным. При этом отмечает, что, согласно обвинительному акту местом совершения преступления обозначено место регистрации и проживания Семченко В.В. по адресу: "адрес"
Приводит довод о несоответствии вводной части приговора требованиям закона в связи с отсутствием в ней указаний о порядке сложения наказаний, назначенных приговорами от 27 марта 2019 г, 25 июля 2019 г. и размере не отбытой части наказания по приговору от 29 октября 2019 г.
Далее прокурор указывает, что суд, назначая Семченко В.В. наказание в виде 11 месяцев лишения свободы в колонии-поселении, не решилвопрос о порядке следования осужденного к месту отбывания наказания.
Считает, что судом необоснованно признано обстоятельством, смягчающим наказание, наличие у осужденного малолетнего ребенка, поскольку фактически не установлено его участие в воспитании этого ребенка и его материальное положение.
Кроме того, прокурор полагает, что суды первой и апелляционной инстанций в обжалуемых решениях не сослались на анкетные данные детей и даты их рождения, что исключает возможность удостовериться в законности применения при назначении наказания смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. "г" ч.1 ст. 61 УК РФ.
Указывает, что суд первой инстанции (с учетом изменений, внесенных апелляционным постановлением от 22 июля 2020 г. о применении ст.70 УК РФ вместо ч.5 ст.69 УК РФ), применяя положения ст.ст.72, 72.1 УК РФ и зачета в срок отбытия периода отбытого наказания по приговору от 29 октября 2019 г. нарушил требования уголовного закона, что повлекло назначение Семченко В.В. несправедливого наказания, вследствие его чрезмерной мягкости.
Суд апелляционной инстанции указанные нарушения закона не устранил. Просит приговор и апелляционное постановление отменить, уголовное дело передать на новое судебное рассмотрение в тот же суд иным составом суда.
Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия считает, что вышеуказанные приговор и апелляционное постановление подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационной инстанции являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По настоящему делу судами первой инстанции такие нарушения уголовного и уголовно-процессуального законов допущены.
В соответствии со ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Приговор признается таковым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
В соответствии с требованиями ст. 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления; доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства.
Как следует из материалов дела и обвинительного акта (т. 1 л.д. 94 - 100), Семченко В.В. обвинялся в неоднократной неуплате родителем без уважительных причин, в нарушение решения суда, средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, будучи зарегистрированным и проживающим по адресу: "адрес", который является местом совершения преступления.
Вопреки этому, в описательно-мотивировочной части приговора судом не установлено место совершения осужденным преступления.
Указанное нарушение уголовно-процессуального закона является существенным, повлиявшим на исход дела, являющимся в силу ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основанием для отмены судебных решений с передачей уголовного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции иным составом суда, в ходе которого следует принять решение в соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального закона.
Остальные доводы прокурора, изложенные в его кассационном представлении, подлежат проверке при новом рассмотрении дела. При этом суду следует обратить внимание на положения п. 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 23 "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу".
Руководствуясь п.3 ч.1 401.14, ч.1 ст. 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационное представление заместителя прокурора города Санкт-Петербурга Чубыкина А.В. удовлетворить.
Приговор Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2020 г. и апелляционное постановление судебной коллегии по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 июля 2020 г. в отношении Семченко Виталия Владимировича отменить. Уголовное дело передать на новое судебное рассмотрение в Кировский районный суд Санкт-Петербурга иным составом суда.
Председательствующий Сазонова С.В.
Судьи Куракова С.С.
Панфёрова С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.