Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Рыбалко Н.С. на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 20 января 2020 года (N 2а-283/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 20 мая 2020 года (N 33а-977/2020) по административному исковому заявлению Рыбалко Н.С. к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области о признании незаконным отказа во внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рыбалко Н.С. обратилась в Ленинский районный суд города Мурманска с административным иском к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - ИФНС России по г. Мурманску), Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - УФНС России по Мурманской области) о признании незаконным отказа во внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) сведений от 31 марта 2005 года о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятым решением о прекращении деятельности.
В обоснование заявленных требований указала, что 29 мая 2019 года она обратилась в ИФНС России по г. Мурманску с заявлением о внесении в отношении нее в ЕГРИП сведений от 31 марта 2005 года о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятым в марте 2005 года решением о прекращении данной деятельности и поданным в связи с этим заявлением в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга.
26 июля 2019 года ею получен ответ ИФНС России по г. Мурманску от 24 июля 2019 года, в котором налоговый орган указал, что согласно представленной информации от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ранее - инспекция Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга) заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от Рыбалко Н.С. не поступало, в связи с чем требование о внесении в отношении ее в ЕГРИП сведений о прекращении в 2005 году деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не подлежат удовлетворению.
16 августа 2019 года она обратилась с жалобой в УФНС России по Мурманской области с требованием признать ответ ИФНС России по г. Мурманску от 24 июля 2019 года незаконным, возложить обязанность внести в отношении Рыбалко Н.С. в ЕГРИП сведения от 31 марта 2005 года о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием решения о прекращении данной деятельности.
Письмом от 13 сентября 2019 года УФНС России по Мурманской области отказало в удовлетворении требований Рыбалко Н.С, указав, что по сведениям УФНС России по Свердловской области заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в отношении Рыбалко Н.С. не поступало.
Отказ ИФНС России по г. Мурманску во внесении в отношении нее сведений в ЕГРИП о прекращении в 2005 году деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является незаконным и нарушающим ее права, поскольку в апреле 2018 года на денежные средства Рыбалко Н.С. был наложен арест, в ходе выяснения причин стало известно, что она является должником по уплате установленных законодательством обязательных платежей, так как до сих пор является индивидуальным предпринимателем.
Просила суд признать незаконным и отменить отказ ИФНС России по г. Мурманску, выраженный в письме от 24 июля 2019 года, во внесении в отношении Рыбалко Н.С. в ЕГРИП сведений от 31 марта 2005 года о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятым решением о прекращении данной деятельности, внести в ЕГРИП сведения от 31 марта 2005 года о прекращении Рыбалко Н.С. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием решения о прекращении данной деятельности.
Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 20 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 20 мая 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Рыбалко Н.С. отказано.
В кассационной жалобе на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 20 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 20 мая 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 14 октября 2020 года, Рыбалко Н.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с несоответствием выводов обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что на основании свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе Рыбалко Н.С. поставлена на учет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации с присвоением 5 апреля 2002 года ИНН N.
Администрацией Чкаловского района города Екатеринбурга Рыбалко (Чугина) Н.С. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 4 апреля 2002 года, о чем внесены сведения в единый государственный реестр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования.
В связи с изменением порядка регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей на основании свидетельства о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года в отношении Рыбалко (Чугиной) Н.С. Инспекцией ФНС России по Чкаловскому району города Екатеринбурга Свердловской области 17 ноября 2004 года внесены сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя N.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 16 октября 2019 года и 6 января 2020 года Рыбалко Н.С. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 4 апреля 2002 года с присвоением 17 ноября 2004 года основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя N. 5 декабря 2017 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесены сведения в отношении ИП Рыбалко Н.С. об учете в налоговом органе по месту жительства в ИФНС России по г. Мурманску, а также о регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации - Управление Пенсионного фонда в Ленинском округе г. Мурманска.
29 мая 2019 года Рыбалко Н.С. обратилась с заявлением в ИФНС России по г. Мурманску, в котором указала, что деятельность в качестве индивидуального предпринимателя она не ведет с 2005 года, заявление по форме N Р26001 было направлено в марте 2005 года в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району города Екатеринбурга. Просила внести в ЕГРИП сведения от 31 марта 2005 года о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятым решением о прекращении данной деятельности.
ИФНС России по г. Мурманску письмом от 24 июля 2019 года N административному истцу Рыбалко Н.С. сообщено, что в МИФНС России N 25 по Свердловской области (ранее - Инспекция Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району города Екатеринбурга) заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (форма Р26001) от Рыбалко Н.С. не поступало. Одновременно разъяснен порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием решения о прекращении данной деятельности.
Не согласившись с указанным решением, Рыбалко Н.С. 16 августа 2019 года обратилась в УФНС России по Мурманской области с жалобой на принятое ИФНС России по г. Мурманску решение об отказе во внесении в ЕГРИП сведений от 31 марта 2005 года о прекращении Рыбалко (Чугиной) Н.С. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятым решением о прекращении данной деятельности.
Ответом УФНС России по Мурманской области от 13 сентября 2019 года N административному истцу сообщено, что в адрес УФНС по Свердловской области направлен запрос по фактам, изложенным в обращении. Из заключения УФНС России по Свердловской области следует, что заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по форме Р26001) от Рыбалко Н.С. (ИНН N) не поступало, в связи с чем у ИФНС России по Чкаловскому району города Екатеринбурга отсутствовали основания для внесения в ЕГРИП сведений о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Одновременно УФНС России по Мурманской области разъяснило административному истцу, что Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ не предусматривает процедуру исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП на основании заявления, оформленного в простой письменной форме.
Из заключения УФНС России по Свердловской области от 12 сентября 2019 года N@ следует, что в информационных ресурсах инспекции отсутствует информация о поступлении заявления по форме N Р26001 от Чугиной Н.С. с марта 2005 года, а также о формировании регистрирующим органом и выдаче Чугиной Н.С. расписки в получении документов.
Из информации МИФНС России N 25 по Свердловской области следует, что заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по форме Р26001) в отношении Рыбалко Н.С. (ИНН N) в инспекцию не поступало.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ИФНС России по г. Мурманску, выразившиеся в направлении административному истцу письма от 24 июля 2019 года N, соответствуют требованиям закона, права и свободы Рыбалко Н.С. нарушены не были, поэтому оснований для удовлетворения административного иска не имеется, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы судов основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно статье 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (здесь и далее - в редакции Федерального закона от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) документа об уплате государственной пошлины (пункт 1).
Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона; государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона; государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи (пункты 7-9 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации; требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации; заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (пункт 1); датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (пункт 2); заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов (пункт 3).
Согласно статье 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1); моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2); регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр (пункт 3).
Из буквального толкования норм пункта 1 статьи 22.1, пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ следует, что для принятия налоговым органом решений о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, прекращении данного статуса и внесении соответствующих записей в ЕГРИП необходимо волеизъявление гражданина, выраженное в установленной законом форме, с представлением предусмотренных законом документов.
Учитывая, что Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ определены конкретные сроки совершения регистрационных действий, с которыми законодатель связывает правовые последствия в виде возникновения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя, факт обращения в налоговый орган для совершения юридически значимых действий подтверждается соответствующей распиской о приеме документов, в том числе, если документы направляются в налоговый орган по почте.
Между тем, документов, свидетельствующих о получении в 2005 году ИФНС по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (ныне - МИФНС N 25 по Свердловской области) комплекта документов, необходимых для совершения записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, Рыбалко Н.С. не представлено.
Установив, что Рыбалко Н.С. в ИФНС по Чкаловскому району г. Екатеринбурга в установленном законом порядке с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не обращалась, руководствуясь нормами статей 22.3, 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, суд привел аргументированное суждение о том, что у налогового органа отсутствовали основания для внесения регистрационной записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Оснований для внесения ИФНС России по г. Мурманску регистрационной записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления Рыбалко Н.С. от 29 мая 2019 года также не имелось, поскольку Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ не предусмотрена процедура исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП на основании заявления, оформленного в простой письменной форме.
Доводы Рыбалко И.С. о прохождении с 2008 года службы в органах МВД России, фактическом неосуществлении предпринимательской деятельности, длительного периода отсутствия претензий налогового органа, правильно оценены судами, как не влекущие удовлетворение административного иска.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, что повлекло отказ в удовлетворении административного иска.
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Ленинского районного суда города Мурманска от 20 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 20 мая 2020 года без изменения, кассационную жалобу Рыбалко Н.С. - без удовлетворения.
Решение Ленинского районного суда города Мурманска от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 20 мая 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 15 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.