Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Дубровина А.В. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2020 года (N 2а-452/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2020 года (N 33а-17089/2020) по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу к Дубровину А.В. о взыскании страховых взносов и пени.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу) обратилась в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Дубровину А.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 годы в сумме 56 119, 18 рублей, из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - за 2017, 2018 годы в размере 49 445 рублей, пеня в сумме 1 792 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 4 791 рублей, пеня в размере 90, 28 рублей.
В обоснование заявленного административного иска МИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу ссылалась на то обстоятельство, что Дубровин А.В. с 11 апреля 2014 года по настоящее время является адвокатом, однако не исполнил предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в связи с чем в адрес Дубровина А.В. направлено требование об уплате страховых взносов, однако требование об уплате страховых взносов им не исполнено.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2020 года, исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Санкт-Петербургу удовлетворены. С Дубровина А.В. взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 22 900 рублей, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 1 344, 33 рублей; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 в сумме 26 545 рублей, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 448, 57 рублей; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 в сумме 4 791 рублей, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 90, 28 рублей.
В кассационной жалобе на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 22 октября 2020 года, Дубровин А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Дубровин А.В. 11 февраля 2004 года поставлен на налоговый учет в качестве адвоката в налоговой инспекции по месту жительства на основании сведений о присвоении статуса адвоката, поступивших из Негосударственной некоммерческой организации "Адвокатская палата Санкт-Петербурга".
В связи с неисполнением Дубровиным А.В. в добровольном порядке обязанности по уплате страховых взносов МИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу были начислены пени:
-за просрочку уплаты страховых взносов за 2017 год на обязательное пенсионное страхование с 10 января 2018 года по 26 октября 2018 года в размере 1 844, 33 рублей;
за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 10 января 2018 года по 26 октября 2018 года в размере 361, 78 рублей;
-за просрочку уплаты страховых взносов за 2018 год на обязательное пенсионное страхование с 28 ноября 2018 года по 24 января 2019 года в размере 448, 57 рублей;
-за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 28 ноября 2018 года по 24 января 2019 года в размере 90, 28 рублей.
30 ноября 2018 года налоговым органом Дубровину А.В. направлено требование N 29963 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 400 рублей, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 1 844, 33 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590 рублей, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 361, 78 рублей, срок исполнения требования до 14 декабря 2018 года.
11 февраля 2019 года налоговым органом Дубровину А.В. направлено требование N 1084 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545, 00 рублей, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 448, 57 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840, 00 рублей, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 90, 28 рублей, срок исполнения требования до 13 февраля 2019 года.
23 марта 2019 года Дубровиным А.В. были произведены частичные оплаты сумм задолженности:
-500 рублей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 500 рублей по пени по страховых взносам на обязательное пенсионное страхование;
-500 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и 361, 78 рублей по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
31 июля 2019 года Дубровиным А.В. были произведены частичные оплаты сумм задолженности:
-3 590 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование;
-549 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
С учетом частичной уплаты, суммы задолженности по требованию N 29963 составляют по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование:
-фиксированный платеж страховых взносов, подлежащий уплате за 2017 год в размере 22 900 рублей (23400 рублей - исчисленная сумма платежа - 500 рублей - сумма частичной оплаты); пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 1 344, 33 рублей (1 844, 33 рублей/сумма пени по требованию - 500 рублей сумма частичной оплаты пени);
-по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: фиксированный платеж страховых взносов, подлежащий уплате за 2018 в размере 26 545 рублей, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 448, 57 рублей.
С учетом частичной уплаты, суммы задолженности по требованию N 1084 составляют: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: фиксированный платеж страховых взносов, подлежащий уплате за 2018 год - 4791 рублей (5840 рублей - исчисленная сумма платежа - 500 рублей - сумма частичной оплаты, 549 рублей - сумма частичной оплаты), пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 90, 28 рублей.
Требование об уплате страховых взносов налогоплательщиком не исполнено.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
6 июня 2019 года мировым судьей судебного участка N 9 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ о взыскании с Дубровина А.В. страховых взносов и пени, начисленной на недоимку по страховым взносам, однако в связи с поступлением от последнего возражений, он был отменен определением мирового судьи от 25 июня 2019 года.
Заявление Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу о взыскании с Дубровина А.В. страховых взносов и пени направлено в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга почтовым отправлением 24 декабря 2019 года и поступило в суд 17 января 2020 года, то есть с соблюдением установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд.
Суд первой инстанции с учетом отсутствия доказательств погашения Дубровиным А.В. задолженности по страховым взносам и пени, пришел к выводу об обоснованности заявленного налоговым органом административного иска, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
Согласно пункту 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, в силу пункта 2 которой адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Согласно подпунктам 1 и 3 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01 октября 2018 года) тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:
-на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов;
-на обязательное медицинское страхование - 5, 1 процента.
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составляет 23 400 рублей (7500 х 12) х 26%, размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год составляет 4590 рублей (7500x12) х 5, 1%.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27 ноября 2017 года) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают за 2018 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
-в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года;
-в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года плюс 1, 0 процента суммы превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчет налога и пени административным ответчиком не оспорен, проверен апелляционной инстанцией, арифметических ошибок не содержит.
Доводы Дубровина А.В. о том, что он достиг пенсионного возраста и получает пенсию по его достижению с 23 июня 2018 года, следовательно, с указанной даты подлежит освобождению от уплаты страховых взносов, правильно были признаны судами несостоятельными.
Положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе статьей 422, не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - адвокатов, достигших пенсионного возраста, от уплаты страховых взносов, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункты 6, 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации), в частности, в период ухода за инвалидом первой группы, ребенком- инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и так далее, то есть адвокат, зарегистрированный в соответствующем реестре, может быть освобожден от уплаты страховых взносов, если он не осуществляет соответствующую адвокатскую деятельность по указанным в названных выше законоположениях причинам, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов, а также соответствующих подтверждающих документов.
Продолжение адвокатской деятельности при достижении адвокатом пенсионного возраста может в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" служить основанием для корректировки размера получаемой пенсии с учетом поступивших на лицевой счет страховых взносов.
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2020 года без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Дубровина А.В. - без удовлетворения.
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 22 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.