Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Яковенко М.С, Макогон О.П, Гомболевской Г.В, Найденова Ю.А. на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 3 марта 2020 года (N 2а-202/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 июня 2020 года (N 33а-2403/2020) по административному исковому заявлению Яковенко М.С, Макогон О.П, Гомболевской Г.В, Найденова Ю.А. к администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в установлении соответствия видов разрешенного использования земельных участков.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яковенко М.С, Макогон О.П, Гомболевская Г.В, Найденов Ю.А. обратились в Зеленоградский районный суд Калининградской области с административным иском к администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ", в котором указали, что являются собственниками земельных участков, расположенных в пос. Холмогоровка Зеленоградского района Калининградской области с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры.
17 августа 2019 года они обратились в администрацию муниципального образования "Зеленоградский городской округ" с заявлением об установлении соответствия между разрешенным использованием земельных участков "для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры" и разрешенным использованием согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков "для индивидуального жилищного строительства" код 2.1.
19 сентября 2019 года в удовлетворении их заявления отказано со ссылкой на то, что земельные участки согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение" расположены в территориальной зоне "данные изъяты" - многофункциональная: зона застройки средне этажными жилыми домами и общественно - деловых зон. Основными видами разрешенного использования в данной территориальной зоне не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, в то время как для условно разрешенного вида использования требуется разрешение уполномоченного органа.
С данным отказом административные истцы не согласны, ссылаясь на то, что вид разрешенного использования "для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры" был установлен до принятия Правил землепользования и застройки, ранее земельные участки имели вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства". Генеральным планом муниципального образования "Переславское сельское поселение", утвержденным 9 июля 2009 года, спорные земельные участки отнесены к функциональной зоне - жилая - жилой застройки. Вид разрешенного использования "для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры" был установлен до утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540. В данном классификаторе такой вид разрешенного использования как "для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры" не предусмотрен, при этом в нем предусмотрен вид разрешенного использования - "жилая застройка" код 2.0, а так же вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" код 2.1.
Просили признать незаконным отказ администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" и обязать ее привести вид разрешенного использования их земельных участков в соответствие с классификатором видов разрешенного использования, а именно "для индивидуального жилищного строительства" код 2.1.
Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 3 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 июня 2020 года, Яковенко М.С, Макогон О.П, Гомболевской Г.В, Найденову Ю.А. в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 июня 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 28 октября 2020 года, Яковенко М.С, Макогон О.П, Гомболевская Г.В, Найденов Ю.А. ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Яковенко М.С. с 2017 года является собственником земельных участков с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры, расположенных в "адрес", а именно: с "данные изъяты".
Гомболевская Г.В. является собственником с 6 декабря 2018 гола земельного участка с "данные изъяты", площадью 914 кв.м. с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры, расположенного в "адрес".
Макагон О.П. является собственником с 24 апреля 2018 года земельного участка с "данные изъяты", площадью 1406 кв.м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры, расположенного в "адрес".
Найденов Ю.А. является собственником с 2 февраля 2017 года земельного участка с "данные изъяты", площадью 1263 кв.м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры, расположенного в "адрес".
Указанные земельные участки в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение" расположены в территориальной зоне "данные изъяты" - многофункциональная: зона застройки средне этажными жилыми домами и общественно-деловых зон, кроме того, данные земельные участки расположены в проектной приаэродромной территории, в зоне ограничения строительства по высоте аэродрома Калининград "Чкаловск".
19 августа 2019 года административные истцы обратились в администрацию муниципального образования "Зеленоградский городской округ" с заявлением, в котором просили привести в соответствие с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 вид разрешенного использования, установив вид разрешенного использования указанных выше земельных участков - "для индивидуального жилищного строительства" код 2.1.
Ответом от 19 сентября 2019 года администрация муниципального образования "Зеленоградский городской округ" сообщила, что принадлежащие административным истцам земельные участки расположены в территориальной зоне "данные изъяты" - многофункциональная: зона застройки средне этажными жилыми домами и общественно-деловых зон, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение" основными видами разрешенного использования в данной территориальной зоне не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства.
Также сообщила, что собственники земельных участков основные и вспомогательные виды разрешенного использования выбирают самостоятельно, без каких либо согласований, сами же могут изменить вид разрешенного использования в государственном кадастре. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при этом полномочиями по такому предоставлению обладает Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области. На основании изложенного в установлении соответствия между разрешенным использованием земельных участков административных истцов, расположенных в пос. Холмогоровка, с "коттеджного строительства с объектами инфраструктуры" и разрешенным использованием согласно классификатору видов разрешенного использования было отказано.
Отказывая в Яковенко М.С, Макогон О.П, Гомболевской Г.В, Найденову Ю.А. в административном иске, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения закона и прав административных истцов администрацией муниципального образования "Зеленоградский городской округ", с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий) общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования. При этом выбор любого из основных видов использования осуществляется самостоятельно, в то время как для условно разрешенного использования требуется разрешение уполномоченного органа (пункты 4, 6 статьи 37).
В соответствии с частью 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Как следует из классификатора видов разрешенного использования земельных участков такой вид разрешенного использования как "для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры" в нем не предусмотрен.
Вместе с тем, в нем имеется разрешенное использование - жилая застройка (код 2.0), в которой возможно размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.7.1, то есть для индивидуального жилищного строительства и для средне этажной жилой застройки.
Судом установлено, что земельные участки административных истцов являлись собственностью ООО "Терра". Разрешенное использование этих участков было "для ведения личного подсобного хозяйства".
Постановлением администрации муниципального образования "Переславское сельское поселение" от 12 ноября 2009 года за N 126, на основании заявления ООО "Терра" вид разрешенного использования земельных участков был изменен на "для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры".
Не возведя ни одного коттеджа с объектами инфраструктуры, ООО "Терра" продало первоначальные земельные участки в собственность ФИО9, который их разделил площадью от 700 до 1200 кв.м. и продал, в том числе и Яковенко М.С, Макогон О.П, Гомболевской Г.В, Найденову Ю.А.
Согласно градостроительному регламенту строительство индивидуальных жилых домов административными истцами возможно в рамках условно разрешенного вида использования, который может быть предоставлен только по результатам публичных слушаний.
Также судами учтено, что в Зеленоградском городском округе в настоящее время принят Генеральный план округа, из которого следует, что территория, на которой расположены земельные участки административных истцов, отнесена к территории комплексного развития территории. Правила землепользования и застройки городского округа не приняты.
В ноябре 2019 года административные истцы обращались в администрацию муниципального образования "Зеленоградский городской округ" с заявлением о включении принадлежащих им земельных участков в территориальную зону Ж1-зона застройки индивидуальными жилыми домами, установив вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" код 2.1 при разработке Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ".
Из заявленных административными истцами требований, а также из дальнейших действий по изменению территориальной зоны, в которой расположены принадлежащие им земельные участки, суд сделал обоснованный вывод о том, что действия административных истцов направлены не на установление соответствия ранее утвержденного вида разрешенного использования действующему Классификатору, а на изменение вида разрешенного использования земельного участка на новый вид, который функционально отличается от прежнего вида.
Учитывая, что изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется по иной установленной законодательством процедуре, как и изменение территориальной зоны, в которой этот участок находится, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку отказ административного ответчика является законным и обоснованным.
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 июня 2020 года без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Яковенко М.С, Макогон О.П, Гомболевской Г.В, Найденова Ю.А. - без удовлетворения.
Решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 3 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 17 июня 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 22 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.