Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 30 июня 2020 года (N 2а-2087/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 сентября 2020 года (N 33а-5394/2020) по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к министерству образования и науки Архангельской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в Октябрьский районный суд города Архангельска с административным исковым заявлением к министерству образования и науки Архангельской области о признании незаконным бездействия министерства образования и науки Архангельской области в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия "Военный Заем 1942-1945" с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
В обоснование требований указало, что в целях исполнения положений пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утвержденного Президентом Российской Федерации 16 января 2019 года N Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р административный истец направил в адрес административного ответчика обращение общественного объединения граждан в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, отмеченных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года. Бездействие административного ответчика заключается в неисполнении поручений Президента Российской Федерации, в нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, нарушении сроков ответа на обращение.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 30 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 сентября 2020 года, Благотворительному региональному молодежному общественному движению "Уроки финансовой и юридической грамотности" в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 30 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 сентября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 2 ноября 2020 года, Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" через официальный интернет-портал Правительства Архангельской области обратилось в адрес министерства образования и науки Архангельской области (обращение от 28 декабря 2019 года N 3400) и Губернатора Архангельской области (обращение от 7 января 2020 года) с обращениями по вопросу об определении даты проведения мероприятия по финансовой грамотности на одноименной цифровой платформе и ответственного должностного лица за регистрацию участников и участие образовательных организаций в мероприятии. Обращение к Губернатору Архангельской области направлено для рассмотрения в министерство образования и науки Архангельской области. Указанные обращения поступили и зарегистрированы соответственно 30 декабря 2019 года за N N и 9 января 2020 года за N.
Из содержания обращений следует, что они направлены в целях исполнения Предложений добровольческих (волонтерских) организаций в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утвержденного Президентом Российской Федерации 16 января 2019 года N Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р.
Письмом от 23 января 2020 года N 209/02-12/572 на данные обращения административным ответчиком дан ответ, в котором указано, что в письме министерства образования и науки Архангельской области от 27 декабря 2019 года N 209/02-13/11319 "О рассмотрении обращения" даны исчерпывающие разъяснения по вопросу о порядке работы с образовательными организациями. Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" вправе обращаться непосредственно в образовательные организации, расположенные на территории Архангельской области. Действующее законодательство не возлагает на министерство обязанность осуществлять деятельность исключительно в формах, предлагаемых заявителем. Сообщено о готовности министерства оказать информационную поддержку проектам административного истца в отношении подведомственных образовательных организаций Архангельской области и органов местного самоуправления, в том числе открытым соревнованиям по финансовой грамотности.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что незаконное бездействие административным ответчиком не допущено, что исключает нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Несогласие административного истца с содержанием ответа не может означать нарушения прав заявителя по результатам рассмотрения его обращения, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ предписано, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Судами установлено, что обращения Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" от 28 декабря 2019 года и 7 января 2020 года рассмотрены министерством образования и науки Архангельской области по существу поставленных в них вопросов, административному истцу разъяснено право на обращение для взаимодействия непосредственно в образовательные организации, расположенные на территории Архангельской области. Выражена поддержка действий заявителя по организации такого взаимодействия, сообщено о готовности оказать информационную поддержку реализуемым проектам. Ответ на обращения дан в установленный законом тридцатидневный срок, нарушений порядка рассмотрения обращений не допущено.
Статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентируя судебное разбирательство по рассматриваемой категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении административного иска.
Ссылки административного истца на положения Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями" (далее по тексту - Постановление N 1425) не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Из содержания рассмотренных министерством образования и науки Архангельской области обращений следует, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" направило их в порядке, предусмотренном Законом N 59-ФЗ, классифицируя обращения как предложение, заявление и жалобу, одновременно выражая несогласие с ответом административного ответчика от 27 декабря 2019 года N 209/02-13/11319 на ранее рассмотренное обращение, зарегистрированное 2 декабря 2019 года.
При таких обстоятельствах заявленные в обращениях требования, исходя из положений статьи 4 Закона N 59-ФЗ, правильно были расценены как обращения, подлежащие рассмотрению в соответствии с названным Законом N 59-ФЗ.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 30 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 сентября 2020 года без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 30 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 29 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.