Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 19 августа 2020 года (N 2а-827/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 20 октября 2020 года (N 33а-138/2020) по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее по тексту - Молодежное общественное движение) обратилось в Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа с административным иском о признании незаконным решения Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа (далее по тексту - Департамент), выраженное в письме от 30 июля 2020 года (исх. N).
Административный истец требования обосновал тем, что 25 июля 2020 года обратился в Департамент с письмом, в котором предложил провести патриотическое благотворительное мероприятие для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства.
30 июля 2020 года Департамент отказал Молодежному общественному движению во взаимодействии без указания причин, послуживших основанием для принятия такого решения, что не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 19 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 20 октября 2020 года, Благотворительному региональному молодежному общественному движению "Уроки финансовой и юридической грамотности" в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 20 октября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 20 ноября 2020 года, Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Организация и иные лица могут оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с абзацем 2 статьи 39 Федерального закона от 9 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные названным выше федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы.
Согласно статье 17 Федерального закона от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" за защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 25 июля 2020 года организатор добровольческой деятельности Молодежного общественного движения обратился в Департамент с письмом, в котором в соответствии с пунктом 1 Федерального закона от 24 апреля 2020 года N 126-ФЗ предложил провести вебинар "Военный заем 1942-1945" для целевой аудитории, определенной перечнем поручений Президента Российской Федерации, постановлением и распоряжением Правительства Российской Федерации.
Письмом Департамента от 30 июля 2020 года (исх. N 01-18/7612) организатор добровольческой деятельности Молодежного общественного движения проинформирован о том, что информация о проведении вебинара "Военный заем 1942-1945" направлена в адрес подведомственных учреждений Департамента. Решение об участии в вебинаре руководители учреждений принимают самостоятельно.
Также письмом от 14 августа 2020 года (исх. N 01-18/8179) организатору добровольческой деятельности Молодежного общественного движения сообщено об отсутствии намерения принимать участие в проводимых им мероприятиях, в том числе в вебинаре "Военный заем 1942-1945", а также не заинтересован в межсекторном взаимодействии и сотрудничестве с ним.
Полагая, что Департамент незаконно отказал во взаимодействии с Молодежным общественным движением и проведении мероприятия - вебинара "Военный заем 1942-1945", административный истец обратился в суд с данным административным иском.
Отказывая в удовлетворении требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", суд первой инстанции исходил из того, что Департамент действовал в пределах своей компетенции и предоставленными ему действующим законодательством полномочиями, нарушений и бездействия им допущено не было, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий.
Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее по тексту - Федеральный закон N 135-ФЗ) устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 3 Федерального закона N 135-ФЗ, законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 17.3 Федерального закона N 135-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 ноября 2018 года N 1425, которым в частности утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями (далее по тексту - Порядок взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями).
В соответствии с пунктом 2 Порядка взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями, организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое должно содержать определенную информацию, указанную в данном пункте.
Согласно пунктам 3 и 4 данного Порядка орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. Организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация информируются о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.
Таким образом, положения вышеприведенных правовых норм предусматривают право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать предложения от организаторов добровольческой деятельности, добровольческой организации о взаимодействии в организации добровольческой деятельности или отказывать в принятии данного предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Учитывая, что Департамент рассмотрел предложение организатора добровольческой деятельности Молодежного общественного движения о взаимодействии в проведении мероприятия - вебинаре "Военный заем 1942-1945" и не нашел оснований для такого сотрудничества (взаимодействия), дав в установленный законом срок мотивированный ответ на обращение, нарушений порядка рассмотрения обращений не имеется, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 20 октября 2020 года без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 19 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ненецкого автономного округа от 20 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 29 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.