Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М, прокурора Леонтьева С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Правительства Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 27 января 2020 года (N 3а-7/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года (N 66а-323/2020) по административному исковому заявлению Герцена А.В. о признании не действующим в части постановления Правительства Ленинградской области от 6 сентября 2017 года N 357 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области".
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя Герцена А.В. Лысова А.А, заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Ленинградской области от 6 сентября 2017 года N 357, опубликованным на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области "lenobl.ru" 20 сентября 2017 года, утвержден генеральный план Лебяженского городского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее - генеральный план).
Герцен А.В. обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просил признать не действующим генеральный план в части, в которой он не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером N относительно границ населенного пункта дер. Шепелево.
В обоснование заявленных требований Герцен А.В. указал на то, что из карт, являющихся составной частью генерального плана, следует, что земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий ему на праве собственности, отнесен к территории, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель. Административный истец полагал, что отнесение земельного участка к территории с неопределенным статусом не соответствует требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Ленинградского областного суда от 27 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года, административное исковое заявление Герцена А.В. удовлетворено; постановление Правительства Ленинградской области от 6 сентября 2017 года N 357 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области" признано не действующим с даты вступления решения суда в законную силу в той части, в которой оно не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером N относительно границ населенного пункта дер. Шепелево.
В кассационной жалобе на решение Ленинградского областного суда от 27 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 20 ноября 2020 года, Правительство Ленинградской области ставит вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Из материалов дела следует, что постановление Правительства Ленинградской области от 6 сентября 2017 года N 357 принято уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, опубликовано в установленном порядке, что уже было установлено вступившим в законную силу решением Ленинградского областного суда от 2 июля 2019 года по делу N 3а-127/2019, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела в силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Генеральный план содержит в себе следующие карты: карта функциональных зон поселения, карта планируемого размещения объектов местного значения поселения; карта границ населенных пунктов; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения в области транспортной инфраструктуры; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения в области инженерной инфраструктуры.
Из вышеуказанных карт судами установлено и не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий административному истцу, отнесен к территории, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.
При этом в картах, содержащихся в материалах по обоснованию генерального плана, территория, к которой относится земельный участок, принадлежащий административному истцу, отмечена как территория с двойным статусом (две категории земель), а именно: земли населенных пунктов (согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области) и земли лесного фонда (согласно данным лесохозяйственного регламента Ломоносовского лесничества Ленинградской области).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.
Согласно пункту 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
В связи с невозможностью отнесения земельного участка к одной из категорий земель, вызванной противоречиями между данными лесоустройства и Единым государственным реестром недвижимости и отсутствием положительного согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении участков в земли населенных пунктов, оспариваемым постановлением земельный участок отнесен к территории, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Таким образом, генеральный план в оспариваемой Герценом А.В. части не соответствует статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование его содержания, носит неопределенный характер в той части, в которой определяет местоположение земельного участка с кадастровым номером N относительно границ дер. Шепелево.
Эти обстоятельства также установлены решением Ленинградского областного суда от 2 июля 2019 года по делу N 3а-127/2019. Так, суд первой инстанции, установив, что земельный участок административного истца имеет общую границу с земельным участком с кадастровым номером N, пришел к правильному выводу о том, что неопределенность оспариваемого нормативного правового акта в части местоположения данного земельного участка относительно границ населенного пункта дер. Шепелево, установленная названным судебным актом, свидетельствует также о наличии правовой неопределенности генерального плана в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N относительно границ дер. Шепелево.
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Ленинградского областного суда от 27 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года без изменения, кассационную жалобу Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Ленинградского областного суда от 27 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 29 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.