Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Стешовиковой И.Г, судей: Бакулина А.А, Шкарупиной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-447/2020 по иску Гливинской Е. В. к Администрации МОГО "Инта" о признании незаконным решения, понуждении осуществить регистрацию и постановку на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, по кассационной жалобе Гливинской Е. В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 6 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, выслушав объяснения Гливинской Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гливинская Е.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Инта" о признании незаконным решения от 24.12.2019 об отказе, понуждении осуществить регистрацию и постановку Гливинского В. И. ДД.ММ.ГГГГ рождения, с составом семьи из трёх человек, включая Гливинского И.Ф. и Гливинскую Е.В. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории "инвалиды" с датой подачи заявления 17 декабря 2019 года.
В обоснование своих требований истец указала, что 17 декабря 2019 года она обратилась с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории "инвалиды" на состав семьи из трёх человек, включая её, сына Гливинского В.И. ДД.ММ.ГГГГ рождения, являющегося инвалидом с детства, инвалид 1 группы, и супруга Гливинского И.Ф.
22 декабря 2019 был получен отказ администрации МОГО "Инта" в постановке на учет, так как ее сын рожден ДД.ММ.ГГГГ, то есть позже установленной законом даты - 1 января 1992 года. Считает действия ответчика незаконными и необоснованными. Ее сын родился ДД.ММ.ГГГГ и проживает в г. Инта с рождения, является инвалидом с детства.
Решением Интинского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2020 года иск удовлетворен.
Признан незаконным отказ администрации Муниципального образования городской округ "Инта" от 24 декабря 2019 года в постановке Гливинского В.И. на учет для улучшения жилищных условий. На администрацию Муниципального образования городской округ "Инта" возложена обязанность включить Гливинского В.И. с составом из трех человек отец - Гливинский В.И, мать - Гливинская Е.В, в списки граждан имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды 1и 2 групп с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" с датой постановки на учёт 17 декабря 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 6 июля 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гливинской Е.В. отказано.
В кассационной жалобе Гливинской Е.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения суда апелляционной инстанций, как принятого с нарушением требований закона.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители ответчика и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела Гливинский В.И. родился ДД.ММ.ГГГГ, в г. Инте Республики Коми, зарегистрирован по месту жительства в г. Инта по настоящее время.
Согласно справке МСЭ Гливинский В.И. является инвалидом с детства, ДД.ММ.ГГГГ инвалидность N группы установлена бессрочно.
Решением Интинского городского суда от 21 ноября 2012 года N 2-1465/2012, вступившим в законную силу 25.12.2012, Гливинский В.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан недееспособным.
Гливинская Е.В. назначена его опекуном.
17.12.2019 Гливинская Е.В, действуя в интересах Гливинского В.И, обратилась в администрацию МОГО "Инта" с заявлением о включении в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по категории "инвалиды" и в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в Санкт-Петербурге с составом семьи три человека: Гливинский В.И, мать Гливинская Е.В, отец Гливинский И.Ф.
24.12.2019 администрацией МОГО "Инта" в адрес Гливинской Е.В. направлено письмо N 11/15442, в котором указано, что в предоставлении муниципальной услуги "Постановка граждан на учет для улучшения жилищных условий" отказано, так как Гливинский В.И. рожден 1994 году, то есть позже даты, установленной ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" - 01.01.1992.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы ст.1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ, п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, пришел к выводу, что отказ администрации МО ГО "Инта" в постановке Гливинского В.И. на учет для улучшения жилищных условий является незаконным, поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на учет 17.12.2019 Гливинский В.И. проживал в г. И. РК более 15 лет, то есть отвечал всем условиям, необходимым для признания за ним права на получение жилищной субсидии.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, апелляционная инстанция Верховного Суда Республики Коми, пришла к выводу о том, что истцом не представлено каких - либо доказательств, подтверждающих, что выезд семьи истца из г. Инта в апреле 2019 года в Ленинградскую область и проживание там по настоящее время является временным и вынужденным.
С таким выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Федеральный Закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ).
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Абзацем третьим части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусмотрена возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидам с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не являются тождественными понятиями, в связи, с чем распространение ответчиками на граждан, относящихся к категории инвалидов с детства и родившихся в указанных районах и местностях, условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г, предусмотренное в качестве одного из требований в абзаце 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, является ошибочным.
Таким образом, для постановки на учет (регистрации) в администрации МО ГО "Инта" в списки на получение жилищной субсидии, необходима совокупность следующих условий: рождение и проживание в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, наличие инвалидности, отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации или наличие нуждаемости в его улучшении, не получение субсидии на эти цели, постоянное проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Применительно к данному делу, с учетом положений статьи 1 ФЗ от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ к обстоятельствам, имеющим юридическое значение и подлежащим доказыванию, относятся обстоятельства постоянного проживания Гливинского В.И. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Отклоняя доводы ответчика и третьего лица о непроживании семьи истца в г. Инта, суд первой инстанции указал, что факт временного проживания Гливинского В.И. с матерью Гливинской Е.В. и отцом Гливинским И.Ф. по адресу: "адрес", обусловлен семейными обстоятельствами и особенностями психического состояния Гливинского В.И, признанного недееспособным, и нуждающегося в постоянном уходе со стороны опекуна, не носит характера выезда на постоянное место жительства, о чем свидетельствует регистрация по месту жительства по адресу: г. Инта, отсутствием сведений о регистрации за ними права собственности на какое-либо недвижимое имущество за пределами г. Инта, в том числе и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, и личной подачей Гливинской Е.В. 17.12.2019 года заявления с документами через ТО ГАУ РК "МФЦ"
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении).
В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии, ее размера, об отказе в предоставлении субсидии уполномоченный орган обязан представить суду доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки.
Не соглашаясь с оценкой суда первой инстанции, апелляционная инстанция, переоценив выводы суда в нарушении требований статьи 56 ГПК РФ, возложила обязанность по доказыванию на истца, фактически освободив ответчика от обязанности доказать правомерность своих действий в отношении Гливинского В.И.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств опровергающих выводы суда первой инстанции о незаконности отказ администрации МО ГО "Инта" в постановке Гливинского В.И. на учет для улучшения жилищных условий, с учетом того, что по делу установлены все юридически значимые обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 6 июля 2020 года отменить.
Оставить в силе решение Интинского городского суда республики Коми от 15 апреля 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.