Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Александровой Ю.К, судей Рогожина Н.А, Григорьевой Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-856/2019 по иску главного государственного санитарного врача по Великоустюгскому, Кичменгоско-Городецкому, Никольскому районам Вологодской области к муниципальному бюджетному учреждению "Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", Управлению образования администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области, администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области, Департаменту образования Вологодской области о возложении обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья двух и пяти разовым питанием в соответствии с установленными нормами, по кассационной жалобе Департамента образования Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 25 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогожина Н.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Главный государственный санитарный врач по Великоустюгскому, Кичменгско-Городецкому, Никольскому районам Вологодской области обратился в суд с иском, в котором просил обязать МБОУ "Великоустюгская ОШИ с ОВЗ" исполнить требования законодательства Российской Федерации по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья двух и пятиразовым питанием, отвечающим требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ, пунктов 6, 1, 6.2, 6.9, 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 в срок до01 января 2020 года; обязать администрацию Великоустюгского муниципального района Вологодской области и Управление образования администрации Великоустюгского муниципального района обеспечить получение финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере образования из областного бюджета в форме субвенций на содержание детей с ограниченными возможностями здоровья во время их пребывания в муниципальной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в срок до 1 января 2021 года; обязать Департамент образования Вологодской области обеспечить финансирование полноценного питания МБОУ "Великоустюгская ОШИ с ОВЗ" в соответствии с требованиями части 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пунктов 6, 1, 6.2, 6.9, 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 25 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 июля 2020 года, требования удовлетворены.
На Департамент образования Вологодской области возложена обязанность обеспечить финансирование полноценного питания МБОУ "Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" в соответствии с требованиями части 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 6, 1, 6.2, 6.9, 6.22 СанПиН 2.4.52409-08 в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Великоустюгская общеобразовательная школ а-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (ОЕРН 1023502696557, ИНН 3526014643) возложена обязанность исполнить требования законодательства Российской Федерации по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья двух и пятиразовым питанием, отвечающим требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 6, 1, 6.2, 6.9, 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 в срок до 1 сентября 2020 года.
На администрацию Великоустюгского муниципального района Вологодской области и Управление образования администрации Великоустюгского муниципального района возложена обязанность обеспечить получение финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере образования из областного бюджета в форме субвенций на содержание детей с ограниченными возможностями здоровья во время их пребывания в муниципальной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в срок до 1 января 2021 года.
В кассационной жалобе Департамент образования Вологодской области просит об отмене названных судебных актов как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные исковые требования, установив, что выявленные нарушения санитарного законодательства представляют реальную угрозу для здоровья детей с ограниченными возможностями, посещающих образовательное учреждение, пришли к выводу о необходимости возложения на МБОУ "Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями и здоровья" обязанности по обеспечению обучающихся данного учреждения двухразовым и пятиразовым питанием в соответствии с требованиями СанПин 1 5.2409-08, при этом суды руководствовались положениями части 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 6.8, 6.9, 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08, статьи 3 Закона Вологодской области от 17 июля 2013 года N3140-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование", части 3 статьи 2 закона Вологодской области от 17 декабря 2007 года N1719-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования".
Разрешая требования в части возложения на Управление образования администрации Великоустюгского муниципального района и администрацию Великоустюгского муниципального района Вологодской области, в срок до 1 января 2021 года обеспечить получение финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере образования из властного бюджета в форме субвенций на содержание детей с ограниченными возможностями здоровья во время их пребывания в муниципальной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, а также на Департамент Вологодской области обязанность обеспечить финансирование полноценного питания МБОУ Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" в соответствии с требованиями санитарного законодательства в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, суды исходили из того, что Департамент образования Вологодской области является главным распорядителем бюджетных средств - субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий в соответствии с законом области от 17 декабря 2007 года N1719-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования", обязанности по обеспечению финансирования МБОУ "Великоустюгская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" в соответствии с требованиями санитарного законодательств, в связи с чем, руководствуясь пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, частью 1 статьи 41 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пришли к выводу, что организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы ответчика по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчиков, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 25 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента образования Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.