Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Стешовиковой И.Г, судей: Бакулина А.А, Рогачевой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело NN2-39/2020 по иску Пестрикова М. Я. к администрации Курортного района Санкт-Петербурга о восстановлении права по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании произвести расчет денежной выплаты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе Пестрикова М. Я. на решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, выслушав объяснения представителя, действующего на основании доверенности от года, сроком действия до года, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя действующей на основании доверенности 78 АБ 4334569 от года, сроком года, возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пестриков М.Я. обратился в суд с иском к Администрации Курортного района Санкт-Петербурга о восстановлении права по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01 января 2010 года, обязании произвести расчет денежной выплаты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2015 года по 01 декабря 2019 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением мирового судьи судебного участка N Санкт-Петербурга от 15 апреля 2019 года с него в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Курортного района" взыскать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 июля 2015 года по 31 июля 2018 года в размере 39 485 рублей 2 копеек, пени в размере 195 рублей 47 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 390 рублей 42 копейки.
Истец является инвалидом II группы по зрению с 16 сентября 1999 года.
22 октября 2019 года истец обратился в Администрацию Курортного района Санкт-Петербурга с просьбой произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01 апреля 2015 года по 01 ноября 2019 года с применением 50% льготы на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
15 ноября 2019 года Администрация Курортного района Санкт- Петербурга отказала истцу в произведении перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01 апреля 2019 года по 01 ноября 2019 года с 50% льготой, указав на то, что в квитанциях на оплату адрес истца не совпадает с адресом регистрации.
Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным.
Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в предоставлении мер социальной поддержи, постановлено новое решение которым, на Администрацию Курортного района Санкт-Петербурга возложена обязанность предоставить Пестрикову М.Я. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", и коммунальных услуг, в форме денежной выплаты с октября 2019 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пестрикова М.Я. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части отказа в удовлетворении иска по мотивам их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции ответчик, извещенный надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Из материалов дела следует, что Пестриков М.Я. является инвалидом II группы по зрению с 16 сентября 1999 года.
Пестриков М.Я. имеет регистрацию по адресу: "адрес", общ.
Пестрикову М.Я. на праве общей долевой собственности принадлежит 9/44 доли в "адрес". 394 "адрес" литер В по "адрес".
Администрация Курортного района Санкт-Петербурга по решению суда от 30 июня 2010 года обязана заключить с Пестриковым М.Я. договор социального найма на комнату 17, 2 кв.м в спорной квартире.
Решением мирового судьи судебного участка N 113 Санкт-Петербурга от 15 апреля 2019 года с Пестрикова М.Я. в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Курортного района" взыскана задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 июля 2015 года по 31 июля 2018 года в размере 39 485 рублей 20 копеек, пени в размере 195 рублей 47 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 390 рублей 42 копейки.
Решение мирового судьи судебного участка N 113 Санкт-Петербурга от 15 апреля 2019 года вступило в законную силу.
На 31 декабря 2009 года сведения о предоставлении льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Пестрикову М.Я. но данным АИС "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" (далее - ЛИС ЭСРН) отсутствовали.
Пестриков М.Я. по данным АИС ЭСРН являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 января 2007 года по 31 июля 2008 года, которая была назначена Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства".
22 октября 2019 года Пестриков М.Я. обратился в Администрацию Курортного района Санкт-Петербурга по вопросу перерасчета ДВ ЖКУ за период с 01 апреля 2015 года по 01 ноября 2019 года.
В письменном ответе Администрации Курортного района Санкт- Петербурга N ОБ-25-12/19-0-1 Пестрикову М.Я. разъяснен порядок предоставления и перерасчета ДВ ЖКУ.
Решением отдела социальной защиты населения Администрации Курортного района Санкт-Петербурга по личному заявлению Пестрикову М.Я. отказано в предоставлении ДВ ЖКУ в связи с тем, что адрес, указанный в квитанции на оплату жилого помещения, не совпадал с адресом регистрации по месту жительства, указанным в паспорте.
Пестрикову МЛ. рекомендовано привести в соответствие документы и решить вопрос о регистрации, а также оформить ДВ ЖКУ, если адрес, указанный в квитанции на оплату жилого помещения, совпадает с адресом регистрации по месту жительства, указанным в паспорте.
Квитанции на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" выставляются на имя Пестрикова М.Я.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 13, 14, 135, 156, 157 Жилищного кодекса РФ, Законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2009 года N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года N 1258 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 09 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 13 марта 2017 года N 105-р "Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выполнению отдельных функций по предоставлению мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в форме денежных выплат" и исходил из того, что основания для предоставления истцу мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отсутствуют, поскольку адрес, указанный в квитанции на оплату жилого помещения не совпадает с адресом регистрации по месту жительства, указанным в паспорте.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда исходила из следующего.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги определен частями 1, 2 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Размер платы за жилое помещение и порядок определения его размера регулируются ст. 156 ЖК РФ.
Как следует из ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 13 и ч. 2 ст. 14 ЖК РФ вопросы об определении порядка предоставления установленных законодательством мер социальной поддержки на территории города Санкт-Петербурга относятся к компетенции органов государственной власти указанного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.4 Постановления Правительства Санкт- Петербурга от 11 ноября 2009 года N 1258 "О реализации Закона Санкт- Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" по Закону Санкт-Петербурга от 21 мая 2009 N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" с 01 января 2010 года льгота на основании сформированной базы граждан АИС ЭСРН, имеющих право на выплаты, автоматизировано была переведена в меру социальной поддержки в виде денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года N 1258, денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе, несколько комнат), комнату) по месту его жительства, за исключением случаев, указанных в пункте 1.4 настоящего Положения.
Согласно пункту 2.1 вышеуказанного Положения, в целях предоставления денежных выплат гражданин или его представитель представляет в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства заявление о предоставлении денежной выплаты по форме, утверждаемой Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, и документы для принятия решения о предоставлении гражданину денежных выплат и расчета размера денежных выплат в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга. Денежные выплаты в силу требований пункта 2.2 данного Положения предоставляются гражданину с месяца подачи заявления и документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения.
Из положения пункта 1 статьи 60 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", что меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются пенсионерам, в том числе инвалидам I и II группы устанавливаются для граждан Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 2 статьи 60 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки не распространяются на граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
В соответствии с положениями статьи 6.1 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" предоставление мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи основано на принципах: 1) адресности; 2) сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянного его повышения; 3) заявительного порядка их предоставления; 4) досту пности: 5) равенства прав граждан, имеющих право на их получение; 6) конфиденциальности.
Распоряжением Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга от 01 декабря 2009 года N 180-р "Об организации работы по предоставлению гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат", утвержден перечень документов, представляемых гражданами для принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, согласно которому место жительства в Санкт-Петербурге подтверждается: паспортом гражданина РФ (гражданина СССР) с отметкой о регистрации по месту жительства в Санкт- Петербурге (п. 3.1), справкой о регистрации (форма 9) (п. 3.2), договором найма жилого помещения в Санкт-Петербурге: для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных в Санкт-Петербурге по месту дислокации воинской части; для граждан, которым предоставлены жилые помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (п. 3.3), решением суда об установлении факта проживания в Санкт-Петербурге, вступившим в законную силу (п. 3.4) и т.д.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что адрес, указанный в квитанции на оплату жилого помещения, не совпадает с адресом регистрации Пестрикова М.Я. по месту жительства, указанным в его паспорте.
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
В соответствии с ч. 4 ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства гражданина признается жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 3 названного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Регистрация гражданина по месту жительства, согласно этой норме права производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако, не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
В соответствии с п. 12 Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
Регистрация гражданина по месту жительства является административным актом, который отражает факт нахождения гражданина по месту жительства и является способом учета граждан в пределах Российской Федерации.
Вместе с тем, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как указано выше, Пестриков М.Я. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес", общ. При этом ему выставляются квитанции на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 04 августа 2020 года истец пояснил, что проживает в указанной квартире с 1982 года. Данное обстоятельство стороной ответчика не опровергнуто.
Из справки о регистрации Формы 9, выданной на спорное жилое помещение, следует, что указанное жилое помещение состоит из двух комнат (26, 20 кв.м). Правоустанавливающие документы на жилое помещение: Распоряжение главы администрации N 712-р от 14 июля 2011 года, Распоряжение главы администрации N 666-р от 28 мая 2013 года, вид собственности: государственная собственность, размер жилого помещения: 17, 20 кв.м, в документ включены: Пестриков М.Я.; выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N 90-22527926 от 02 августа 2016 года, вид собственности: общая долевая собственность, размер жилого помещения: 9, 00 кв.м, в документы включен: Пестриков М.Я. - доля: 9/44.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что местом жительства истца является квартира N расположенная по адресу "адрес".
Мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежной выплаты предоставляется с месяца подачи заявления гражданином по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт- Петербурга от 21 мая 2009 года N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге".
Месяцем подачи заявления истцом (с учетом доводов искового заявления и требований истца, положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ) является октябрь 2019 года.
Как следует из материалов дела, в том числе отзыва ответчика на исковое заявление Пестрикова М.Я, причиной отказа в предоставлении указанной денежной выплаты явилось только то обстоятельство, что адрес, указанный в квитанции на оплату жилого помещения, не совпадал с адресом регистрации по месту жительства, указанным в паспорте Пестрикова М.Я.
С учетом данных обстоятельств, принимая во внимание, что местом жительства истца является именно квартира N расположенная по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". а также, что ранее истцу предоставлялись льготы по оплате указанного жилого помещения и коммунальных услуг, апелляционная инстанция пришла к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части обязания "адрес" Санкт-Петербурга предоставить Пестрикову М. Я. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. "адрес", коммунальных услуг в форме денежной выплаты.
Поскольку в силу вышеприведенных правовых норм денежная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется с месяца подачи заявления гражданином, а с таким заявлением истец обратился 22 октября 2019 года, то указанная мера социальной поддержки подлежит предоставлению истцу с октября 2019 года.
Выводы судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
Относительно требований истца о взыскании компенсации морального вреда, суды пришли к правильному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку истцом не доказано наличие прямой причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) ответчика и причинением истцу физических и нравственных страданий.
Моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права, подлежит компенсации в случаях предусмотренных законом.
Не предоставление Петрикову М.Я. мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг само по себе не может быть расценено как нарушающие его права и причиняющие ему нравственные страдания.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истца, влекущем взыскание компенсации на основании ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, не представлено.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года с учетом частичной отмены апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 августа 2020 года и само апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пестрикова М. Я. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.