Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Бакулина А.А, судей: Шкарупиной С.А, Гутеневой Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Титарчук В. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о зачете периодов работы в специальный страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационным жалобам Титарчук В. В, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) на решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Титарчук В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное), пенсионный орган) о зачете периодов работы в специальный страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что решением пенсионного органа от 04 декабря 2012 г. N 315979/19 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стража работы в районах Крайнего Севера.
При этом из стража работы в районах Крайнего Севера ответчиком исключены периоды с 04 июля 1994 г. по 31 августа 2001 г. и с 01 ноября 2001 г. по 05 октября 2012 г. осуществления ею предпринимательской деятельности, поскольку не представлены документы, подтверждающие ведение деятельности в районах Крайнего Севера.
Истец, полагая решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии незаконным, просила суд обязать ответчика включить периоды осуществления ею предпринимательской деятельности с 11 ноября 1996г. по 31 августа 2001 г, с 01 ноября 2001г. по 05 октября 2012г. в стаж работы в районах Крайнего Севера, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения 25 ноября 2019 г.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 16 марта 2020 года постановлено: "исковые требования Титарчук В. В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о зачете периодов работы в специальный стаж (РКС) страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, о назначении досрочной страховой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) зачесть в специальный (РКС) стаж работы Титарчук В. В. - периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01 июня 2003 года по 31 мая 2004 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Титарчук В. В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о зачете периодов работы в специальный стаж (РКС) страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, о назначении досрочной страховой пенсии по старости - отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без удовлетворения.
В кассационных жалобах Титарчку В.В. и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе, индивидуальных предпринимателей и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (пункт 4 Правил).
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2, пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, согласно которому с 01 июля 1990 г. Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Титарчук В.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированная в системе государственного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица 14 января 2003 г, обратилась 25 ноября 2019 г. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 04 декабря 2019 г. в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.
Документально подтвержденный стаж истца на момент обращения в пенсионный орган составил: страховой стаж 29 лет 04 месяца 27 дней (при требуемом не менее 20 лет), стаж работы в районах Крайнего Севера -9 лет 8 месяцев 17 дней (календарно) (при требуемом не менее 15 лет).
При этом из стажа работы истца в районах Крайнего Севера исключены периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 04 июля 1994г. по 31 августа 2001 г, с 01 ноября 2001 г. по 05 октября 2012 г.
Из материалов пенсионного дела следует, что период осуществления истцом предпринимательской деятельности с 11 ноября 1996 г. по 31 декабря 2000г. не учтен пенсионным органом в страховой стаж истца, периоды с 01 июня 2001 г. по 31 августа 2001 г. и с 01 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 01 января 2002 г. по 05 октября 2012 г. учтены в страховой стаж.
Разрешая спор по существу по заявленным истцом требованиям, суд, руководствуясь приведенными нормами материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, обязав ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", период осуществления Титарчук В.В. предпринимательской деятельности с 01 июня 2003 г. по 31 мая 2004 г.
Материалами дела подтверждено, что Титарчук В.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 11 ноября 1996 г. в Инспекции МНС РФ по Кольскому району Мурманской области, прекратила деятельность 05 октября 2012 г.
Из пояснений истца в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, подтвержденных показаниями свидетеля Рынденко В.В, о режиме работы рынка и арендованной истцом торговой точки следует, что в период с 2003 г. истец осуществляла предпринимательскую деятельность на рынке, принадлежащем Р.В.В, на основании предоставленного в материалы дела договора аренды торгового места от 01 июня 2003 г, заключенного на 1 год.
Из справки ГУ - УПФ РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) от 20 января 2020 г. N 05/760, имеющейся в выплатном деле, следует, что истцом за период 2003 - 2004 годы уплачены страховые взносы
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд обоснованно исходил из надлежащего подтверждения того, что в период с 01 июня 2003 г. по 31 мая 2004 г. истец осуществляла предпринимательскую деятельность в районах Крайнего Севера при полной занятости, исполняя обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
То обстоятельство, что при подаче заявления в пенсионный орган истец указала, что у нее не имеется иных документов в подтверждения права на пенсионное обеспечение, при разрешения спора судом не лишает истца права на представление доказательств в обоснование заявленных требований.
При таком положении, руководствуясь приведенными нормами материального права, суд правильно пришел к выводу о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера указанного периода работы истца в качестве индивидуального предпринимателя.
Доводы пенсионного органа об отсутствии доказательств, подтверждающих занятость истца на работе в особых климатических условиях в течение полного рабочего дня, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств.
Осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, при условии документального подтверждения уплаты обязательных платежей и осуществления указанной работы в районах Крайнего Севера в режиме рабочего дня с 10.00 до 17-18.00 час, о чем указала истец и подтверждено иными доказательствами по делу, дает истцу право на включение указанного периода в специальный стаж.
Давая правовую оценку доводам истца в совокупности с показаниями свидетеля Рынденко В.В. о том, что договор аренды торгового места с Титарчук В.В. от 01 июня 2003 г. пролонгировался каждый год и впоследствии с 2007 г. между ООО "Искра", директором которого являлся Рынденко В.В, с Титарчук В.В. был заключен еще один договор аренды торгового места-палатки на улице, который также пролонгировался, суд пришел к выводу о том, что приведенные обстоятельства с достоверностью не свидетельствуют об осуществлении истцом предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера в период с 01 июня 2004 г. по 05 октября 2012 г. в течение полного рабочего дня, учитывая в том числе, что по представленными в материалы дела доказательствам не имеется оснований полагать о фактической пролонгации договора.
Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, согласно пункту 12 которого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт "н").
Согласно пункту 4 указанного Порядка, когда необходимы данные о выполнении работ в определенном месте, для подтверждения периодов работы принимаются справки работодателя, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими органами.
Статьей 8 Федерального закона N 129-ФЗ от 08 августа 2001г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Однако место регистрации гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность, может не совпадать с местом осуществления им предпринимательской деятельности.
Следовательно, для подтверждения факта ведения деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой в особых климатических условиях, необходимо представление дополнительных документов.
Такими документами могут быть: справки налоговых органов, содержащих сведения о дате регистрации предпринимателя (лица, самостоятельно обеспечивающего себя работой), и о месте осуществления его деятельности в районах Крайнего Севера, а также о наличии у указанного лица доходов или расходов, отраженных в налоговой отчетности за соответствующий период; копии деклараций, представленных в налоговый орган, в которых указывается место осуществления предпринимательской деятельности, свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (при условии содержания сведений о месте деятельности индивидуального предпринимателя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); договор аренды (справки об аренде) помещений, необходимых для осуществления деятельности; ведомости на выплату заработной платы или иного дохода при работе в торговых точках; договор на выполнение работ или предоставление услуг предприятиям и организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; журналы учета выполнения работ, содержащие сведения о выполнении работ в указанных местностях; иные документы, содержащие сведения о ведении деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом документы налоговых органов (декларация, свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход) принимаются только в совокупности с другими подтверждающими место осуществления предпринимательской деятельности документами.
В этой связи, является верным вывод суда о том, что сведения об уплате страховых взносов в пенсионный орган не содержат данных о месте работы истца в спорный период и о занятости (полной), в связи с чем доводы апелляционной жалобы стороны истца в этой части отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, не основанные на нормам пенсионного законодательства.
При таком положении, оставляя без удовлетворения требования истца о включении в специальный стаж периода работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01 июня 2004 г. по 05 октября 2012 г, суд правильно исходил из того, что представленными в материалы дела в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами достоверно не подтверждена деятельность истца в качестве индивидуального предпринимателя в районе Крайнего Севера при полной занятости
Доводы истца об обратном сводятся к несогласию с оценкой суда представленных доказательств.
Установив, что спорный период с 11 ноября 1996 г. по 31 мая 2001 г. не зачтен пенсионным органом в страховой стаж, при этом доказательств тому, что за период с 11 ноября 1996г. по 31 декабря 2001 г. истцом исполнена обязанность по уплате страховых взносов, принимая во внимание, что материалы дела не содержат сведений об осуществлении истцом предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера при полной занятости в период с 11 ноября 1996 г. и до 01 июня 2003 г, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца и в остальной части исковых требований.
Доводы Титарчук В.В. о том, что неуплата страховых взносов не может повлечь отказ в назначении досрочной страховой пенсии, основаны на неправильном толковании приведенных положений действующего пенсионного законодательства, предусматривающего возможность зачета периодов предпринимательской деятельности в страховой стаж в зависимости от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.
Выводы судов основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 августа 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Титарчук В. В, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.