Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А, судей Козловой Е.В, Петровой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Лужского муниципального района Ленинградской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о снятии земельного участка с кадастрового учета
по кассационной жалобе администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 31 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, объяснения представителя администрации Лужского муниципального района Ленинградской области Кустаревой Т.Ю, действующей на основании доверенности от 23.07.2020, сроком на три года, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация Лужского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Управлению Росреестра по Ленинградской области о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство производственной базы, расположенного по адресу: "адрес". В обоснование заявленных требований указала, что 7 декабря 2018 г. уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета Управлением Росреестра по Ленинградской области было отказано администрации в снятии с учета земельного участка с кадастровым номером N в связи с тем, что указанный земельный участок нe является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с Законом о регистрации, а именно: земельный участок с кадастровым номером N имеет статус "учтенный", дата присвоения кадастрового номера и постановки на учет указанного земельного участка 26 мая 2009 г, может быть снят с учета только по решению суда. Согласно разделу 2 выписки из ЕГРН сведения о правообладателе земельного участка отсутствуют. Земельный участок свободен от прав третьих лиц. Для эффективного использования земель населенного пункта и социально-экономического развития Лужского городского поселения, в связи с необходимостью проектирования и | формирования земельного участка под дорогу, необходимо снять земельный участок с кадастровым номером N с государственного кадастрового учета. В ином, кроме судебного, порядке участок с кадастрового учета не снять.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 31 августа 2020 г, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной администрация Лужского района Ленинградской области ставит вопрос об отмене состоявшихся по деду судебных актов и принятии нового решения, настаивая на том, что спорный земельный участок может быть снят с кадастрового учета как преобразуемый.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание представителей не направили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
На основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии оспариваемых судебных актов не усматривает.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 7 статьи 1 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые: прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальноопределенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Частями 1, 2 статьи 5 Федерального закона определено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
В силу части 3 статьи 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведенияо правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 33 части 1 статьи 26 указанного Федерального закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 17 февраля 2020 г. согласно сведениям ЕГРН земельный участок с: кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", имеет площадь 5500+/-11 кв.м, категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство производственной базы. Сведения о правообладателе данного земельного участка в ЕГРН отсутствует. Кадастровый номер участка, образованного из указанного земельного участка: N. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "учтенные".
Первоначально схема расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу: "адрес", площадью 8000 кв.м для строительства производственной базы была утверждена постановлением администрации Лужского муниципального района N 348 от 18 мая 2009 г, участок был предоставлен ООО "Энергосервис" в аренду сроком на три года.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 26 мая 2009 г. на основании заявления ООО "Энергосервис" от 21 мая 2009 г. с присвоением участку кадастрового номера N.
В дальнейшем постановлением администрации Лужского муниципального района N 2495 от 29 июня 2017 г. была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером N и сохранением исходного после раздела в измененных границах из земель населенного пункта под строительство производственной базы, расположенного по адресу: "адрес", земельного участка с кадастровым номером N площадью 2500 кв.м из состава земель населенного пункта в зоне производственных объектов (П1), с видом разрешенного использования - "склады", расположенного по адресу: "адрес".
Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 13 февраля 2018 г, участок расположен по адресу: "адрес", Лужский муниципальный район, Лужское городское поселение, "адрес", имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, площадь 2500+/-18 кв.м. В ЕГРН указан кадастровый номер преобразованного участка: N. 25 апреля 2018 г. зарегистрировано право аренды на срок с 2 марта 2018 г. по 28 февраля 2021 г. в пользу ООО "Энергосервис".
Таким образом, в результате преобразования земельного участка площадью 8000 кв.м с кадастровым номером N образовалось два самостоятельных участка: новый участок площадью 2500 кв.м с кадастровым номером N и исходный участок с кадастровым номером N в измененных границах с площадью 5500 кв.м.
Уведомлением Управления Росреестра по Ленинградской области N 47-0-1-100/3029/2018-7889 от 7 декабря 2018 года было приостановлено осуществление снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с указанием на то, что земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета. По сведениям, представленным ФГБУ "ФКП Росреестра", 7 марта 2019 г. в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, органом регистрации прав было принято решение об отказе в снятии с учета объекта недвижимости.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, проанализировав положения приведенных выше норм законодательства, пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером N является учтенным, преобразован в 2018 году путем раздела с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером N после раздела в измененных границах по постановлению администрации в измененных границах, поэтому снятие данного участка в дальнейшем с кадастрового учета по причине его преобразования неправомерно. Незаконными действия регистратора при осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N в установленном порядке не признавались.
При этом судом учтено, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к реализации администрацией права на преобразование спорного земельного участка в установленном действующим законодательстве порядке на момент обращения за снятием с учета, в материалы дела не представлено, а то обстоятельство, что участок с кадастровым номером N площадью 8000 кв.м был преобразован (разделен на 2 участка) в феврале 2018 г, основанием для снятия с учета с кадастровым номером N площадью 5500 кв.м, возникшего в результате преобразования, не является. Участок с измененной площадью и в измененных границах был сохранен под кадастровым номером N по решению самой администрации.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции и, отклоняя доводы апелляционной жалобы указал, что судом первой инстанции правильно применены разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 года, и в пункте 22 обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 за 2019 год о недопустимости снятия земельного участка с реестрового учета в случаях, не предусмотренных действующим законодательством.
При этом ссылки истца на положения пункта 3 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", письмо Минэкономразвития от 10 февраля 2017 года N ОГ- Д23-1484 были признаны несостоятельными, поскольку указанные акты регулируют снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 1 марта 2008 г, в то время как спорный земельный участок поставлен на учет в 2009 году.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемом апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы как выражающие несогласие с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствам направлены на переоценку установленного судом, потому не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Вопреки доводам жалобы иск рассмотрен в пределах доводов заявления с учетом указанных в нем оснований и представленных в подтверждение них доказательств, а также норм материального права, подлежащих применению. Противоречия в выводах суда относительно преобразования спорного земельного участка не имеется. Как правильно указан судами земельный участок с кадастровым номером 47:29:0104004:132 площадью 5500 кв.м преобразованным не является.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 31 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Лужского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.