Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего
Ходус Ю.А, Судей
Мироновой Н.В, Калугина Д.М.
при секретаре
Идрисовой С.З, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 октября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
административный истец ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" (далее административный истец, Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований, изложенных в административном исковом заявлении, административный истец указал, что на праве постоянного (бессрочного) пользования является пользователем земельного участка с кадастровым номером N, площадью 44 599 кв.м, категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; виды разрешенного использования: учебно-оздоровительный центр "Юность", расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 05 июня 2019 года определена в размере 16 105 144, 89 рублей.
Считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, административный истец представил отчет ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки" N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 05 июня 2019 года составляет 6 957 000 рублей.
С целью определения действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, определением Верховного Суда Республики Башкортостан по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Партнер".
Согласно заключению эксперта ООО "Партнер" Калаба В.И. N20.07.40 от 22 июля 2020 года по состоянию на 05 июня 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составила 7 633 000 рублей.
В связи с наличием недостатков в экспертном заключении ООО "Партнер" N 20.07.40 от 22 июля 2020 года и сомнений в обоснованности заключения эксперта ООО "Партнер" Калаба В.И. судом первой инстанции была назначена повторная судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено ООО "РегионЗемОценка".
Согласно заключению эксперта ООО "РегионЗемОценка" Кальянова В.Н. N08/09/20-ЗЭ от 24 сентября 2020 года по состоянию на 05 июня 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составила 10 570 000 рублей.
Административный истец с учетом уточненных исковых требований просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 5 июня 2019 года в размере 10 570 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 октября 2020 года, административное исковое заявление ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 44 599 кв.м, категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; виды разрешенного использования: учебно-оздоровительный центр "Юность", расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 05 июня 2019 года, в размере 10 570 000 рублей.
С решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 октября 2020 года не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее Министерство) и предъявило апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство указало, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, в частности, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и подлежит отмене. Судом неверно определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости, поскольку экспертное заключение является недопустимым доказательством, так как оно составлено с нарушением Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки, а также общей методологии оценки. Экспертом допущены следующие нарушения: экспертиза вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и сопоставимости подобранных объектов аналогов. Таким образом, итоговая рыночная стоимость определенная экспертным заключением является заниженной и определена экспертом некорректно.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца представлены возражения о их необоснованности и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости, в том числе на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что административный истец на праве постоянного (бессрочного) пользования является пользователем земельного участка с кадастровым номером N, площадью 44 599 кв.м, категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; виды разрешенного использования: учебно-оздоровительный центр "Юность", расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 176-178 т.1), является налогоплательщиком налога за данный земельный участок.
Следовательно, Учреждение имеет право на предъявление административного иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка, находящегося у него в постоянном (бессрочном) пользовании, в размере равной рыночной стоимости.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N поставлен на учет 23 мая 2005 года, имеет вид разрешенного использования "Учебно-оздоровительный центр "Юность", категории земель особо охраняемых территорий и объектов и имел площадь 44 679 кв.м.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Республике Башкортостан - 1 июля 2017 года.
Принятым во исполнение приведенных нормативных правовых актов Приказом Министерства земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан от 1.11.2018 N 1371 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2018 года в составе земель отдельных категорий" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2018 года.
В рамках исполнения приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 22 марта 2018 года N 284 в 2019 году проведены работы по государственной кадастровой оценке (далее - ГКО) земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Башкортостан.
В результате выполненных работ кадастровая стоимость земельного участка составила 16 134 033, 69 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 361, 11 рублей кв.м.
5 июня 2019 года в результате внесенных изменений в сведения о площади спорного объекта с 44 679 кв.м на значение 44 599 кв.м. кадастровая стоимость изменилась и стала составлять 16 105 144, 89 рублей.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка была рассчитана в акте определения кадастровой стоимости от 7 июня 2019 года N 105 Государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" по состоянию на 5 июня 2019 года в размере 16 105 144, 89 рублей.
Аналогичные сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости содержатся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.11 т.1).
Поскольку административный истец несет обязанность по уплате налоговых платежей, размер которых зависит от кадастровой стоимости земельного участка, то он вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка, как его пользователь.
Административный истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, однако в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка Обществу было отказано (л.д.163-165 т.1).
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, административный истец представил отчет об оценкеN 604/2019 от 30 ноября 2019 года, выполненный ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 05 июня 2019 года составила 6 957 000 рублей (л.д.20-127 т.1).
В ходе рассмотрения дела для правильности определения рыночной стоимости спорного земельного участка по ходатайству представителя административного истца определением суда первой инстанции от 7 июля 2020 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение экспертизы поручено эксперту ООО "Партнер" Калабе В.И. (л.д.111-114 т.2).
Согласно заключению эксперта ООО "Партнер" Калабе В.И. N 20.07.40 от 22 июля 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 05 июня 2019 года составляет 7 633 000 рублей (л.д.3-68 т.3).
В связи с наличием недостатков в экспертном заключении ООО "Партнер" N 20.07.40 от 22 июля 2020 года и сомнений в обоснованности заключения эксперта ООО "Партнер" Калаба В.И. судом первой инстанции была назначена повторная судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту ООО "РегионЗемОценка" Кальянову В.Н. (л.д.142-146 т.3).
Согласно заключению повторной судебной экспертизы эксперта ООО "РегионЗемОценка" Кальянова В.Н. N08/09/20-ЗЭ от 24 сентября 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 05 июня 2019 года составила 10 570 000 рублей (л.д.3-108 т.4).
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что заключение повторной судебной экспертизы эксперта ООО "РегионЗемОценка" Кальянова В.Н. N08/09/20-ЗЭ от 24 сентября 2020 года соответствует требованиям федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки; является достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости земельного участка. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, в связи с чем у суда первой инстанции не возникло сомнений в его правильности или обоснованности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указало, что экспертное заключение изготовлено с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ; в экспертном заключении допущены нарушения, а именно экспертиза вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и сопоставимости подобранных объектов-аналогов.
Судебная коллегия с данными доводами апелляционной жалобы административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан согласиться не может в силу следующего.
Как следует из заключения повторной судебной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка была определена сравнительным подходом к оценке, методом сравнения продаж, основанном на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами.
В пункте 10 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297 (далее - ФСО N 1), указано, что объект-аналог это объект, сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В соответствии с пунктом 13 ФСО N 1 сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений.
В пункте 20 ФСО N 7 указано, что рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования.
Согласно пункту 22 ФСО N 7, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения:
а) сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений;
б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;
в) при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке.
Оценивая заключение повторной судебной экспертизы, выполненной экспертом ООО "РегионЗемОценка" Кальяновым В.Н. N 08/09/20-ЗЭ от 24 сентября 2020 года, на предмет его достоверности, относимости и допустимости, судебная коллегия приходит к выводу, что оно соответствует указанным критериям оценки доказательств, так как при определении рыночной стоимости объекта исследования были подобраны аналоги максимально приближенные к исследуемому объекту по своим характеристикам, проанализированы и внесены все необходимые корректировки.
Также указан источник информации по каждому объекту аналогу, по которому указанная информация является доступной.
Объект исследования представляет собой земельный участок, относящийся к сегменту рынка недвижимости, представленного продажей и арендой земельных участков, предназначенных и используемых земельных участков, предназначенных и используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В качестве объектов аналогов экспертом были подобраны максимально сопоставимые объекты, применены необходимые корректировки. Нарушение в подборе объектов аналогов судом не установлено. Таким образом, у эксперта имелась необходимая и достаточная информация об аналогах для проведения расчетов.
Судебная коллегия приходит к выводу, что заключение повторной судебной экспертизы выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, соответствует требованиям Федеральных стандартов оценки и нормам Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов и все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта является ясным и полным, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов, выводы эксперта не являются противоречивыми. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное образование, длительный стаж экспертной работы.
Судебная коллегия полагает, что решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.