Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении защитника регионального общественного движения Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" Ужахова А.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи восьмого судебного участка Республики Ингушетия от 05 марта 2020 года, решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 09 июня 2020 года, вынесенные в отношении регионального общественного движения Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи восьмого судебного участка Республики Ингушетия от 05 марта 2020 года, оставленным решением судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 09 июня 2020 года, региональное общественное движение Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" (далее - РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа", Движение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" Ужахов А.М. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, считая их незаконными и прекратить производство по делу.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" не выполнило в установленный срок (до 23 декабря 2019 года) законное предупреждение органа, осуществляющего государственный надзор - Управления Министерства юстиции России, от 20 ноября 2019 года N 06/03-1749 об устранении нарушений законодательства, выразившегося в бездействии по отзыву резолюции съезда тейпов Республики Ингушетия от 09 ноября 2019 года.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27 января 2020 года (л.д. 35-38); письмом Дудургова Б.А. от 06 ноября 2019 года N 55 о проведении съезда тейпов (л.д. 20); сопроводительным письмом к резолюции съезда тейпов (л.д. 21); резолюцией съезда тейпов Республики Ингушетия от 09 ноября 2019 года о политической, общественной, социально-экономической ситуации в Республике Ингушетия и необходимости принятия ряда мер (л.д. 22-23); предупреждением о необходимости устранить нарушения законодательства в срок до 23 декабря 2019 года (л.д. 24-25); свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации - РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" (л.д. 41); свидетельством о постановке на учет РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" в налоговом органе (л.д. 42); свидетельством о государственной регистрации юридического лица - РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" в налоговом органе (л.д. 43); уставом РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" (л.д. 44-56); фотоснимками с сайта о проведении съезда тейпов Республики Ингушетия (л.д. 57-62); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 63-69), и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективно непреодолимых, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа", исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что указанным лицом не приняты все зависящие от него меры по выполнению предписания об устранении нарушений законодательства в установленный срок. Региональное общественное движение Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая диспозицию части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
При этом сведений о признании упомянутого предупреждения в установленном порядке незаконным в материалах дела об административном правонарушении не имеется и с поданной в Пятый кассационный суд жалобой не представлено.
Доводы жалобы о расширительной трактовке судебными инстанциями части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации, ухудшающей положение лица, привлекаемого к административной ответственности, основаны на неверном толковании норм права, поскольку предупреждение в отношении РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" вынесено уполномоченным лицом в соответствии с требованиями Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 456.
Согласно пунктам 13, 78 названного Административного регламента исполнение административных процедур завершается принятием мер реагирования, в том числе, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются меры в виде вынесения предупреждения (внесения представления).
В силу пункта 81 вышеуказанного Административного регламента согласно статье 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" основанием для вынесения предупреждения руководящему органу общественного объединения является выявление нарушения Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения действий, противоречащих уставным целям.
Согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Таким образом, предупреждение от 20 ноября 2019 года N 06/03-1749, вынесенное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия, как мера реагирования, предусмотрено нормами федерального законодательства в сфере регулирования деятельности общественных объединений и носит обязательный характер, может быть предметом обжалования, наряду с такой мерой реагирования, как внесение представления.
Более того, факты нарушения законодательства, перечисленные в предупреждении от 22 мая 2019 года N 06/03-1749, РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" не опровергнуты в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
При таком положении выводы судьи районного суда о тождественности правовых последствий в виде привлечения к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, являются обоснованными.
Доводы заявителя жалобы, что 09 ноября 2019 года съезд был организован региональным общественным движением "Совет тейпов Республики Ингушетия" (далее по тексту - РОД "Совет тейпов Республики Ингушетия"), которые являются иной организацией и не связаны с региональным общественным движением Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа", деятельность которого на момент направления письма N 55 от 06 ноября 2019 года, была приостановлена, несостоятельны.
Анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства: письмо Дудургова Б.А. от 06 ноября 2019 года N 55 о проведении съезда тейпов", сопроводительное письмо к резолюции съезда тейпов, свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации - РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа", устав РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа", а также протокол N 1 учредительного собрания общественного движения "Совет тейпов Республики Ингушетия" (л.д. 135) можно прийти к выводу, что в данном случае имеет место одна и та же организация.
Данный факт подтверждаются тем, что руководителем является одно и то же лицо - председатель президиума Ужахов М.М, адрес места нахождения идентичен: Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Московская, 17/1, имеющаяся на письме от 06 ноября 2019 года N 55 печать принадлежит РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа".
Помимо этого, в опубликованном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" тексте выступления Даскиева М.О. отсутствует сведения о разграничении наименований указанных выше организаций и не конкретизировано, что выступление происходит в рамках деятельности РОД "Совет тейпов Республики Ингушетия".
Согласно части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Следовательно, отсутствие государственной регистрации организации не может свидетельствовать о ее существовании, возможности вести деятельность, наличие прав и обязанностей.
Доказательств государственной регистрации юридического лица - РОД "Совет тейпов Республики Ингушетия" не представлено.
Таким образом, изложенный довод жалобы является способом ввести судебные инстанции в заблуждение с целью уклонения от административной ответственности.
Отсюда следует, что утверждение заявителя жалобы, что РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" не является субъектом вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельным.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено РОД Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями и чрезмерно суровым не является.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в установленном порядке, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи восьмого судебного участка Республики Ингушетия от 05 марта 2020 года, решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 09 июня 2020 года, вынесенные в отношении регионального общественного движения Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника регионального общественного движения Ингушетии "Совет тейпов ингушского народа" Ужахова А.М. - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
мировой судья Цечоев Т.Х.
судья районного суда Мурзабеков Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.