Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Марат" Козырева М.Т. на вступившие в законную силу постановление судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 26 июля 2019 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Марат", УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 26 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда 18 декабря 2019 года, общество с ограниченной ответственностью "Марат" (далее - ООО "Марат", общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Постановлено направить на уничтожение спиртосодержащую продукцию "Лекарственное средство. Для наружного применения "Медицинский антисептический раствор. Раствор для наружного применения 90 %, D (08АX08). Этанол. Антисептик", емкостью 0, 3 л, в количестве 5544 бутылок; "Лекарственное средство. Для наружного применения "Медицинский антисептический раствор. Раствор для наружного применения 90 %, D (08АX08). Этанол. Антисептик", емкостью 5 л, в количестве 1560 бутылок.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Марат" Козырев М.Т. выражает несогласие с указанными судебными актами, приводя доводы их незаконности.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу Антонова Е.И, уведомлена в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче указанной жалобы, представила отзыв, в котором просила оставить без изменения обжалуемые директором ООО "Марат" Козыревым М.Т. судебные акты.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от
22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), организации, осуществляющие производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны осуществлять учет и декларирование объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
Лица, осуществляющие оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны осуществлять учет и декларирование объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
Лица, осуществляющие производство, изготовление и (или) оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год, обязаны осуществлять учет и декларирование объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.
В целях реализации настоящего пункта Правительством Российской Федерации устанавливаются:
- порядок учета объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий;
- порядок представления и форма деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.
При этом учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ.
Абзацами 20, 21, 22, 23 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что емкости для приемки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта у организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) или этиловый спирт для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или в этиловом спирте, объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта.
Программно-аппаратные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) или этиловый спирт для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или в этиловом спирте, объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта, об объеме их закупки.
Оборудование для учета объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Программно-аппаратные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) или этиловый спирт для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, должны обеспечивать прием и передачу информации об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта, а также информации об объеме производства и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий, полученной с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота спиртосодержащей продукции, в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Основанием для привлечения ООО "Марат" к административной ответственности послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о нарушении обществом установленного порядка учета объема закупки и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также объема производства и оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.
Сведения по объему оборота, использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных средств и производства, изготовления, оборота спиртосодержащих лекарственных средств в форме раствора для наружного применения 90%, D (08АX08), (изготовленных 05 марта 2018 года объемом 0, 3 л. -5600 шт; 30 сентября 2018 года объемом 5л- 1564 шт) в нарушение требований, предусмотренных в пункте 3 статьи 14, пункте 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, предприятием в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее также - ЕГАИС) не представлены.
Судья краевого суда с этими выводами согласилась.
Установленные судами обстоятельства подтверждаются собранными по делу и исследованными доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении N 07-19/287-9 от 04 июня 2019 года (л.д. 5-24); протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 97-101;145-151); протоколом изъятия вещей и документов N 07-18/1153-2 от 25 декабря 2018 года (л.д. 108-110); актом приема-передачи продукции и (или) предметов N у8-17714/07-1 от 25 декабря 2018 года (л.д. 111); актом приема-передачи продукции и (ли) предметов у8-17714/07-2 от 25 декабря 2018 года (л.д. 112); актом приема передачи изъятого транспортного средства N у8-17714/07 от 26 декабря 2018 года (л.д. 113-114); протоколом изъятия проб и образцов N 07-18/1153-3 от 25 декабря 2018 года (л.д. 115-117); договором аренды поставки и хранения на осуществление фармацевтической деятельности от 05 сентября 2018 года (л.д. 124-125); договором аренды поставки и хранения на осуществление фармацевтической деятельности от 05 сентября 2018 года (л.д. 126-127); лицензией от 18 апреля 2018 года с приложениями (л.д. 128-131); лицензией от 22 декабря 2017 года с приложением (л.д. 132-134); и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Деяние юридического лица, допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства, в том числе, регулирующего правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Довод заявителя жалобы об отсутствии обязанности по осуществлению учета объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), объема производства и оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов, по причине отсутствия установленного Правительством Российской Федерации порядка учета объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, проверен нижестоящими судебными инстанциями и обоснованно отклонен, как основанный на неверном толковании законодательства в области регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Обязанность ООО "Марат" осуществлять учет объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), учет объема производства и поставки произведенных спиртосодержащих лекарственных препаратов установлена Федеральным законом N 171-ФЗ.
В целях соблюдения указанных норм необходимо было осуществлять учет объема производства и оборота спиртосодержащей продукции в порядке и в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21 мая 2014 года N 149 "Об утверждении форм заявок и фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключение розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов".
Отсутствие установленных средств измерений и технических средств фиксации и передачи информации в ЕГАИС на предприятии свидетельствует об отсутствии технической возможности осуществлять соответствующий учет. Таким образом, юридическим лицом не были приняты меры к соблюдению требований положений статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, в части оснащения основного технологического оборудования автоматическими и техническими средствами измерения, что свидетельствует об отсутствии намерения осуществлять передачу в ЕГАИС сведений, подлежащих фиксации в соответствии с положениями действующего законодательства.
Нижестоящие судебные инстанции, установив, что общество обязано осуществлять учет объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), учет объема производства и поставки произведенных спиртосодержащих лекарственных препаратов, и придя к выводу о совершении им административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно исходили из того, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанной нормой предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования нижестоящих судебных инстанций, не опровергают наличие в действиях ООО "Марат" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) процессуального права и не являются достаточным основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов.
Ссылка в жалобе на то, что доводы заявителя подтверждаются вынесенным в отношении ООО "Марат и К" постановлением от
26 июня 2020 года по делу N 16-711/2020, не может свидетельствовать о незаконности состоявшихся по делу постановления судьи городского суда и решения судьи краевого суда, поскольку при рассмотрении настоящего дела о совершении обществом административного правонарушения при иных обстоятельствах названный судебный акт преюдициального значения не имеет.
При этом Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена норма, указывающая на преюдициальное значение судебных решений по вопросам об обстоятельствах, установленных этими решениями.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, предусмотренных санкцией статьи 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 26 июля 2019 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной
ответственностью "Марат", оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Марат" Козырева М.Т. - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья городского суда Лебедева О.В.
судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.