Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К. и Нафикова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 3 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 июля 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению Селиванова В.И. к администрации г. Ставрополя о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Нафикова И.А, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Селиванов В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Ставрополя о признании незаконным решения N 2346 от 16 ноября 2018 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложить на административного ответчика поставить его на такой учет.
В обоснование заявленных требований Селивановым В.И. указано на то, что является инвалидом 2 группы, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма. Однако административным ответчиком, к которому он обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с приложением к заявлению всех необходимых документов, кроме оригинала домовой книги из города Тихвина, где он был зарегистрирован по месту пребывания с 13 февраля 2012 г. по 10 февраля 2017 г, в постановке на такой учет отказано необоснованно.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 3 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 июля 2020 г, административное исковое заявление Селиванова В.И. удовлетворено частично. Признано незаконным и подлежащим отмене постановление главы г. Ставрополя N 2346 от 16 ноября 2018 г. об отказе в постановке Селиванова В.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На администрацию г. Ставрополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Селиванова В.И. о принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В удовлетворении остальной части требований Селиванова В.И. отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 19 ноября 2020 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции вместе с делом 24 ноября 2020 г, администрация г. Ставрополя просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были допущены такого характера нарушения норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что Селиванов В.И. является инвалидом общего заболевания II группы. Инвалидность установлена бессрочно.
24 сентября 2018 г. в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя из МКУ "МФЦ в г. Ставрополе" поступили заявление и документы от Селиванова В.И. по вопросу принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с целью получения жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением администрации г. Ставрополя N 2346 от 16 ноября 2018 г. Селиванову В.И. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с непредоставлением документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Письмом руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя от 20 ноября 2018 г. Селиванов В.И. извещен о том, что им не предоставлены домовая книга и документы, подтверждающие право пользования жилым помещением по месту предыдущей регистрации по адресу: "адрес".
Согласно свидетельству N 139 Селиванов В.И. был зарегистрирован по месту пребывания по указанному выше адресу в период с 13 февраля 2012 г. по 10 февраля 2017 г.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования в части признания незаконным и подлежащим отмене постановления главы г. Ставрополя N 2346 от 16 ноября 2018 г. об отказе в постановке Селиванова В.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд первой инстанции исходил из того, что Селиванов В.И, обращаясь с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, выполнил все требования действующего законодательства, административным ответчиком неправомерно предъявлено требование о предоставлении тех документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных органов и организаций, участвующих в предоставлении услуги.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем судами при рассмотрении дел не учтено следующее.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу положений процессуального закона обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему делу обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения спора применительно к требованиям Селиванова В.И, оспаривающего постановление главы г. Ставрополя об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является установление обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения административного ответчика требованиям жилищного законодательства, нарушении в связи с этим прав административного истца, а также соблюдение им срока обращения в суд за защитой нарушенного права.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Ставропольского края, нуждающимися в жилых помещениях, в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии со статьей Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 14 Административного регламента администрации г. Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма", утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 07 сентября 2017 г. N 1653 (в редакции, действовавшей на момент обращения Селиванова В.И. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях) (далее - Административный регламент) в целях получения услуги заявителем подается заявление о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заполненное по форме, приведенной в приложении 3 к Административному регламенту с приложением соответствующих документов. При этом предусмотрено, что в случае, если любой из членов семьи в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, постоянно проживал в другом жилом помещении на территории города Ставрополя, в другом муниципальном образовании на территории Ставропольского края или другом муниципальном образовании за пределами Ставропольского края, к заявлению, помимо документов, предусмотренных пунктами 1-18, также прилагаются: домовая книга или поквартирная карточка (копия с предъявлением подлинника) или выписка из похозяйственной книги по месту(ам) постоянного проживания заявителя и членов его семьи за пять лет, предшествующих дате подачи заявления; документы, подтверждающие право пользования жилым(и) помещением(ями) (гражданско-правовые договоры: наем (кроме договоров социального найма и договоров найма специализированных жилых помещений), безвозмездное пользование; ордер, договор купли-продажи недвижимости, договор дарения, свидетельство о праве наследования по закону и иные документы), в котором(ых) заявитель и (или) члены его семьи постоянно проживали в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления (копия с предъявлением подлинника) (пункты 19-20).
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, следовательно и состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях возникает у лица, обращающегося с таким заявлением, не только в связи с наличием у него инвалидности, но и при обязательном подтверждении обстоятельств, в силу которых он с учетом приведенных правовых норм, в том числе предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
При этом, как следует из приведенных положений Административного регламента, предоставление документов, указанных в его пунктах 19-20, является обязанностью заявителя.
Кроме того, согласно Административному регламенту обязательным является не только предоставление домовой книги, но и документов, подтверждающих право пользования жилым(и) помещением(ями) (гражданско-правовые договоры: наем (кроме договоров социального найма и договоров найма специализированных жилых помещений), безвозмездное пользование; ордер, договор купли-продажи недвижимости, договор дарения, свидетельство о праве наследования по закону и иные документы), в котором(ых) заявитель и (или) члены его семьи постоянно проживали в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления (копия с предъявлением подлинника).
Как следует из материалов дела, Селивановым В.И. к заявлению было приложено только свидетельство о регистрации по месту пребывания, другие документы, предусмотренные указанными выше нормами, к заявлению не были приложены. Материалами дела то обстоятельство, что названные в пункте 20 Административного регламента документы находятся в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, от которых администрация г. Ставрополя могла самостоятельно запрашивать их, не подтверждается.
Между тем, доводы административного ответчика о том, что предоставление документов, подтверждающих право пользования жилым помещением в другом муниципальном образовании за пределами Ставропольского края в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является обязанностью заявителя, судом первой инстанции оставлены без внимания, эти доводы исходя из позиции приведенных правовых норм надлежащей правовой оценки не получили.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о незаконности постановления главы г. Ставрополя N 2346 от 16 ноября 2018 г. об отказе в постановке Селиванова В.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, являются преждевременными.
В соответствии с частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенные выше требования закона судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не выполнены, допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранены.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем находит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 июля 2020 г. подлежащим отмене направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции надлежит учесть вышеизложенное, проверить все доводы сторон и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 июля 2020 г. отменить, дело направить в тот же суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.