Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К. и Нафикова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Умалатовой В.Г. на решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 5 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Дагестан от 17 сентября 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению Умалатовой В.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан о признании незаконным приостановления государственной регистрации права, об отказе в регистрации права, о признании незаконным отказа во включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, о понуждении произвести регистрацию права и постановку на кадастровый учет.
Заслушав доклад судьи Нафикова И.А, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Умалатова В.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - Управление Росреестра по Республике Дагестан), в котором просила признать незаконными подписанные должностным лицом административного ответчика ФИО3: уведомление от 15 мая 2019 г. N КУВД-001\2019-5729726\1 о приостановлении государственной регистрации прав Умалатовой В.Г.; уведомление от 10 июля 2019 г. N КУВД-001\2019-8072439\1 об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости Умалатовой В.Г.; уведомление от 15 августа 2019 г. N КУВД-001\2019-5729726\2 от отказе в государственной регистрации прав Умалатовой В.Г. и возложить на Управление Росреестра по Республике Дагестан осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости - здания ПКП " "данные изъяты"", общей площадью 151, 9 кв.м, площадь застройки - 76, 6 кв.м, полезной площадью 57, 9 кв.м, по адресу: "адрес" "а", с одновременной регистрацией права собственности Умалатовой В.Г. на данный объект недвижимости.
В обоснование заявленных требований указано на то, что 6 мая 2019 г. подавалось заявление в Хасавюртовский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике Дагестан о государственной регистрации права на указанный выше объект недвижимости, право собственности на который за Умалатовой В.Г. признано вступившим в законную силу судебным актом. Действия по государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости приостановлены, а затем в государственной регистрации отказано, о чем представитель Умалатовой В.Г. был извещен оспариваемыми по настоящему делу уведомлениями. Кроме того, в отношении объекта недвижимости - здания ПКП " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес" "а", подавалось заявление о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в чем также отказано. Административный истец, поскольку право собственности на объект недвижимости, по поводу которого она обращалась в Управление Росреестра по Республике Дагестан, признано за ней на основании судебного акта, постановка на кадастровый учет осуществляется одновременно с регистрацией права собственности, полагает, что отсутствие в судебном акте кадастрового номера объекта не может являться препятствием для осуществления его кадастрового учета и регистрации права собственности на этот объект.
Решением Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 5 ноября 2019 г. административное исковое заявление Умалатовой В.Г. удовлетворено частично. Признаны незаконными: уведомление от 15 мая 2019 г. N КУВД-001/2019-5729726/1 о приостановлении государственной регистрации прав Умалатовой В.Г.; уведомление от 15 августа 2019 г. N КУВД-001/2019-5729726/2 об отказе в государственной регистрации прав Умалатовой В.Г. На Управление Росреестра по Республике Дагестан возложена обязанность произвести регистрацию права собственности Умалатовой В.Г. на объект недвижимости - здание ПКП " "данные изъяты"" общей площадью 151, 9 кв.м, площадь застройки - 76, 6 кв.м, полезной площадью 57, 9 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с постановкой на государственный кадастровый учёт после представления иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В остальной части исковых требований Умалатовой В.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Дагестан от 17 сентября 2020 г. решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 5 ноября 2019 г. отменено в части признания незаконными уведомления от 15 мая 2019 г. N КУВД - 001/2019-5729726/1 о приостановлении государственной регистрации прав Умалатовой В.Г.; уведомления от 15 августа 2019 г. N КУВД-001/2019-5729726/2 об отказе в государственной регистрации прав Умалатовой В.Г.; возложении на Управление Росреестра по Республике Дагестан обязанности произвести регистрацию права собственности Умалатовой В.Г. на объект недвижимости - здание ПКП " "данные изъяты"" общей площадью 151, 9 кв.м, площадь застройки - 76, 6 кв.м, полезной площадью 57, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с постановкой на государственный кадастровый учёт после представления иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В отменённой части принято новое решение, которым в удовлетворении названных требований отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 25 ноября 2020 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции вместе с делом 1 декабря 2020 г, Умалатовой В.Г. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции и судом первой инстанции в части требований административного истца, в удовлетворении которых отказано, такого характера нарушения норм права не допущены.
Из материалов дела следует, что решением Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 22 июня 2016 г. сделка купли-продажи здания ПКП " "данные изъяты"" общей площадью 151, 9 кв.м, площадь застройки - 76, 6 кв.м, полезной площадью 57, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", между продавцом - Фондом имущества г. Хасавюрт и покупателем Умалатовой В.Г. от 21 июля 1994 г. признана состоявшейся. За Умалатовой В.Г. признано право собственности на здание ПКП " "данные изъяты"" общей площадью 151, 9 кв.м, площадь застройки - 76, 6 кв.м, полезной площадью 57, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Указано, что решение суда является основанием для регистрации права собственности Умалатовой В.Г. на данный объект недвижимости.
6 мая 2019 г. представителем Умалатовой В.Г. ФИО7 через многофункциональный центр подано заявление регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимости. К заявлению прилагались решение суда, выписка, доверенность и квитанция об уплате государственной пошлины.
15 мая 2019 г. ФИО7 направлено уведомление за N КУВД - 001/2019-5729726/1 о приостановлении государственной регистрации прав Умалатовой В.Г. до 15 августа 2019 г. со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. При этом указывалось на то, что в решении суда отсутствует кадастровый номер объекта недвижимости.
30 мая 2019 г. представителем Умалатовой В.Г. ФИО7 в Управление Росреестра по Республике Дагестан подано заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении здания ПКП "Модельер", расположенного по адресу: "адрес", как о ранее учтённом объекте нежилого назначения. К заявлению приложены решение суда, строительный паспорт, договор купли - продажи и выписка из распоряжения, в чем отказано в ввиду непредставления заявителем технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. Об указанном отказе заявитель извещен уведомлением от 10 июля 2019 г.
15 августа 2019 г. Хасавюртовский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике Дагестан направил ФИО7 уведомление об отказе в регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: "адрес", в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и неустранением причин приостановления - непредставление документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для осуществления государственной регистрации прав и кадастрового учета.
Удовлетворяя требования Умалатовой В.Г. в части признания незаконными уведомлений административного ответчика о приостановлении и об отказе государственной регистрации права заявителя на объект недвижимости и возложении на Управление Росреестра по Республике Дагестан обязанности устранить допущенные нарушения, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу судебного акта, который подлежит обязательному исполнению, Умалатовой В.Г. не могло быть отказано в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: "адрес". В удовлетворении требования Умалатовой В.Г. о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении здания ПКП "Модельер", расположенного по адресу: "адрес", отказано со ссылкой на то, что ввиду отсутствия в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте Умалатова В.Г. должна была представить технический паспорт, что предусмотрено статьей 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции в части удовлетворения требований административного истца признал ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, с чем следует согласиться.
Согласно статье 13 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: 1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; 2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; 3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Частями 3, 4, 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ предусмотрены случаи, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно; государственная регистрация прав осуществляется без одновременного государственного кадастрового учета, для чего обязательным является наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется; государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.
По смыслу положений частей 3, 4, 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственная регистрация права на объект недвижимости возможна при условии, что он поставлен на государственный кадастровый учет или государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
Как усматривается из материалов дела, Умалатовой В.Г. документы, позволяющие одновременное осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на здание, расположенное по адресу: "адрес", в Управление Росреестра по "адрес" не представлены.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Орган регистрации прав согласно части 5 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае отсутствия таких сведений в нем только на основании имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости (пункт 1); документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав (пункт 2); документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости (пункт 3).
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: 1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; 2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; 3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Между тем, как усматривается из материалов дела, Умалатовой В.Г. и её представителем в Управление Росреестра по Республике Дагестан документы, подтверждающие ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес", не представлены. Следовательно при непредставлении заявителем таких документов и отсутствии их у административного ответчика, заявление представителя Умалатовой В.Г. ФИО7 о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении здания ПКП "Модельер", расположенного по адресу: "адрес", как о ранее учтённом объекте нежилого назначения, не могло быть удовлетворено.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
К указанному заявлению прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункты 2 и 3 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ). В частности, согласно пункту 4 части 8 статьи 41 названного Федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Таким образом, решение суда является одним из оснований для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Вместе с тем, как указано выше, к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Технический паспорт, о чем указано в части 2 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", который представляет собой документ, содержащий определенные сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр недвижимости, в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения, а также, будучи выданный организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, подтверждает ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости, относится именно к документам, указанным в пункте 3 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ.
Поскольку из содержания решения Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 22 июня 2016 г, которым за Умалатовой В.Г. признано право собственности на объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес" (Тотурбиева), 88, не усматривается, что ранее был осуществлен государственный учет указанного объекта, признать, что административным истцом необоснованно предъявлено требование о представлении дополнительного документа оснований не имеется.
Государственный кадастровый учет приостанавливается по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета названные в статье 26 указанного Федерального закона в течение срока приостановления, не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
В данном случае основанием для отказа в государственной регистрации послужили положения пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При этом ссылка в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права на то, что в судебном акте не указан кадастровый номер объекта недвижимости, по мнению судебной коллегии не свидетельствует об отсутствии оснований для государственной регистрации права на основании судебного постановления, а указывает на необходимость представления заявителем иных документов, в частности подтверждает, что заявителем не представлен документ о том, что ранее уже был осуществлен государственный учет указанного объекта.
При таких обстоятельствах имеются основания полагать, что Управлением Росреестра по Республике Дагестан обоснованно приостановлено, а затем отказано в государственной регистрации права Умалатовой В.Г. на объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", а также о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении этого объекта, как о ранее учтённом объекте, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных Умалатовой В.Г. требований и принял новое решение об отказе в их удовлетворении и оставлении решения суда первой инстанции в остальной части без изменения.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, не установлено.
Иное толкование заявителем норм материального права, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции, отменившим решение суда первой инстанции в части и принявшим новое решение, в том числе об оставлении решения суда первой инстанции в части без изменения, норм права.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 5 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Дагестан от 17 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Умалатовой Вагидат Гюсеновны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.