Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на определение Ставропольского краевого суда от 18.05.2020 и апелляционное определение Третьего апелляционного суда от 05.10.2020 о взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛА:
решением Ставропольского краевого суда от 08.11.2019 удовлетворено административное исковое заявление Гузеева В.И, установлена кадастровая стоимость в размере рыночной принадлежащих ему земельного участка с кадастровым номером N в размере N руб. (по состоянию на 01.01.2015), нежилых зданий с кадастровыми номерами N в размере 1 N руб, соответственно (по состоянию на 23.06.2015).
Ранее кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N была утверждена приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N1381 в размере N руб.
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N была определена в размере N рублей, нежилого здания с кадастровым номером N в размере N руб.
Решение Ставропольского краевого суда от 08.11.2019 вступило в законную силу, 06.02.2020 Гузеев В.И. обратился в Ставропольский краевой суд с заявлением о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме N руб, оплату судебной экспертизы, проведенной ООО "Профэксперт", в сумме N руб, оплату дополнительной экспертизы, проведенной ООО "Центр поддержки бизнеса" в сумме N руб. С учетом принятых судом уточнений просил взыскать в его пользу судебные расходы в сумме N руб, из которых N руб. с Министерства имущественных отношений Ставропольского края, N с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю).
Определением Ставропольского краевого суда от 18.05.2020 заявление Гузеева В.И. удовлетворено, с Министерства имущественных отношений Ставропольского края в пользу Гузеева В.И. взысканы судебные расходы в сумме N руб, из которых N руб. расходы по проведению экспертизы в части определения стоимости земельного участка, N руб. расходы на проведение повторной экспертизы, N руб. оплата услуг представителя; с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю в пользу Гузеева В.И. взысканы судебные расходы в сумме N руб, из которых N руб. расходы по проведению экспертизы в части определения стоимости нежилых зданий, N руб. расходы по оплату услуг представителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю обжаловало его в апелляционном порядке, апелляционным определением Третьего апелляционного суда от 05.10.2020, по итогам рассмотрения частной жалобы, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными акатами суда первой и апелляционной инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю обратилось с кассационной жалобой в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, в которой ставит вопрос об их отмене и принятии нового решения об отказе требований о взыскании судебных расходов с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю.
В обоснование приводит доводы, что результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2015 на территории Ставропольского края были утверждены, в том числе и в отношении рассматриваемых объектов недвижимости, Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1382. В дальнейшем кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами N в связи с образованием и постановкой их на учет актом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю установлена по состоянию на 23.06.2015. При этом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю оценочные работы не проводил, поскольку не наделен такими полномочиями, использовал уже утвержденные Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1382 результаты.
В связи с этим при разрешении вопросов о взыскании судебных расходов ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю не является надлежащей стороной по делу, поскольку не утверждало результаты определения кадастровой стоимости, таким органом по делу выступает Министерство имущественных отношений Ставропольского края, утвердившего результаты кадастровой стоимости. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю только актом, в виду постановки объектов недвижимости на учет, актом утвердило их ранее установленную стоимость.
Полагает при разрешении требований о взыскании судебных расходов судами неверном применены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения.
Кассационная жалоба подана в Ставропольский краевой суд 06.11.2020, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции поступила 07.12.2020, рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). Стороны о рассмотрении кассационной жалобы уведомлены, возражений не поступало.
Изучив доводы кассационной жалобы и принятые судебные акты, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ). В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно статье 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением административного дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела (часть 1 стать 114.1 КАС РФ).
По настоящему делу рассматривается вопрос распределения судебных расходов в рамках дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, понесенных административным истцом, в пользу которого состоялся вступивший в законную силу судебный акт.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. В случае удовлетворения требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Как следует из материалов дела, отражено в судебном акте суда первой инстанции, при установлении кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости нежилых зданий ранее определенная в ходе государственной оценки кадастровая стоимость объектов значительно превышала установленную судом в размере их рыночной стоимости, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике, на которого применительно к обстоятельствам настоящего дела должно быть возложено несение части судебных расходов, суды правильно определили, что судебные расходы в части требований административного истца в отношении таких объектов недвижимости как нежилые здания с кадастровыми номерами 26:08:090101:86 и 26:08:090101:85 подлежат взысканию с административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю.
Так, по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с пунктом 1.1, действовавшего в юридически значимый период Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 113, в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных земельных участков и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Согласно пункту 1.4 указанных методических рекомендаций результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который утверждается руководителем соответствующего отдела или филиала ФГБУ "ФКП Росреестра".
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 N П/210 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, при включении сведений о вновь учтенных объектах недвижимости или ранее учтенных объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости, определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра".
То обстоятельство, что ФГБУ "ФКП Росреестра" определилав акте по состоянию на 23.06.2015 кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами N в размере аналогичном результатам, утвержденным Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1382 по состоянию на 01.01.2015, - вопреки позиции ФГБУ "ФКП Росреестра" министерство не является в отношении указанных объектов недвижимости надлежащим ответчиком при разрешении вопроса о распределении судебных расходов, понесенных административным истцом.
Поскольку по настоящему делу в отношении объектов недвижимости нежилых зданий с кадастровыми номерами N кадастровая стоимость по состоянию на 23.05.2015 установлена актом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю и в связи с образованием и постановкой их на кадастровый учет, т.е. определена им, постольку понесенные административным истцом судебные расходы по настоящему делу в отношении указанных объектов недвижимости правильно отнесены судами на административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра", как на орган, утвердивший в отношении спорного объекта недвижимости результаты определения его кадастровой стоимости.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом. кроме того, представленные административным истцом в обоснование понесенных судебных расходов доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 КАС РФ.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется.
Учитывая изложенное, судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 328 КАС РФ не имеется. Приведенные подателем кассационной жалобы доводы связаны с его несогласием с выводами судов и основаны на ином толковании норм действующего законодательства, что не свидетельствует о наличии оснований для отмены правильных судебных определений.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К.
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Ставропольского краевого суда от 18.05.2020 и апелляционное определение Третьего апелляционного суда от 05.10.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.