Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Камышовой Т.В.
судей Черчага С.В, Нурмухаметовой Р.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-99/2020 по иску ФИО1 к Министерству финансов РФ о взыскании единовременной материальной помощи, по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Чеченской Республики на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В, установила:
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству финансов РФ о взыскании единовременной материальной помощи отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность.
Стороны в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции нашла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие наступление смерти членов его семьи- матери и дедушки истца, в результате разрешения кризиса на территории Чеченской Республики, а так же наличие решения районной комиссии, созданной при органах исполнительной власти Чеченской Республики о выплате единовременной материальной помощи.
С указанными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования иска в полном объёме, суд апелляционной инстанции исходил из того, факт гибели матери и дедушки истца в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, установлен в ходе рассмотрения дела, при этом ссылался на постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по факту гибели родственников истца и решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении умершими ФИО2 и ФИО3.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение вынесено с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике", в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N, постановлено оказать единовременную материальную помощь лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в размере 2000 руб. и семьям погибших в Чеченской Республике - в размере 20000 руб. при сохранении гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязанность же возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда, как правило, при наличии состава правонарушения, который включает наступление вреда, противоправность поведения причинителя, причинную связь между его поведением и наступлением вреда, а также его вину; наличие вины - общий принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно (определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-О).
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Исходя из системного толкования норм гражданского процессуального права, под судебным доказыванием следует понимать правомерную деятельность субъектов доказывания (лиц, участвующих в деле, а также суда) по определению, получению, исследованию и оценке юридически значимых сведений о фактах, осуществляемую в предписанной законом форме, направленную на разрешение дела, вынесение законного и обоснованного акта судебной власти.
Определяя обстоятельства, имеющие юридическое значение суд учитывает, что право на получение единовременной материальной помощи было закреплено Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике".
Во исполнение данного Указа Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, был утверждён Порядок осуществления дополнительных компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике (далее-Порядок), которым определялись категории граждан, имеющих право на единовременную материальную помощь и компенсационные выплаты за причиненный материальный ущерб, а также условия их представления.
Данный порядок связывал получение данного рода компенсации не только с фактом гибели гражданина в результате военных действий и родства с погибшим, но и с другими обстоятельствами.
Так, применительно к спорным правоотношениям право на единовременную материальную помощь имели- члены семей погибших (умерших) в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике-жёны (мужья), дети, не достигшие 18 лет (учащиеся всех форм обучения до 23 лет), либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, отцы и матери.
Пунктом 4 Порядка определялось, что право на получение единовременной материальной помощи и компенсационных выплат, определенных в пунктах 2 и 3, не распространяется на граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в составе незаконных вооруженных формирований и не попадающих под амнистию; лиц, командированных в Чеченскую Республику, работников федеральных территориальных органов исполнительной власти на территории Чеченской Республики; военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, подлежащих обязательному личному страхованию в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выполняющих задачи по защите конституционных прав граждан на территории Чеченской Республики.
Основанием для выплаты компенсаций являлось предоставление лицом, претендующим на получение компенсации соответствующего заявления, с приложением документов, перечень которых определен в п. 7 Порядка, которые должны быть поданы гражданами, проживающими (возвратившимися) на территории Чеченской Республики - в районные (городские) комиссии, создаваемые при органах исполнительной власти Чеченской Республики по месту постоянного жительства этого гражданина.
Решение о выплате Комиссии принимали с учетом представленных документов, а также данных персонифицированного учета выплат пособий и компенсаций населению Чеченской республики. На основе исходных документов заявителей и решений комиссий формировалась информационная база данных в Чеченской республике и в Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации.
На основании принятых комиссиями решений о назначении (выплате) материальной помощи и (или) компенсации составлялись списки с указанием фамилии, имени, отчества, адреса получателей и выплачиваемых сумм. Указанные списки являлись основанием для перечисления средств на выплату материальной помощи и (или) компенсации за причиненный материальный ущерб, учета и контроля за правильностью их расходования. На основании списков составлялась заявка, направляемая в Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, перечисляющее необходимые суммы в порядке, предусмотренном пунктом 8 Порядка.
Таким образом, утвержденный Правительством Российской Федерации Порядок, предусматривал проверку обоснованности заявления, сверку с данными централизованного персонифицированного учета выплат пособий и компенсаций населению Чеченской Республики, обязательное наличие решений районных (городских) комиссий, созданных при органах исполнительной власти Чеченской Республики о выплате единовременной материальной помощи.
В соответствии с ч. 1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио-и видеозаписей, заключений экспертов.
Судом первой инстанции, в целях принятия всех зависящих от него и предусмотренных законом мер по всестороннему, полному и объективному выяснению имеющих юридическое значение обстоятельств дела, с учетом необходимости соблюдения прав и обязанностей сторон, распределив бремя доказывания, истцу в соответствии с положениями ст. 57 ГПК РФ было предложено представить дополнительные доказательства, подтверждающие наступление смерти матери и дедушки истца в результате разрешения кризиса на территории Чеченской Республики, а так же наличие решения районной комиссии, созданной при органах исполнительной власти Чеченской республики о выплате единовременной материальной помощи.
Однако, истцом в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, объективных и достоверных доказательств, указывающих, что смерть Горбачёвой О.П. и ФИО2 наступила при обстоятельствах, указывающих на наличие права для получения выплаты единовременной материальной помощи, предусмотренной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с порядком осуществления дополнительных компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, ввиду изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного искового требования.
При таком положении являются ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о том, что постановлением следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по факту гибели родственников истца, и решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении умершими ФИО2 и ФИО3 установлена гибель указанных лиц в результате разрешения кризиса на территории Чеченской Республики, иных доказательств, из которых усматривается обстоятельства гибели ФИО2 и ФИО3 истцом не представлены.
При указанных выше обстоятельствах, установив несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворения исковых требований основаны на неверном применении норм материального права и не могут быть признаны законными.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, установив, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, считает необходимым обжалуемое апелляционное определение отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 30.06.2020 отменить, оставить в силе решение Ленинского районного суда города Грозного от 13.02.2020.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 30.06.2020 по данному гражданскому делу.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Черчага С.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.