Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В, судей Гареевой Д.Р, Кедриной О.В, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Климова ФИО19, Климовой ФИО20, действующих также в интересах несовершеннолетних детей Климова ФИО21, Климова ФИО22, к Администрации г. Лермонтова о признании незаконным и отмене постановления Администрации г.Лермонтова от 27 марта 2019 года N 253 об исключении из Списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г.г, восстановлении в Списке молодых семей-участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г.г, по кассационной жалобе представителя ответчика Администрации города Лермонтова Ставропольского края - Тимченко ФИО23, действующей на основании доверенности, на решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 26 августа 2019 года и на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Минеевой В.В, выслушав объяснения представителя ответчика Администрации города Лермонтова Ставропольского края - Тимченко В.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Климовой Е.М, возражавшей против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Супруги Климов Е.М. и Климова Е.М, действующие также в интересах несовершеннолетних детей Климова Д.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Климова М.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к администрации г. Лермонтова Ставропольского края о признании незаконным постановление администрации г. Лермонтова N253 от 27 марта 2019 года "Об исключении из "Списка молодых семей - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплат жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан СК" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан города Лермонтова" муниципальной программы "Социальная поддержка граждан города Лермонтова", утвержденного постановлением администрации города Лермонтова N171 от 11 марта 2019 года, а так же обязать администрацию г. Лермонтова восстановить семью Климовых, состоящую из 4-х человек: Климова Е.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его супруги Климовой Е.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Климова Д.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Климова М.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" по муниципальному образованию Ставропольского края, с даты подачи заявления в Администрацию г.Лермонтова в 2014 г.
В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ года они состоят в зарегистрированном браке, ДД.ММ.ГГГГ года у них родился сын Климов Д.Е. Главным критерием, согласно которому принимают решение о присвоении статуса нуждающегося в новой жилой площади, является размер жилья, в котором в данный момент проживает претендент и его семья. Решением Совета г. Лермонтова N 20 от 25 марта 2009 года установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади на каждого члена семьи. 28 октября 2014 года истцы обратились в администрацию г. Лермонтова с заявлением о признании их семьи нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обосновав свое заявление тем, что Климов Е.М. с сыном Климовым Д.Е. зарегистрированы в отдельной однокомнатной квартире, общей площадью 54, 8 кв.м, жилой площадью 10, 5 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", где всего зарегистрировано 5 человек, при этом Климову Е.М. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/5 доля в праве на указанную квартиру. Супруга Климова Е.М. зарегистрирована в отдельной двухкомнатной квартире, общей площадью 42, 3 кв.м, жилой площадью 28, 19 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", где всего зарегистрированы 3 человека, однако, фактически проживает там вся семья Климовых, состоявшая из мужа, жены и сына.
Постановлением администрации г. Лермонтова N 1061 от 12 ноября 2014 года их семья была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в г. Лермонтове" муниципальной программы г. Лермонтова "Социальная поддержка граждан г. Лермонтова на 2014-2016 года". 20 января 2015 года они обратились с заявлением в администрацию г. Лермонтова о включении их семьи, состоящей из трех человек, в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Постановлением администрации г.Лермонтова N65 от 28 января 2015 года их семья была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Лермонтове" муниципальной программы города Лермонтова "Социальная поддержка граждан города Лермонтова на 2014-2016 годы", нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. После чего, их семья ежегодно предоставляла в Администрацию г. Лермонтова документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ года у них родился сын Климов М.Е, который зарегистрирован по месту жительства своей матери - Климовой Е.М. по адресу: "адрес". В связи с чем, состав членов их семьи увеличился с трех до четырех человек, о чем они также уведомили администрацию г. Лермонтова, предоставив пакет необходимых документов. Постановлением администрации г. Лермонтова N1120 от 27 октября 2015 года был утвержден список молодых семей - участников указанной программы, где их семья была учтена как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Однако, постановлением администрации г. Лермонтова N253 от 27 марта 2019 года отменено постановление администрации г. Лермонтова N171 от 11 марта 2014 года, и их семья была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. В уведомлении об исключении семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий указано, что на момент подачи документов в администрацию г. Лермонтова ДД.ММ.ГГГГ года Климов Е.М. был зарегистрирован в жилом помещении, общей площадью 54, 8 кв.м, принадлежащем Климовой Е.М, ее брату и родителям на праве общей долевой собственности, где всего было зарегистрировано 5 человек. Однако в материалах учетного дела отсутствуют документы о наличии или отсутствии иных жилых помещений, принадлежащих родителям Климова Е.М. на праве собственности, что якобы не позволяло установить, являлась ли семья Климовых нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи. На этом основании администрацией г.Лермонтова сделан вывод о том, что в период постановки на учет в качестве нуждающихся их семья была обеспечена жилым помещением более учетной нормы в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления. Между тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права Климову Е.М. принадлежит лишь 1/5 доля в праве общей долевой собственности на квартиру N N, расположенную по "адрес", общей площадью 54, 8 кв.м, что не было принято во внимание при снятии их семьи с учета.
Истцы полагают, что снятие с учета их семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключение из списка молодых семей, имеющих право получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, является необоснованным и незаконным, нарушающим их права, а также права их семьи. Кроме того, в оспариваемом постановлении администрации г. Лермонтова отсутствует указание на конкретное основание для снятия их семьи с учета. Поскольку органами местного самоуправления не учитывается, что в N N по "адрес", где зарегистрирован Климов Е.М. с несовершеннолетним сыном Климовым Д.В, проживают три семьи, а также то, что родители Климова Е.М. в состав его семьи не входят, поскольку они не ведут совместного хозяйства, бюджеты у них разные, а, соответственно, нельзя учитывать и распределять общую площадь квартиры N N, расположенной по "адрес", на членов семьи истцов, поскольку они ею не пользуются, и каких-либо прав пользования, а также проживания на данной площади не имеют.
Решением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 26 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 ноября 2019 года, исковые требования Климова Е.М. и Климовой Е.М. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным постановление администрации г. Лермонтова от 27 марта 2019 года N253 об исключении из Списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г.г. семьи Климова Е.М. На администрацию г. Лермонтова возложена обязанность восстановить семью Климова Е.М, состоящую из 4-х человек: Климова Е.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его супруги Климовой Е.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Климова Д.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Климова М.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г.г, на основании постановления администрации г. Лермонтова N1061 от 12 ноября 2014 года. В удовлетворении исковых требований об отмене постановления администрации г. Лермонтова от 27 марта 2019 года N253 - отказано.
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 марта 2020 года апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 ноября 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 июля 2020 года решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 26 августа 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика администрации города Лермонтова Ставропольского края - Тимченко В.П. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Как следует из обжалуемых судебных актов, законность решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции проверен в порядке административного судопроизводства по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Между тем из содержания искового заявления следует, что истцы обратились в суд с исковым заявлением к администрации г.Лермонтов о признании незаконным и отмене постановления об исключении из Списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г.г, восстановлении в Списке молодых семей-участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г.г.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Дела по спорам, связанным со снятием граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подлежат рассмотрению в исковом порядке.
Учитывая характер возникших между сторонами правоотношений, принимая во внимание заявленные истцами требования, настоящий спор подлежит рассмотрению в соответствии правовыми нормами, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, исправляя допущенную судом апелляционной инстанции ошибку в выборе вида судопроизводства, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции определилаперейти к рассмотрению дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, 12 ноября 2014 года постановлением Администрации г. Лермонтова N 1061 семья Климова Е.М, в составе 3-х человек: Климов Е.М, супруга Климова Е.М, сын Климов Д.Е, признана в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в целях включения в Список молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Лермонтове" муниципальной программы г. Лермонтова "Социальная поддержка граждан г. Лермонтова на 2014-2016 годы", нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации", утвержденный постановлением Администрации г.Лермонтова N 1422 от 29 ноября 2013 года.
На момент постановки на учет нуждающихся Климов Е.В. со своим сыном Климовым Д.Е. был зарегистрирован в квартире общей площадью 54, 80 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" В квартире помимо истца было зарегистрировано еще трое человек: его отец Климов М.В, мать Климова Г.А, брат Климов В.М.
Супруга Климова Е.М. была зарегистрирована в двухкомнатной квартире, общей площадью 42, 30 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", в которой помимо нее зарегистрировано еще двое человек: ее мать Трунова Н.Е, брат Трунов Е.М.
28 января 2015 года постановлением Администрации г. Лермонтова N65 семья Климова Е.М. включена в Список молодых семей- участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Лермонтове" муниципальной программы г. Лермонтова "Социальная |поддержка граждан г. Лермонтова на 2014-2016 годы", нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации", утвержденный постановлением Администрации г. Лермонтова N 1287 от 26 декабря 2014 года.
ДД.ММ.ГГГГ года у супругов Климовых родился второй сын - Климов М.Е.
Постановлением Администрации г. Лермонтова от 11 марта 2019 года N 171 утвержден Список молодых семей - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подпрограммы "Создание условий для обеспечения допустимым и комфортным жильем граждан Ставропольского края" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан г. Лермонтова" муниципальной программы "Социальная поддержка граждан г. Лермонтова".
Семья Климовых включена в данный список под N 13.
Постановлением Администрации г. Лермонтова от 27 марта 2019 года N 253 постановление Администрации г. Лермонтова N 1061 от 12 ноября 2014 года, которым семья Климова Е.М. признана нуждающейся в жилом помещении, отменено. Семья Климова Е.М. исключена из списка участников программы в связи с отсутствием у семьи на момент постановки на учет оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основанием для снятия указанных лиц с жилищного учета послужило то, что суммарная общая площадь всех жилых помещений, находящихся в собственности у семьи Климовых, с учетом всех зарегистрированных в квартирах лиц, (родителей и братьев), на момент признания семьи истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2014 году, составляла больше учетной нормы.
Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что на момент признания в 2014 году семьи Климова Е.М. в качестве нуждающейся в жилом помещении общая площадь занимаемых истцами и членами их семьи жилых помещений составляла 97, 1 кв.м, что, в совокупности, в пересчете на каждого из 8-ми членов указанных семейств составляло 12 кв.м, что соответствовало установленной учётной норме площади жилого помещения в г. Лермонтове на одного члена семьи. В ДД.ММ.ГГГГ года у супругов Климовых родился второй сын - Климов М.Е, при этом истцы фактически проживают в 2-х комнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 42, 30 кв.м и на момент исключения истцов из списка молодых семей - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, у семьи имелась нуждаемость в получении жилого помещения по договору социального найма.
Также суд пришел к выводам, что родители и братья истцов, несмотря на регистрацию по месту жительства в указанных жилых помещениях, членами молодой семьи Климова Е.М. в установленном законом порядке не признавались и фактически совместно с истцами не проживали и не вели общего хозяйства, в связи с чем, принадлежащие им на праве собственности жилые помещения учету не подлежат.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, также указал на то, что органом, осуществляющим принятие на учет, изначально не было допущено неправомерных действий при решении вопроса о принятии на учет молодой семьи Климовых, в связи с чем исключение молодой семьи Климовых из нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" на период 2015-2020 годов" нарушает права и законные интересы членов данной молодой семьи по получению государственной поддержки в улучшении жилищных условий путем предоставления социальной выплаты, поскольку, исходя из общей площади фактически занимаемого семьей Климовых жилого помещения они не обеспечены жилым помещением в размере установленной учетной нормы площади жилого помещения в г.Лермонтове на одного члена семьи, то есть не менее 12 кв.м. Кроме того, администрацией г. Лермонтова не представлено доказательств совершения истцами действий (бездействия), которые в силу Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования являлись бы основанием для отказа в признании данной молодой семьи участницей мероприятий указанной ведомственной целевой программы.
С выводами судов первой и апелляционной инстанций Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может, поскольку они основаны на неверном применении и толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с положениями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", продленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 889 на 2015 - 2020 годы, федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установилПравила предоставления, а также использования таких выплат (приложение 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что для участия в указанной Федеральной целевой программе претендентам, помимо возраста, необходимого для участия в программе, следует подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пп. "а" п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители.
Вместе с тем, проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, в рамках жилищных отношений в силу прямого указания закона (часть 1 статьи 31 ЖК РФ) не опровергает факт того, что супруг, дети и родители являются членами семьи собственника жилого помещения.
Системное толкование вышеуказанных положений жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что для целей определения жилищной обеспеченности истцов возможно исключить из расчета жилищную обеспеченность иных членов семьи только при условии, что заявители вселились в жилое помещение самостоятельно от иных членов семьи, тогда как в данном случае такое обстоятельство отсутствует.
Материалами дела установлено, что на момент признания семьи Климова Е.М. нуждающейся в жилом помещении, согласно домовой книге и лицевому счету квартиросъемщика N N от 9 октября 2014 г, выданному МУП г. Лермонтова "РСЖФ", Климов Е.М. с сыном Климовым Д.Е. был зарегистрирован в однокомнатной квартире общей площадью 54, 80 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". В квартире были зарегистрированы 5 человек: Климов Е.М. (собственник 1 5 доли в праве на указанную квартиру), его сын Климов Д.Е, его отец - Климов М.В. (собственник 2/5 доли в праве на указанную квартиру), его мать - Климова Г.А. (собственник 1/5 доли в праве на указанную квартиру), его брат - Климов В.М. (собственник 1/5 доли в праве на указанную квартиру).
Кроме того, отцу истца Климову М.В. принадлежит на праве общей долевой собственности ? доля двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 61, 4 кв.м, что подтверждается Выпиской их ЕГРН от 18 марта 2019 года.
В свою очередь Климова Е.М, согласно домовой книге и лицевому счету квартиросъемщика N N от 14 августа 2014 года, выданному МУП г.Лермонтова "РСЖФ", была зарегистрирована в двухкомнатной квартире общей площадью 42, 30 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". В квартире были зарегистрированы 3 человека: Климова Е.М. (собственник 1/3 доли в праве на указанную квартиру), ее мать - Трунова Н.Е. (собственник 1/3 доли в праве на указанную квартиру), ее брат - Трунов Е.М. (собственник 1/3 доли в праве на указанную квартиру).
Таким образом, на момент признания в 2014 году семьи Климова Е.М. нуждающейся в жилом помещении не был учтен пункт 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Соответственно суммарная общая площадь всех жилых помещений, находящихся в собственности у членов семьи Климова Е.М. (8 человек), на момент признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий составляла 127, 8 кв.м, и на каждого члена семьи приходилось по 15, 97 кв.м. общей площади жилого помещения, то есть больше учетной нормы, следовательно, нуждаемость в улучшении жилищных условий у семьи Климова Е.М. отсутствовала.
Более того, по состоянию на 2019 год согласно лицевому счету квартиросъемщика N N от 24 января 2019 года, выданному МУП г.Лермонтова "Чистый город", в однокомнатной квартире общей площадью 54, 80 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", зарегистрированы 6 человек: Климов Е.М, его сын - Климов Д.Е, его отец - Климов М.В, его мать - Климова Г.А, его брат - Климов В.М, племянница - Климова М.В.
Вместе с тем согласно Выпискам из ЕГРН от 18 марта 2019 года матери истца Климовой Г.А. принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 53 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года, отцу истца Климову М.В. принадлежит на праве общей долевой собственности ? доля двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 61, 4 кв.м.
Согласно лицевому счету N N от 24 января 2019 года, выданному МУР г.Лермонтова "Чистый город", в двухкомнатной квартире общей площадью 42, 30 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", зарегистрированы 3 человека: Климова Е.М. (собственник 1/3 доли в праве на указанную квартиру), ее мать - Трунова Н.Е. (собственник 1/3 доли в праве на указанную квартиру), ее брат - Трунов Е.М. (собственник 1/3 доли в праве на указанную квартиру), ее сын Климов М.Е.
Таким образом, в настоящее время суммарная общая площадь всех жилых помещений, находящихся в собственности у членов семьи Климова Е.М. (10 человек), составляет 180, 8 кв.м. и на каждого члена семьи приходится по 18, 08 кв.м. общей площади жилого помещения, то есть больше учетной нормы, следовательно, нуждаемость в улучшении жилищных условий у семьи Климова Е.М. отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации г.Лермонтова обоснованно принято решение об исключении семьи Климова Е.М. из "Списка молодых семей - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подпрограммы "Создание условий для обеспечения допустимым и комфортным жильем граждан Ставропольского края" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан г. Лермонтова" муниципальной программы "Социальная поддержка граждан г. Лермонтова".
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Климова Е.М, Климовой Е.М, действующих также в интересах несовершеннолетних детей Климова Д.Е. и Климова М.Е.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Учитывая, что установление обстоятельств дела не требуется, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Климова Е.М, Климовой Е.М, действующих также в интересах несовершеннолетних детей Климова Д.Е. и Климова М.Е, не передавая дело для нового рассмотрения, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 26 августа 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 июля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Климова ФИО24, Климовой ФИО25, действующих также в интересах несовершеннолетних детей Климова ФИО26, Климова ФИО27 к Администрации г.Лермонтова о признании незаконным и отмене постановления Администрации г. Лермонтова от 27 марта 2019 N 253 об исключении из Списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г.г, восстановлении в Списке молодых семей-участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г.г. - отказать.
Председательствующий Минеева В.В.
Судьи Гареева Д.Р.
Кедрина О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.