Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее также Фонд капитального ремонта, Фонд) Агафоновой С.Г. (далее Агафонова С.Г.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 судебного района Центрального округа города Курска от 10 февраля 2020 года, решение исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда города Курска от 23 июня 2020 года, вынесенные в отношении юридического лица - Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 судебного района Центрального округа города Курска от 10 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда города Курска от 23 июня 2020 года, Фонд капитального ремонта признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Агафонова С.Г. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства. В доводах жалобы указывает, что предписание государственной жилищной инспекции Курской области вынесено за рамками предоставленных органу полномочий, является неисполнимым. Ссылается на ненадлежащее выполнение работ по капитальному ремонту дома подрядчиком, привлеченным региональным оператором. Полагает, что нарушение статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, отраженное в предписании, не установлено и не подтверждено.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Фонда к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (части 1 и 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела 10 июля 2015 года между Фондом и обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО, общество) "Союз Строителей Реставраторов Региона ДОМ" заключен договор строительного подряда, предметом которого являлось выполнение обществом работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем и фундаментов) многоквартирных домов, в том числе дома N "адрес"
По результатам выездной проверки, проведенной должностными лицами государственной жилищной инспекции Курской области на предмет соблюдения Фондом требований законодательства при формировании и утверждении проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта дома и некачественного проведения капитального ремонта, выдано предписание от 27 сентября 2019 года N 2471 сроком исполнения до 15 ноября 2019 года, согласно которому в деятельности Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" необходимо устранить нарушения статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных приказом Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее Правила N 170), выразившиеся в наличии следов залития над дверью и слева от двери (угол стены, потолка) выхода на балкон, слева от двери кладовой (потолок) в квартире N "адрес"
С целью контроля исполнения названного предписания на основании распоряжения заместителя начальника инспекции от 18 ноября 2019 года N 3398 в отношении Фонда по указанному выше адресу была проведена внеплановая выездная проверка.
В период с 20 ноября по 28 ноября 2019 года в ходе проверки должностными лицами государственной жилищной инспекции установлено неисполнение юридическим лицом предписания от 27 сентября 2019 года N 2471, о чем составлен акт проверки от 28 ноября 2019 года N 3398.
Факт невыполнения предписания в установленный срок послужил основанием для составления 04 декабря 2019 года консультантом отдела по контролю за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств государственной жилищной инспекции Курской области в отношении Фонда протокола об административном правонарушении N 07-08/112, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи Фонд признан виновным в совершении данного административного правонарушения. Вышестоящая судебная инстанция с выводами мирового судьи и принятым им решением согласилась.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом от 04 декабря 2019 года N 07-08/112 об административном правонарушении (л.д. 2); распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 18 ноября 2019 года N 3398 (л.д. 3); актом проверки от 28 ноября 2019 года N 3398 (л.д. 4) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Привлекая юридическое лицо к административной ответственности, суды исходили из того, что Фонд является некоммерческой организацией, деятельность которого направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества жилых домов, расположенных на территории Курской области; работы, отраженные в предписании от 27 сентября 2019 года N 2471, относятся к капитальному ремонту дома, осуществление которого обеспечивается Фондом за счет взносов граждан на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов; в период проведения инспекцией проверки (в ноябре 2019 года) выявлено нахождение части общего имущества дома N "адрес" в неудовлетворительном техническом состоянии, чем нарушены требования статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что Фонд, получив предписание административного органа об устранении нарушений требований жилищного законодательства, не принял все зависящие от него меры по его надлежащему выполнению в установленный срок и обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание от 27 сентября 2019 года вынесено уполномоченным на то органом, изложенные в нем требования основаны на законе.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вопреки доводу жалобы о вине подрядчика, договором строительного подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (в том числе дома N "адрес") от 10 июля 2015 года N КР-013/2015, заключенным между Фондом и ООО "Союз Строителей Реставраторов Региона ДОМ" определено, что в случае если в течение гарантийного срока (5 лет с даты подписания акта) обнаружатся недостатки и дефекты, допущенные по вине подрядчика, препятствующие нормальной эксплуатации объекта, подрядчик обязан устранить их за свой счет и в согласованные сторонами сроки. Для участия в составлении акта, фиксирующего недостатки и дефекты, порядок и сроки их устранения подрядчик обязан направить своего представителя в срок, согласованный сторонами, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения письменного извещения заказчика. Срок устранения недостатков и дефектов не может превышать 30 календарных дней со дня получения уведомления о выявлении недостатков и дефектов. Срок окончания устранения недостатков и дефектов фиксируются сторонами в акте, составленном по форме, аналогичной акту приема в эксплуатацию законченного ремонтом объекта. Гарантийный срок в таких случаях продлевается на период устранения недостатков и дефектов.
Поскольку при проверке общего имущества дома N "адрес", являвшегося предметом договора от 10 июля 2015 года N КР-013/2015, административным органом установлены недостатки и с учетом условий данного договора, согласно которым контроль за качеством проведения подрядчиком работ, в том числе в течение гарантийного срока, осуществляет заказчик, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Невыполнение Фондом в установленный срок предписания должностного лица государственной жилищной инспекции Курской области об устранении нарушений жилищного законодательства установлено и доказано в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
Порядок и срок привлечения Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" к административной ответственности соблюдены.
Несогласие заявителя с выводами, изложенными в судебным актах, сводится к несогласию с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, что не является основанием для отмены или изменения обжалуемых актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 судебного района Центрального округа города Курска от 10 февраля 2020 года, решение исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда города Курска от 23 июня 2020 года, вынесенные в отношении юридического лица - Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" Агафоновой С.Г. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.