Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу защитника ФИО2 (далее по тексту - Яшкина В.Е.), действующей на основании ордера в интересах должностного лица - директора муниципального унитарного предприятия "Ершовское" муниципального образования г. Ершов Решетникова Алексея Павловича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ершовского района Саратовской области от 12 марта 2020 года, решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 6 мая 2020 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора муниципального унитарного предприятия "Ершовское" муниципального образования г. Ершов ФИО1 (далее по тексту - директор МУП "Ершовское" МО г. Ершов Решетников А.П.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Ершовского района Саратовской области от 12 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 6 мая 2020 года, директор МУП "Ершовское" МО г. Ершов Решетников А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Яшкина В.Е. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, вынесенных в отношении директора МУП "Ершовское" МО г. Ершов Решетникова А.П, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также Минимальный перечень услуг и работ).
В Минимальный перечень услуг и работ включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, к которым относятся, в том числе: выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры; выявления наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания блоков; проверку кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений водоотводящих устройств и оборудования, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; осмотр потолков верхний этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий; проверку и при необходимости очистку кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение, (пункт 4 Минимального перечня услуг и работ).
Согласно пункту 7 Минимального перечня услуг и работ надлежащее содержание перекрытий и покрытий многоквартирных домов обеспечивается путем проведения работ по выявлению наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, при наличии повреждений и нарушений - разработки плана восстановительных работ (при необходимости), проведением восстановительных работ.
В силу пункта 4.6.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N170, приклейка гидроизоляционных слоев к основанию и оклейка их между собой должна быть прочной, отслоение рулонных материалов не допускается, поверхность кровли должна быть ровной, без вмятин, прогибов и воздушных мешков и иметь защитный слой с втопленным мелким гравием или крупнозернистым песком или окраска светлого тона. Рулонный ковер в местах примыкания к выступающим элементам должен иметь механическое закрепление с устройством фартука с промазкой его примыкания герметиком, армированной стеклотканью и т.п..
Из материалов дела усматривается, что МУП "Ершовское" зарегистрировано и осуществляет управление многоквартирными жилыми домами на основании лицензии от 30 апреля 2015 года N 064-000138, выданной государственной жилищной инспекцией Саратовской области. В соответствии с распоряжением главы Администрации Ершовского муниципального района Саратовской области N 266 от 31 июля 2019 года директором МУП "Ершовское" с 01 августа 2019 года назначен Решетников Алексей Павлович.
Многоквартирный жилой дом N 3 по ул. Космонавтов г. Ершова Саратовской области содержится в реестре лицензий управляющей организации. 1 июля 2015 года между МУП "Ершовское" и собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" заключен договор управления указанным многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация МУП "Ершовское" обязуется предоставлять услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем работ и услуг, указанных в приложении N1 к договору, самостоятельно или с привлечением других лиц. Согласно приложению N1 к договору управления установлено, что перечень выполнения работ и услуг по содержанию и текущему ремонту включает, в том числе работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов: при необходимости очистка водоотводящих устройств от мусора, грязи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; при выявлении нарушений, приводящих к протечке, их устранение.
В ходе проведенной прокуратурой Ершовского района Саратовской области проверки установлен факт нарушения МУП "Ершовское" МО г. Ершов лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом N 3 по ул. Космонавтов в г. Ершове Саратовской области.
Выявленные нарушения состояли в следующем: крыша дома N 3 по улице Космонавтов г. Ершова имеет повреждения поверхности мягкой кровли, в связи с чем протекает. Несмотря на неоднократные обращения жильцов данного дома МУП "Ершовское" МО г. Ершов не принято надлежащих мер по устранению протечки крыши, предотвращению аналогичных происшествий. В связи с тем, что в период обильных климатических осадков, а также при наличии на крыше многоквартирного дома снега, кровля пропускает воду, потолки квартир, расположенных на верхний этажах, протекают, при этом влага попадает на электропроводку. Также проверкой были выявлены места протечки в подъездах NN 1-6 и лестничных площадках на пятых и четвертых этажах многоквартирного дома N 3 по ул. Космонавтов г. Ершова Саратовской области. Потолочное перекрытие на верхнем этаже имеет повреждение штукатурного слоя, места разрушения под воздействием влаги. При этом, МУП "Ершовское" МО г. Ершов на момент выхода по указанному адресу 5 февраля 2020 года не приняло мер по выявлению данных неисправностей, установлению их причин и текущему ремонту.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 6 февраля 2020 года прокурором Ершовского района Саратовской области в отношении директора МУП "Ершовское" МО г. Ершов Решетникова А.П. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия директора МУП "Ершовское" МО г. Ершов Решетникова А.П. правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и жилищного законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Доводы заявителя в жалобе об отсутствии вины директора МУП "Ершовское" МО г. Ершов Решетникова А.П. в совершении инкриминированного ему административного правонарушения, о принятии все мер для устранения выявленных нарушений опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы жалобы о том, что в акте проверки не конкретизированы повреждения кровли многоквартирного дома, а в судебных актах не конкретизированы нарушения лицензионных требований, не могут быть признаны состоятельными, поскольку такие доводы основаны на субъективной оценке заявителя фактических обстоятельств и доказательств по делу.
Существенных нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, в том числе о привлечении директора МУП "Ершовское" МО г. Ершов Решетникова А.П. к административной ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, о проведении необходимых работ для устранения протечек кровли дома, о необходимости проведения капитального ремонта кровли многоквартирного дома, аналогичны доводам, которые были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, такие доводы были обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях, не ставят под сомнение наличие в действиях директора МУП "Ершовское" МО г. Ершов Решетникова А.П. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Вопреки доводам жалобы дело об административном правонарушении в отношении директора МУП "Ершовское" МО г. Ершов Решетникова А.П. судебными инстанциями было рассмотрено всестороннее, полно и объективно, нарушений требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судебных инстанций о доказанности вины директора МУП "Ершовское" МО г. Ершов Решетникова А.П. в совершении вмененного ему административного правонарушения, не установлено.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и имеющихся по делу доказательств. Однако несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело
Иные доводы жалобы не содержат оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных постановления и решения.
Постановление о привлечении директора МУП "Ершовское" МО г. Ершов Решетникова А.П. к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено директору МУП "Ершовское" МО г. Ершов Решетникову А.П. в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ершовского района Саратовской области от 12 марта 2020 года, решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 6 мая 2020 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора муниципального унитарного предприятия "Ершовское" муниципального образования г. Ершов ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО2 - без удовлетворения.
Судья подпись О.Н. Найденова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.