Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу защитника ФИО1, действующего на основании доверенности в интересах открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на вступившие в законную силу постановление главного государственного санитарного врача по Горьковской железной дороге Горьковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 12 ноября 2019 года, решение судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 января 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее по тексту - ОАО "Российские железные дороги", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением главного государственного санитарного врача по Горьковской железной дороге Горьковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 12 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 января 2020 года, ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ОАО "Российские железные дороги" по доверенности Белышев М.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении процессуальных актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, в Горьковский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту поступил материал проверки из Нижегородской транспортной прокуратуры по исполнению действующего законодательства при эксплуатации погрузочно-разгрузочной площадки сыпучих материалов Горьковской дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурного подразделения Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "Российские железные дороги" на железнодорожной станции Арзамас-1, которая была проведена на основании решения исполняющего обязанности заместителя Нижегородского транспортного прокурора от 15 октября 2019 года N 397ж-2019.
В ходе проверки 18 октября 2019 года в 9 часов 30 минут в погрузочно-разгрузочном пункте Арзамас-1, расположенном по адресу: "адрес" выявлены нарушения требований статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N222 и пункта 1.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, а именно санитарно-защитная зона погрузочно-разгрузочной площадки (пункта) станции Арзамас-1 не установлена, исследования физического воздействия на среду обитания человека от эксплуатации площадки, подтверждающие отсутствие физического загрязнения (ПДУ), не проведены.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Пунктом 2 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 (далее - Правила), определено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно пункту 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытноэкспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0, 1 ПДК и/или ПДУ.
Вместе с тем в нарушение требований пунктов 2 Правил и пункта 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона погрузочно-разгрузочной площадки (пункта) станции Арзамас-1 не установлена, исследования физического воздействия на среду обитания человека от эксплуатации площадки, подтверждающие отсутствие физического загрязнения (ПДУ), не проведены.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО "Российские железные дороги" постановлением главного государственного санитарного врача по Горьковской железной дороге Горьковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 12 ноября 2019 года, с выводами которого согласился судья городского суда, к административной ответственности, установленной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были исследованы должностным лицом при рассмотрении дела и судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу, им дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества квалифицировано по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства, подлежащего применению в данном деле об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, и должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО "Российские железные дороги" имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из доводов поданной жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Совокупность установленных по делу фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы поданной в Первый кассационный суд жалобы, в том числе об отсутствии в действиях ОАО "Российские железные дороги" состава вмененного ему административного правонарушения, со ссылкой на экспертное заключение от 14 мая 2019 года, являлись предметом проверки судьи городского суда, мотивы по которым такие доводы были отклонены, изложены в решении судьи городского суда, оценка представленным обществом доказательствам была дана судьей городского суда. Не согласиться с выводами судьи городского суда оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы дело об административном правонарушении в отношении общества было рассмотрено всестороннее, полно и объективно, нарушений требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судьи городского суда о доказанности вины ОАО "Российские железные дороги" в совершении вмененного ему административного правонарушения, не установлено.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и имеющихся по делу доказательств. Однако несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей городского суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что по делу допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иные доводы жалобы не содержат оснований для отмены или изменения принятых по делу актов.
Постановление о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ОАО "Российские железные дороги" в пределах санкции статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление главного государственного санитарного врача по Горьковской железной дороге Горьковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 12 ноября 2019 года и решение судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 января 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Судья подпись О.Н. Найденова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.