Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Г*ончаровой Н.П., действующей в интересах акционерного общества "Куриное Царство - Брянск" (в настоящее время - акционерное общество "Куриное Царство", далее также - АО "Куриное Царство - Брянск", общество), на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Брянской области от 12 февраля 2020 года и решение судьи Фокинского районного суда г. Брянска от 15 мая 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Куриное Царство - Брянск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Брянской области от 12 февраля 2020 года N32/7-1958-19-ОБ/12-857-И/02-46, оставленным без изменения решением судьи Фокинского районного суда г. Брянска от 15 мая 2020 года, АО "Куриное Царство - Брянск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 руб..
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Гончарова Н.П. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи и частью 3 статьи 11.23 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 228 Трудового кодекса Российской Федерации при несчастных случаях, указанных в статье 227 названного Кодекса, работодатель (его представитель) обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в названном Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего.
Согласно части 1 статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету в соответствии с главой 36 названного Кодекса подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли, в том числе в течение рабочего времени на территории работодателя.
Согласно статье 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме: в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай; в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу; в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). При групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток также обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.
В соответствии с п.5 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года N 73 (далее - Положение), о каждом страховом случае работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя). О несчастном случае с числом пострадавших два человека и более (далее - групповой несчастный случай), несчастном случае, в результате которого пострадавшим было получено повреждение здоровья, отнесенное в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории тяжелых (далее - тяжелый несчастный случай), или несчастном случае со смертельным исходом, происшедшем с работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при обстоятельствах, указанных в пункте 3 данного Положения, работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом) по форме 1, предусмотренной приложением N 1 к названному Постановлению, в органы и организации, указанные в статье 228 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Брянской области на основании распоряжения от 9 января 2020 года в отношении АО "Куриное Царство - Брянск", расположенного по адресу: "адрес" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований трудового законодательства.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 31 января 2020 года, согласно которому установлено, что АО "Куриное Царство - Брянск" в нарушение требований статей 228, 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 5 Положения в течение суток не направило в органы и организации, указанные в статье 228 названного Кодекса, извещение о произошедшем 29 ноября 2019 года со слесарем ЭРГО инженерного участка бройлерного цеха "Первомайский" АО "Куриное Царство - Брянск" ФИО4 несчастном случае и не организовало расследование данного несчастного случая.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 10 февраля 2020 года, распоряжением заместителя руководителя (по охране труда) Государственной инспекции труда в Брянской области от 9 января 2020 года N 32/7-1958-19-ОБ/12-25-И/02-46 о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица; актом проверки от 31 января 2020 года N 32/7-1958-19-ОБ/12-641-И/02-46 и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии необходимости учета и расследования в порядке, предусмотренном главой 36 Трудового кодекса Российской Федерации смерти ФИО4, поскольку она не была обусловлена воздействием на него внешних факторов при исполнении им трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, а наступила вследствие его общего заболевания, не могут повлечь отмену состоявшихся по делу актов.
Вопреки доводам жалобы в соответствии со статьей 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации расследуются в установленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных названным Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством, в том числе смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом.
Вопреки доводам жалобы заключение государственного инспектора труда по несчастному случаю со смертельным исходом от 24 марта 2020 года не содержит выводов об отсутствии у АО "Куриное Царство-Брянск" обязанности по расследованию несчастного случая по факту смерти работника общества ФИО4 и не опровергает выводов должностного лица и судьи районного суда о виновности названного юридического лица в совершении административного правонарушения.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения АО "Куриное Царство - Брянск" к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено АО "Куриное Царство - Брянск" в пределах, предусмотренных санкцией ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Брянской области от 12 февраля 2020 года и решение судьи Фокинского районного суда г. Брянска от 15 мая 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Куриное Царство - Брянск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Гончаровой Н.П. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.