Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенков О.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационные жалобы Министерства экономики и финансов Московской области и Логвинова Д.В. на определение судьи Волоколамского городского суда Московской области от 5 февраля 2020 года и апелляционное определение судьи Московского областного суда от 8 июля 2020 года о взыскании судебных расходов по административному делу по административному исковому заявлению Логвинова Д.В. к Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа N 2 по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа N 2 по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа от 30 июля 2019 года N 20 "О регистрации Аладинского А.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области по многомандатному избирательному округу", установил:
Вступившим в законную силу решением Волоколамского городского суда Московской области от 15 августа 2019 года (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 августа 2019 года) требования Логвинова Д.В. о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа N 2 по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа от 30 июля 2019 года N 20 "О регистрации Аладинского А.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области по многомандатному избирательному округу" удовлетворены.
Логвиновым Д.В. 3 октября 2019 года подано заявление о возмещении судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением административного дела в суде первой и апелляционной инстанций, согласно договору на оказание юридических услуг от 5 августа 2019 года и акту об оказании услуг от 3 сентября 2019 года в общей сумме "данные изъяты" рублей: с административного ответчика Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа N 2 по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа "данные изъяты" рублей и с заинтересованного лица Аладинского А.И. "данные изъяты" рублей.
Определением судьи Волоколамского городского суда Московской области от 7 ноября 2019 года заявление административного истца Логвинова Д.В. удовлетворено частично. В пользу Логвинова Д.В. с Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа N 2 по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа за счет бюджета Московской области взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей и расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" рублей, а всего: "данные изъяты" рублей, с Аладинского А.И. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Определение судьи Московского областного суда 25 декабря 2019 года определение судьи Волоколамского городского суда Московской области от 7 ноября 2019 года отменено, административное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение вопроса о возмещении Логвинову Д.В. судебных расходов.
Определением судьи Волоколамского городского суда Московской области от 13 января 2020 года на основании статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство экономики и финансов Московской области, Правительство Московской области и Избирательная комиссия Московской области.
Определением судьи Волоколамского городского суда Московской области 5 февраля 2020 года в пользу административного истца Логвинова Д.В. за счет казны Московской области в лице Министерства финансов и экономики Московской области взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей, а всего "данные изъяты" рублей, с Аладинского А.И. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Определением судьи Московского областного суда от 8 июля 2020 года вышеуказанное определение суда первой инстанции в части взыскания с Аладинского А.И. судебных расходов отменено, в остальной части определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 23 октября 2020 года через суд первой инстанции, и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 3 ноября 2020 года, Министерство экономики и финансов Московской области просит отменить определение Волоколамского городского суда Московской области от 5 февраля 2020 года и апелляционное определение судьи Московского областного суда от 8 июля 2020 года, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в полном объеме. Считает, что судебные расходы возникли в связи с признанием незаконным решения Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа N 2 по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа, которая не является государственным органом или центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, кроме того, Министерство не является главным распорядителем бюджетных средств по обеспечению проведения выборов и референдумов, а публично-правовое образование - Московская область (в лице Министерства экономики и финансов Московской области) в делах, по которым истец просит возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя, не участвовало, стороной по делу не являлось, оснований для возникновения субсидиарной или солидарной ответственности за действия Территориальной Избирательной комиссии нет, следовательно установленных законом оснований для отнесения судебных расходов на Московскую область в лице Министерства счет казны Московской области не имеется.
В кассационной жалобе, поданной 24 ноября 2020 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Логвинов Д.В. просит отменить определение Волоколамского городского суда Московской области от 5 февраля 2020 года и апелляционное определение судьи Московского областного суда от 8 июля 2020 года, принять по делу новый судебный акт, которым взыскать судебные расходы в полном объеме. Полагает, что суды необоснованно уменьшили размер взыскиваемых судебных расходов и освободили заинтересованное лицо от несения расходов по делу, оказав во взыскании судебных расходов с Аладинского А.И.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
К судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей (пункт 4).
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, административные требования Логвинова Д.В. удовлетворены. В суде его интересы по доверенности представлял Козырев Д.Е, с которым был заключен договор на оказание юридических услуг от 5 августа 2019 года, составлен акт об оказании услуг от 3 сентября 2019 года. При подаче искового заявления в суд, административный истец понес расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей, которые подтверждаются платежной квитанцией от 9 августа 2019 года.
Согласно акту об оказания услуг от 3 сентября 2019 года, общая стоимость услуг представителя Козырева Д.Е. составила "данные изъяты" рублей, которая согласно расписке от 3 сентября 2019 года уплачена в полном объеме.
Удовлетворяя заявление частично, городской суд, взыскал в пользу административного истца Логвинова Д.В. за счет казны Московской области в лице Министерства финансов и экономики Московской области расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей, с заинтересованного лица Аладинского А.И. - расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей. Не согласившись с указанным определением, судья Московского областного суда определение в части взыскания с Аладинского А.И. судебных расходов отменил, в остальной части определение суда оставила без изменения.
Решение по существу спора состоялось в пользу административного истца Логвинова Д.В, при этом последним были понесены судебные расходы.
Разрешая вопрос о надлежащем лице, с которого следует взыскивать судебные расходы по данному делу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на дату рассмотрения заявления об их взыскании избирательная кампания окончена, избирательная комиссия не является юридическим лицом, не имеет постоянного расчетного счета и не осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа.
Признавая надлежащим лицом, с которого следует взыскивать судебные расходы по данному делу, Министерство экономики и финансов Московской области за счет казны Московской области, суд принял во внимание, что согласно письму Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области от 17 октября 2019 года N 43 денежные средства по проведению выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области первого созыва в 2019 году выделены из резервного фонда Правительства Московской области.
Отказывая во взыскании судебных расходов с Аладинского А.И, суд апелляционной инстанции учел процессуальное его поведение, конкретные обстоятельства дела, а также процессуальный статус заинтересованного лица, вследствие чего счел необходимым не взыскивать в данном случае судебные расходы с последнего.
Приведенные выводы судебных инстанций не противоречат правилам распределения судебных расходов и требованиям бюджетного законодательства.
В силу статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы Министерства экономики и финансов Московской области, дело об оспаривании решения избирательной комиссии не относится к категориям дел, в связи с рассмотрением которых судебные издержки не подлежат распределению, поскольку не направлено на установление юридических фактов, определение правового статуса привлеченных к участию в деле лиц или правового режима объектов права (пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 12 июня 2020 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (пункт 1).
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" финансирование выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета. Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона финансирование выборов в органы местного самоуправления не может быть обеспечено за счет средств местного бюджета, финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций (пункт 1). Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи (пункт 4). Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (пункт 6).
В соответствии со статьей 46 Закона Московской области от 16 декабря 2019 года N 261/2019-ОЗ "О бюджете Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" за счет средств резервного фонда Правительства Московской области могут осуществляться расходы, в том числе на неотложные мероприятия по обеспечению обязательств органов государственной власти Московской области по защите и гарантиям конституционных прав и свобод граждан.
В силу постановления Правительства Московской области от 1 августа 2019 года N 470/25 "О предоставлении средств резервного фонда Правительства Московской области" в целях осуществления неотложных мероприятий по обеспечению обязательств органов государственной власти Московской области по защите и гарантиям конституционных прав и свобод граждан и в связи с отсутствием утвержденного бюджета Волоколамского городского округа на 2019 год денежные средства для финансового обеспечения подготовки и проведения Территориальной избирательной комиссией Волоколамского района, на которую решением Избирательной комиссии Московской области возложены полномочия избирательной комиссии Волоколамского городского округа, выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа первого созыва в 2019 году выделены из резервного фонда Правительства Московской области.
Правильно применив приведенные положения закона и взаимосвязанные положения статей 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что судебные расходы по данному делу могут быть взысканы с казны субъекта Российской Федерации - Московской области, от имени которой выступает соответствующий финансовый орган субъекта Федерации. При этом учтено, что в 2019 году избирательная кампания по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа финансировалась из средств бюджета Московской области, а именно за счет выделенных из резервного фонда Правительства Московской области средств на основании постановления Правительства Московской области от 1 августа 2019 года N 470/25.
Указание на взыскание расходов с казны, а не из средств названного резервного фонда, правильно обоснованно в обжалуемых судебных постановлениях положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Московской области "О бюджете Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 22 января 2008 года N 16/2.
Отказывая во взыскании судебных издержек с Алладинского А.И, являющегося заинтересованным лицом по делу, суд апелляционной инстанции указал, что часть 2.2 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающая возможность взыскания с заинтересованного лица судебных издержек, понесенных лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением соответствующей жалобы, в удовлетворении которой отказано, введена в действие с 1 октября 2019 года, а Алладинский А.И, подавая апелляционную жалобу 19 августа 2019 года, не мог знать о правовых последствия, которые наступят в связи с внесением изменений в указанный Кодекс. На день рассмотрения апелляционной жалобы Алладинского А.И. - 26 августа 2019 года - действующее процессуальное законодательство не предусматривало возможности взыскания судебных расходов с заинтересованного лица.
Иных доводов, которые бы свидетельствовали о незаконности принятых по делу судебных актов, кассационные жалобы не содержат, оснований для их отмены или изменения по доводам кассационных жалоб не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 327.1, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Волоколамского городского суда Московской области от 5 февраля 2020 года и апелляционное определение судьи Московского областного суда от 8 июля 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства экономики и финансов Московской области и Логвинова Д.В. - без удовлетворения.
Судья О.В. Кривенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.