Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенков О.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу Министерства экономики и финансов Московской области на определение судьи Волоколамского городского суда Московской области от 25 мая 2020 года и апелляционное определение судьи Московского областного суда от 15 июля 2020 года о взыскании судебных расходов по административному делу по административному исковому заявлению Николовой Л.Н. к Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области от 1 августа 2019 года N 1099 "О регистрации Аладинской Т.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области по многомандатному избирательному округу N 5", установил:
Вступившим в законную силу решением Волоколамского городского суда Московской области от 16 августа 2019 года (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 28 августа 2019 года) требования Николовой Л.И. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области от 1 августа 2019 года N 1099 "О регистрации Аладинской Т.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области по многомандатному избирательному округу N 5" удовлетворены.
Николовой Л.И. 10 октября 2019 года подано заявление о возмещении судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением административного дела в суде первой и апелляционной инстанций, согласно договору на оказание юридических услуг от 3 августа 2019 года и акту об оказании услуг от 5 сентября 2019 года в общей сумме "данные изъяты" рублей: с административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области "данные изъяты" рублей и с заинтересованного лица Аладинской Т.А. в размере "данные изъяты" рублей.
Определением судьи Волоколамского городского суда Московской области от 23 октября 2019 года заявление административного истца Николовой Л.И. удовлетворено частично. В пользу Николовой Л.И. с Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области за счет бюджета Московской области взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей и расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" рублей, а всего: "данные изъяты" рублей, с Аладинской Т.А. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Определением судьи Московского областного суда от 16 декабря 2019 года судьей определение судьи Волоколамского городского суда Московской области от 23 октября 2019 года отменено, административное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение вопроса о возмещении Николовой Л.И. судебных расходов.
Определением судьи Волоколамского городского суда Московской области от 30 декабря 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Правительство Московской области в лице Министерства экономики и финансов Московской области и Избирательная комиссия Московской области.
Кассационным определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2020 года по кассационной жалобе Николовой Л.И. апелляционное определение судьи Московского областного суда от 16 декабря 2019 года оставлено без изменения.
Определением судьи Волоколамского городского суда Московской области от 25 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Московского областного суда от 15 июля 2020 года, в пользу административного истца Николовой Л.И. с Московской области в лице Министерства экономики и финансов Московской области за счет казны Московской области взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей, а всего "данные изъяты" рублей. В удовлетворении требований о взыскании с Аладинской Т. А. расходов по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей - отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 октября 2020 года через суд первой инстанции, и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 3 ноября 2020 года, Министерство экономики и финансов Московской области просит отменить определение судьи Волоколамского городского суда Московской области от 25 мая 2020 года и апелляционное определение судьи Московского областного суда от 15 июля 2020 года, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в полном объеме. Считает, что судебные расходы возникли в связи с признанием незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района, которая не является государственным органом или центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, кроме того, Министерство не является главным распорядителем бюджетных средств по обеспечению проведения выборов и референдумов, а публично-правовое образование - Московская область (в лице Министерства экономики и финансов Московской области) в делах, по которым истец просит возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя, не участвовало, стороной по делу не являлось, оснований для возникновения субсидиарной или солидарной ответственности за действия Территориальной избирательной комиссии нет. Следовательно установленных законом оснований для отнесения судебных расходов на Московскую область в лице Министерства экономики и финансов Московской области счет казны Московской области не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
К судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей (пункт 4).
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 указанного Кодекса.
Как следует из материалов дела, административные требования Николовой Л.И. удовлетворены. В суде ее интересы по доверенности представлял Козырев Д.Е, с которым был заключен договор на оказание юридических услуг от 3 августа 2019 года, составлен акт об оказании услуг от 5 сентября 2019 года. При подаче искового заявления в суд, административный истец понес расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей, которые подтверждаются платежной квитанцией от 9 августа 2019 года.
Согласно акту об оказания услуг от 5 сентября 2019 года, общая стоимость услуг представителя Козырева Д.Е. составила "данные изъяты" рублей, которая согласно расписке от 5 сентября 2019 года уплачена в полном объеме.
Удовлетворяя заявление частично, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что решение суда по существу спора состоялось в пользу Николовой Л.И, при этом последней были понесены судебные расходы.
Разрешая вопрос о надлежащем лице, с которого следует взыскивать судебные расходы по данному делу, суд исходил из того, что на дату рассмотрения заявления об их взыскании избирательная кампания окончена, избирательная комиссия не является юридическим лицом, не имеет постоянного расчетного счета и не осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области.
Признавая надлежащим лицом, с которого следует взыскивать судебные расходы по данному делу, Министерство экономики и финансов Московской области за счет казны Московской области, суд принял во внимание то обстоятельство, что денежные средства для финансового обеспечения подготовки и проведения территориальной избирательной комиссией Волоколамского района Московской области, на которую решением Избирательной комиссии Московской области возложены полномочия избирательной комиссии Волоколамского городского округа, выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа первого созыва в 2019 году выделены из резервного фонда Правительства Московской области.
В силу пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", взыскание судебных расходов с заинтересованного лица не предусмотрено. Отказывая во взыскании судебных расходов с Аладинской Т.А, суд учел ее процессуальное поведение, конкретные обстоятельства дела и ее процессуальный статус.
Приведенные выводы судебных инстанций не противоречат правилам распределения судебных расходов и требованиям бюджетного законодательства.
В силу статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы Министерства экономики и финансов Московской области, дело об оспаривании решения избирательной комиссии не относится к категориям дел, в связи с рассмотрением которых судебные издержки не подлежат распределению, поскольку не направлено на установление юридических фактов, определение правового статуса привлеченных к участию в деле лиц или правового режима объектов права (пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 12 июня 2020 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (пункт 1).
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" финансирование выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета. Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона финансирование выборов в органы местного самоуправления не может быть обеспечено за счет средств местного бюджета, финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций (пункт 1). Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи (пункт 4). Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (пункт 6).
В соответствии со статьей 46 Закона Московской области от 16 декабря 2019 года N 261/2019-ОЗ "О бюджете Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" за счет средств резервного фонда Правительства Московской области могут осуществляться расходы, в том числе на неотложные мероприятия по обеспечению обязательств органов государственной власти Московской области по защите и гарантиям конституционных прав и свобод граждан.
В силу постановления Правительства Московской области от 1 августа 2019 года N 470/25 "О предоставлении средств резервного фонда Правительства Московской области" в целях осуществления неотложных мероприятий по обеспечению обязательств органов государственной власти Московской области по защите и гарантиям конституционных прав и свобод граждан и в связи с отсутствием утвержденного бюджета Волоколамского городского округа на 2019 год денежные средства для финансового обеспечения подготовки и проведения Территориальной избирательной комиссией Волоколамского района, на которую решением Избирательной комиссии Московской области возложены полномочия избирательной комиссии Волоколамского городского округа, выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа первого созыва в 2019 году выделены из резервного фонда Правительства Московской области.
Правильно применив приведенные положения закона и взаимосвязанные положения статей 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что судебные расходы по данному делу могут быть взысканы с казны субъекта Российской Федерации - Московской области, от имени которой выступает соответствующий финансовый орган субъекта Федерации. При этом учтено, что в 2019 году избирательная кампания по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа финансировалась из средств бюджета Московской области, а именно за счет выделенных из резервного фонда Правительства Московской области средств на основании постановления Правительства Московской области от 1 августа 2019 года N 470/25.
Указание на взыскание расходов с казны, а не из средств названного резервного фонда, правильно обоснованно в обжалуемых судебных постановлениях положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Московской области "О бюджете Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 22 января 2008 года N 16/2.
Доводов, которые бы свидетельствовали о незаконности принятых судебных актов, кассационная жалоба не содержит, оснований для их отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 327.1, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Волоколамского городского суда Московской области от 25 мая 2020 года и апелляционное определение судьи Московского областного суда от 15 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экономики и финансов Московской области - без удовлетворения.
Судья О.В. Кривенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.