Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Баранова Г.В, судей Васляева В.С. и Гайдарова М.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 23 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным постановления, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, пояснения представителя Черниенко Н.Г. - Животикова А.О, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Черниенко Н.Г. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя его тем, что ей на праве собственности принадлежит ряд объектов недвижимости: нежилое здание (кафе), площадью 404, 5 кв.м, нежилое здание, площадью 150, 8 кв.м, нежилое здание (сарай), площадью 39, 1 кв.м, которые расположены на используемом ею по договору аренды земельном участке, с кадастровым номером N, площадью 560 кв.м, расположенном по адресу: "адрес".
С целью предоставления упомянутого земельного участка в собственность за плату, без проведения торгов, административный истец обратилась в комитет по управлению имуществом города Саратова с соответствующим заявлением, указывая при этом на нахождение на испрашиваемом земельном участке принадлежащих ей объектов недвижимости.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 13 июня 2019 года N 1028 в предоставлении в собственность Черниенко Н.Г. земельного участка, занимаемого объектами недвижимости, отказано на основании пп. 19 ст. 39.16, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, так как земельный участок расположен в границах территории общего пользования, что исключает возможность его приватизации.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 10 февраля 2020 года оспариваемое постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 13 июня 2019 года N 1028 признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть поданное заявление.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 23 июля 2020 года вышеназванное решение суда первой инстанции отменено, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении поданного иска.
Не согласившись с принятым судом апелляционной инстанции решением, Черниенко Н.Г. в поданной 29 октября 2020 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобе (поступила 5 ноября 2020 года) просит об его отмене ввиду допущенных нарушений норм материального и процессуального права с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 10 февраля 2020 года.
Указывает на ошибочное толкование судом апелляционной инстанции положений ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей запрет на приватизацию только тех земельных участков общего пользования, которые заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами и которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В рассматриваемом же случае, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не расположено, что подтверждается заключением кадастрового инженера, представленным в материалы административного дела.
Не оспаривая расположение части испрашиваемого земельного участка за красными линиями (8 кв.м.), обращает внимание на то, что указанная площадь полностью занята зданием кафе и на ней отсутствуют какие-либо объекты общего пользования.
По мнению автора жалобы, суд апелляционной инстанции, установив указанные обстоятельства, в обоснование своих выводов о законности вынесения оспариваемого постановления сослался только лишь на План красных линий Центрального планировочного района города, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 29 июня 2000 года N 460-471, согласно которому часть земельного участка расположена в красных линиях планируемой территории общего пользования ул. Танкистов города Саратова.
Вместе с тем, нежилое здание (кафе), расположенное на этом земельном участке, пересекающем частично красные линии, возведено административным истцом в существующем виде на основании разрешительной документации, выданной административным ответчиком (согласованный рабочий проект, разрешение на реконструкцию от 24 октября 2007 года, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 5 мая 2009 года).
Кроме того, ссылается на то обстоятельство, что План красных линий в настоящее время не соответствует положениям действующих Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", в связи с чем, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, не подлежит применению.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции указал о незаконности оспариваемого постановления и исходил из установленного факта отсутствия на спорном земельном участке каких-либо существующих объектов общего пользования; часть земельного участка, которая отнесена к планируемой территории общего пользования, занята нежилым зданием (кафе), принадлежащим административному истцу Черниенко Н.Г, и которое было реконструировано и введено в эксплуатацию последней в установленном законом порядке на основании разрешительной документации, выданной администрацией муниципального образования "Город Саратов".
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда, не соглашаясь с позицией суда первой инстанции и отменяя решение Кировского районного суда города Саратова от 10 февраля 2020 года, исходила из того, что испрашиваемый административным истцом земельный участок частично расположен в красных линиях, относится к землям, предоставление в собственность которых не допускается.
С указанными выводами следует согласиться.
В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, которые утверждаются в составе проекта планировки территории, а также проекта межевания территории.
Красная линия является границей, отделяющей территорию квартала, микрорайона и других элементов планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях, и отображается на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории.
По смыслу действующего законодательства красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
К территориям общего пользования в соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Как следует из материалов административного дела, красные линии улицы Танкистов в городе Саратове утверждены решением Саратовского городской Думы от 29 июня 2000 года N 46-471 "Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города".
При этом в приложении к упомянутому решению определены градостроительные ограничения использования объектов недвижимости, расположенных в пределах красных линий на территории города Саратова.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов", входящей в состав Правил землепользования и застройки города Саратова, утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25 июля 2019 года N 54-397 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ОД-1.1 - зоне развития застройки административно-делового, культурно-зрелищного, торгового назначения, частично в границах красных линий улицы Танкистов.
Суд апелляционной инстанции, давая оценку действиям администрации муниципального образования "Город Саратов", установив, что испрашиваемый Черниенко Н.Г. земельный участок частично расположен в красных линиях и относится к землям, предоставление в собственность которых не допускается, пришел к выводу о законности оспариваемого постановления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами суда, поданная кассационная жалоба не содержит.
Ссылки административного истца на то, что фактически земельный участок не используется под земли общего пользования, а возведение здания кафе произведено на основании рабочего проекта, согласованного в комитете по архитектуре администрации города Саратова, и полученного разрешения в администрации на ввод объекта в эксплуатацию, имевших место в 2007-2008 годах, правового значения при установленных по делу обстоятельств не имеют и не являются бесспорными основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
Вопреки доводам кассационной жалобы документы планировки территории, установившие красные линии, ограничивающие земли общего пользования, на момент рассмотрения административного иска в суде никем не оспорены, в силу чего подлежат обязательному исполнению в силу закона.
По своей сути, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с оценкой исследованных по делу доказательств.
Оснований для отмены или изменения судебных решений, предусмотренных ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 23 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.