Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Золотухина А.С. на решение Ленинского районного суда города Курска от 15 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 26 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Золотухина А.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области, государственным регистраторам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области Щедриной Е.А, Петровой М.Е. о признании незаконными сообщений об отказе в государственной регистрации.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Золотухин А.С. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области от 12 февраля 2019 года N и от 5 марта 2019 года N об отказе в государственной регистрации договоров аренды от 16 октября 2018 года.
В обоснование административных требований указал, что административному истцу на праве аренды принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N и N. Договоры аренды были сданы администрацией Курского района Курской области в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области для государственной регистрации, однако в регистрации договоров аренды отказано в связи с отсутствием документов, предоставляющих Золотухину А.С. право заключения договора аренды без проведения торгов. Считал, что административным ответчиком созданы препятствия в реализации и подтверждении права аренды земельных участков, предоставленных администрацией Курского района Курской области для завершения строительства, в связи с чем не может подтвердить свое право владения и пользования земельными участками перед третьими лицами.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 15 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 26 мая 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Золотухина А.С. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 20 октября 2020 года через Ленинский районный суд города Курска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 6 ноября 2020 года, Золотухин А.С. просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что суды не установили обстоятельства дела, не применили закон, подлежащий применению. Полагает, что поскольку договор аренды заключен до 1 марта 2015 года, то к отношениям подлежит применению пункт 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В письменных возражениях на кассационную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области просит судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов административного дела следует, что на основании постановления администрации Курского района Курской области от 26 января 2015 года N 215 "О проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды, купли-продажи земельных участков", постановления администрации Курского района Курской области от 28 февраля 2015 года N, протокола о результатах аукциона от 28 февраля 2015 года N между администрацией "адрес" и ФИО5 был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ N земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку администрация "адрес" по истечении срока договора аренды в его продлении ФИО5 отказала, он обратился в суд и решением Курского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отказ в продлении договора аренды был признан незаконным, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ыво исполнение решения суда между администрацией "адрес" и ФИО6 заключено соглашение N о продлении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и индивидуальным предпринимателем Золотухиным А.С. заключен договор уступки права аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером N постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N индивидуальному предпринимателю Золотухину А.С. в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, образованный из части земельного участка ранее предоставленного на праве аренды ФИО6
В тот же день между администрацией "адрес" и индивидуальным предпринимателем Золотухиным А.С. был заключен договор аренды N земельного участка с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией "адрес" и индивидуальным предпринимателем Золотухиным А.С. заключено соглашение N, согласно которому в отношении земельного участка с кадастровым номером N внесены изменения в части площади, "площадь 5800 кв.м" заменена на "площадь 1800 кв.м".
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией "адрес" и Золотухиным А.С. заключены договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1800 кв.м и N земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2000 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрация "адрес" обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1800 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", предоставив договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N и постановление от ДД.ММ.ГГГГ N.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N осуществление государственной регистрации права приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не предоставлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры предоставления земельного участка без проведения торгов.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" в государственной регистрации права отказано.
23 ноября 2018 года администрация Курского района Курской области обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 2000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", предоставив договор N аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N осуществление государственной регистрации права было приостановлено до 4 марта 2019 года, поскольку не предоставлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры предоставления земельного участка без проведения торгов, а 5 марта 2019 года в государственной регистрации отказано, так как не предоставлены документы, подтверждающие право предоставления Золотухину А.С. в аренду земельного участка без проведения торгов, а также наличием актуальной записи об ограничении (обременении).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у Золотухина А.С. отсутствовала совокупность приведенных в пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации условий, влекущих возникновение права на заключение договоров аренды земельных участков без проведения торгов. Поскольку администрацией "адрес" после приостановления осуществления государственной регистрации в регистрирующий орган не представлены документы, свидетельствующие о наличии правовых оснований для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, то и отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 названного Федерального закона).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены на основании договора аренды.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства (пункт 3). Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов (пункт 4).
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
В силу пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
Учитывая изложенное, суды правильно пришли к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Доказательства подтверждающие, что на земельном участке располагается принадлежащий Золотухину А.С. объект недвижимости либо иное, принадлежащее ему на праве собственности имущество в орган регистрации прав не представлены. Оспариваемые решения приняты уполномоченным лицом в рамках предоставленной компетенции, порядок принятия решения соблюден, содержание решений соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Довод кассационной жалобы о том, что суды руководствовались пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом не учли, что договор заключен до 1 марта 2015 года и к отношениям подлежит применению пункт 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подлежит отклонению.
В силу пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что при разрешении вопроса об однократном предоставлении без торгов земельного участка в аренду сроком на три года для завершения строительства на земельном участке, предоставленном в аренду до 1 марта 2015 года, приведенные законоположения подлежат применению в их совокупности.
При этом обязательным условием для реализации права, закрепленного в пункте 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", является соблюдение условий, перечисленных в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, как установлено судами, Золотухин А.С. не относится к лицам, которые приобрели объект незавершенного строительства по результатам публичных торгов, находящийся на земельном участке в государственной или муниципальной собственности.
Не относиться Золотухин А.С. и к лицам, указанным в пункте 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, которым урегулирован вопрос предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу фактических обстоятельствах. Вместе с тем суд кассационной инстанции в силу частей 2, 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 15 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 26 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Золотухина А.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.