Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А.
судей Тарасовой С.М, Акчуриной Г.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Даньшину И.А, Семернинову А.В, Ильичеву А.Н. об истребовании имущества из незаконного владения, признании недействительными постановку на кадастровый учет и сведений из ЕГРН в отношении земельного участка и об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке
по кассационным жалобам ОО "Борское общество охотников и рыболовов Нижегородской области" и Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на решение Борского городского суда Нижегородской области от 30 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Тарасовой С.М, выслушав объяснения представителя ФИО1, действующей по доверенности от 27 ноября 2020 г. в интересах Даньшину И.А. и возражавшей против доводов кассационных жалоб, судебная коллегия
установила:
24 апреля 2019 г. Федеральное агентство лесного хозяйства, обратившись в суд, просило
- истребовать в пользу Российской Федерации из незаконного владения Даньшина И.А. 1/4 доли, Семернинова А.В. 1/2 доли, Ильичева А.Н. ? доли имеющего каталог координат поворотных точек земельного участка: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства; площадь 8 990 000 кв.м, адрес - относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Городное, участок находится примерно в 4, 3 км от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: "адрес"; - кадастровый N.
- признать недействительными постановку на кадастровый учет и сведения из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым N, исключить из ЕГРН сведения об этом земельном участке.
В иске указало, что принадлежащий ответчикам земельный участок частично расположен на участке с кадастровым N: категория земель - земли лесного фонда; разрешенное использование - для размещения объектов лесного фонда; площадью 47 040 000 кв.м, по адресу: "адрес" - относящемся к землям лесного фонда, правообладателем которого является Российская Федерация. Постановка на кадастровый учет спорного земельного участка произведена в нарушение статей 39, 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и подлежит признанию недействительной.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 30 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 июля 2020 г, Федеральному агентству лесного хозяйства в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах ОО "Борское общество охотников и рыболовов Нижегородской области" и Департамент лесного хозяйства Нижегородской области просят состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для их удовлетворения не установила.
Согласно Федеральному закону от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", а также пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Даньшин И.А, Семернинов А.В. и Ильичев А.Н. на основании договоров купли-продажи являются долевыми сособственниками названного выше земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 8 990 000 кв.м, кадастровый N.
28 декабря 1994 г. администрацией Борского района Нижегородской области (до установленного Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правового регулирования земельных и лесных правоотношений) утвержден проект землеустройства (перераспределения земель) ТсОО "Останкино", согласно которому в постоянное (бессрочное) пользование товариществу были переданы угодья (леса, кустарники, болота и пр.) всего 6 083 га, из них лесные площади - 4 198 га. Спорный земельный участок находился в постоянном (бессрочном) пользовании у ОАО "Останкино-С" на основании Государственного акта от 25 мая 1994 г.
На основании распоряжения Губернатора Нижегородской области N 1285-р от 28 сентября 1995 г. спорный земельный участок был в изъят у Краснораменского лесничества Борского лесхоза, переведен в земли для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и передан ТОО "Останкино" для использования в сельском хозяйстве на праве постоянного бессрочного пользования.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ (ред. от 18 декабря 2006 г.) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
17 ноября 2009 г. администрация Борского района Нижегородской области письменно уведомила СОАО "Останкино" о необходимости в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или приобретения данного земельного участка в собственность.
14 июля 2011 г. спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым N на основании заявления от 27 июня 2011 г. и подготовленного кадастровым инженером межевого плана.
23 августа 2011 г. издано постановление N 4380 "О предоставлении в собственность Сельскохозяйственного Открытого Акционерного Общества "Останкино-С" земельного участка с кадастровым N.
19 ноября 2012 г. между СОАО "Останкино-С" и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Бор Нижегородской области, действующим от имени муниципального образования городского округа г. Бор Нижегородской области, заключен договор купли-продажи спорного земельного участка, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации от 11 декабря 2012 г.
На момент разработки и утверждения Проекта, выдачи Государственного акта, межевания и постановки спорного земельного участка на кадастровый учет какие-либо сведения о наложении границ земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, на земли лесного фонда отсутствовали.
СО АО "Останкино-С" в течение всего периода с 1994 года до момента отчуждения открыто владело, пользовалось и распоряжалось земельным участком, какие-либо претензии со стороны третьих лиц в течение всего периода (более 25 лет) не предъявлялись. Между тем, истец в силу своих полномочий, в том числе контрольной и надзорной функции в области лесных отношений, предусмотренных Положением "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", утвержденным Постановлением Правительством Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, не могло не знать о нарушении права государственной собственности на земли лесного фонда. Однако какие-либо действия по оспариванию решений органов власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, а также дальнейших сделок не предпринимал.
Решая вопрос о законности владения СОАО "Останкино-С" земельным участком кадастровый N:, суд принял во внимание имеющийся в деле межевой план на земельный участок, акт согласования границ земельного участка, извещение о согласовании местоположения границ земельного участка, опубликованное в газете "Бор-Инфо+ТВ" N 21 (786) от 26 мая 2011 г, что дало основания для вывода об установлении границ спорного земельного участка в соответствии с Федеральным законом "О кадастровой деятельности". Документами территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа г. Бор Нижегородской области спорный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
11 августа 2017 г. в силу вступил Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", которым внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в новой редакции) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей статьи применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г. (часть 3).
Положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации (пункт 3 части 6).
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Право собственности Даньшина И.А, Семернинова А.В. и Ильичева А.Н. на спорный земельный участок, приобретенный на законном основании, возникло до 1 января 2016 г.
Согласно справке Управления сельского хозяйства администрации городского округа г. Бор Нижегородской области от 30 сентября 2019 г, Семернинов А.В. осуществляет сельскохозяйственную деятельность на территории Останкинского и Ямновского территориальных отделов городского округа г. Бор Нижегородской области в статусе личного подсобного хозяйства. Основным направлением деятельности является животноводство. Дополнительно ЛПХ Семернинов А.В. занимается растениеводством (заготовкой сена) для обеспечения животных собственными кормами. В качестве планируемых направлений по развитию своей деятельности в хозяйстве Семернинова А.В. определено разведение рыбы в естественных водоемах. Факт разведения рыбы на спорном земельном участке сторонами не оспаривался.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 г, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Из представленных истцом кадастровых выписок следует, что земельный участок с кадастровым N не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ.
Надлежаще оценив представленные доказательства, районный суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, признал, что они, в том числе Заключение ФГБУ "Рослесинфорг", при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории, с достоверностью не подтверждают, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. Факт использования спорного земельного участка в соответствии с его назначением подтвержден.
При этом указали, что Федеральным агентством лесного хозяйства своевременно не были обжалованы акты публичных органов власти и местного самоуправления об изменении категории земель, в частности, о переводе спорного земельного участка в земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 5 Основ лесного законодательства Российской Федерации" (утв. 6 марта 1993 г.) ведению правительств республик в составе Российской Федерации, администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в сфере регулирования лесных отношений отнесено, в том числе, распоряжение совместно с Российской Федерацией лесным фондом.
Реализация полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации имела место до нового правового регулирования, установленного Лесным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, вступившими в силу соответственно с 3 февраля 1997 г. и с 1 января 2006 г, а также до принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 19 сентября 1997 г. N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда".
Распоряжение Губернатора Нижегородской области N 1285-р от 28 сентября 1995 г, которым спорный земельный участок был изъят у Краснораменского лесничества Борского лесхоза и переведен в земли сельскохозяйственного назначения, не отменено, недействующим или незаконным не признано.
Также судом проверен довод стороны истца об отсутствии у Губернатора Нижегородской области полномочий на перевод участка из лесного в нелесной по мотиву того, что спорный земельный участок относился к 1 группе лесов, со ссылкой на Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26 апреля 2010 г. N 151. Отклоняя его, судебные инстанции исходи из того, что, как установлено, кварталы, на которых расположен частично земельный участок, не входят в кварталы Останкинского, Плотниковского и Краснораменского лесничества, перечень которых является приложением N2 к Приказу. Таким образом, то обстоятельство, что спорный участок относится к 1 группе лесов, признано не подтвержденным доказательствами.
Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1064 (ред. от 27 декабря 1994 г.) "О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом" установлено, что перевод лесных земель в нелесные в лесах второй и третьей групп для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов Москвы и Санкт - Петербурга по представлению соответствующих комитетов по земельным ресурсам и землеустройству и государственных органов управления лесным хозяйством.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным перевода спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли сельхозназначения.
Последующие акты уполномоченных органов о предоставлении спорного земельного участка ТОО "Останкино", АО "Останкино-С" и сделки купли-продажи признаны соответствующими положениям земельного и гражданского законодательства.
При таких обстоятельствах судебные инстанции, руководствуясь названными выше положениями законодательства, признали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия находит, что выводы судебных инстанций подробно мотивированы, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, соответствуют установленным обстоятельствам дела, требованиям норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств. Оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационных жалоб заявителя по существу повторяют позицию стороны истца при рассмотрении дела, которой дана надлежащая судебная оценка, нашедшая отражение в оспариваемых судебных постановлениях, сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций в связи с иной оценкой доказательств, однако их не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
Несогласие с выводами суда в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения спора, субъективное толкование норм права применительно к установленным обстоятельствам в силу части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии со стороны судебных инстанций нарушений норм материального и процессуального права, не могут служить в качестве основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Борского городского суда Нижегородской области от 30 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 июля 2020 г. - оставить без изменения, кассационные жалобы ОО "Борское общество охотников и рыболовов Нижегородской области" и Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.