Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Спрыгиной О.Б, Балашова А.Н.
с участием прокурора Жаднова С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференц-связи типа Skype гражданское дело по иску Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению "Центр образования N 4" о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны объекта
по кассационной жалобе муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Центр образования N 4" на решение Узловского городского суда Тульской области от 15 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30 июня 2020 года
заслушав докладчика по делу судью Спрыгину О.Б, прокурора Жаднова С.В, возражавшего против доводов кассационной жалобы, представителя ответчика муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Центр образования N 4" - Гаврилову Е.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя третьего лица администрации МО Узловский район - Якубову Е.Л, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Узловский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКОУ "Центр образования N 4" о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны объекта: обязать образовательную организацию в срок до 1 декабря 2020 г. принять меры по оснащению образовательного учреждения стационарным или ручным металлоискателем, обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 15 апреля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30 июня 2020 года, исковые требования Узловского межрайонного прокурора были удовлетворены. Суд возложил на МКОУ "Центр образования N 4" обязанность принять меры по обеспечению охраны объекта (территории), расположенного по адресу: "адрес", сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями военизированной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до 31 декабря 2021 года.
В кассационной жалобе МКОУ "Центр образования N 4" оспаривает законность судебных актов по основаниям несоответствия выводов судов, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что МКОУ "Центр образования N 4" является общеобразовательной организацией, организационно-правовая форма - муниципальное казенное общеобразовательное учреждение, что следует из Устава учреждения. В соответствии с п.п. 1.8 Устава образовательного учреждения его учредителем является муниципальное образование Узловский район, полномочия которого осуществляет администрация муниципального образования Узловский район. Координацию деятельности образовательного учреждения осуществляет комитет образования администрации муниципального образования Узловский район.
Образовательное учреждение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевой счет, печать, штамп, бланки и другие реквизиты (п.1.10 Устава). Основной вид деятельности - образовательная деятельность по образовательным программам: начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования (п.2.3 Устава).
Сведения об образовательном учреждении в ЕГРЮЛ внесены 22.02.2018г, что подтверждается соответствующей выпиской. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением своих обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству РФ и Уставу. Образовательное учреждение осуществляет свою деятельность на основе бюджетной сметы и отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствам. Имущество отражается на самостоятельном балансе и закреплено за ним на права оперативного управления.
Заключение и оплата Учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных ассигнований, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и не исполненных обязательств.
Во исполнение задания прокуратуры Тульской области, Узловской межрайонной прокуратурой в декабре 2019 г. проведена проверка законодательства о противодействии терроризму в МКОУ "Центр образования N 4", имеющему третью категорию опасности, и установлено, что в нарушение п. 25 Требований к защищенности объектов образовательное учреждение не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны, его охрану осуществляют работники учреждения - сторожа, завхозы, уборщицы, не имеющие специальных средств защиты, навыков и подготовки по предупреждению преступных посягательств, которые в чрезвычайной ситуации не смогут противостоять проникновению в здание злоумышленников, оказать им сопротивление и принять меры административного принуждения.
Комитетом образования администрации муниципального образования Узловский район представление рассмотрено, доведено до сведения руководителей общеобразовательных организаций, и приняты решения: изучить ценовые предложения по объектам третьей категории опасности для обеспечения охраны объектов ЧОП или подразделениями вневедомственной охраны, а также рассмотреть возможность использования софинансирования при заключении контрактов на охрану объектов образовательных учреждений.
Приказом директора образовательного учреждения от 20.09.2019 N создана межведомственная комиссия по обследованию и категорирования объектов (территорий) МКОУ "Центр образования N 4". В период с 30.09.2019г. по 28.10.2019г. межведомственная комиссия провела обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности, о чем составлен акт обследования и категорирования.
Обследованием установлено, что здание школы состоит из трехэтажного учебного корпуса, одноэтажного корпуса под спортивный зал, пищеблока, столовой. Здание нежилое отдельно стоящее на железобетонном ленточном фундаменте, построено в 1965 году, общая площадь 5395, 1 кв.м. Здание оборудовано центральным отоплением, водоснабжением, канализацией, естественной вентиляцией, электроснабжением. Имеется телефон. Режим работы в школе односменный с 7:30 до 19:30, форма обучения очная. Режим работы в дошкольной группе - односменный с 7.00 до 18.00. Окна частично из ПВХ с запирающимися устройствами и деревянные, на окнах форточки и фрамуги. На объекте центральный вход в здание оборудован металлической дверью, а также два запасных выхода в дошкольной группе оборудованы металлическими дверями. Двери пластиковые и 5 деревянных. На время пребывания учащихся в учреждении все двери закрыты на задвижки, кроме центрального входа. В вечернее время и ночное время дополнительно закрываются на замки и центральный вход в том числе. Вход в здание осуществляется через один центральный вход с 7:00 до 19:30. В ночное время территория объекта полностью освещена. Пост охраны находится у стола центрального входа (стол, стул, телефон городской АТС, тревожная кнопка, система видеорегистрации (6 камер наружного наблюдения), срок хранения данных камер 30 суток, имеется журнал учета посетителей, справочная информация. Объект системы охранной сигнализации не оборудован, системой видеонаблюдения оборудован, прямая связь с органами МВД или ФСБ организована с использованием АТС - не оборудования. Территория организации ограждена забором, который обеспечивает защиту от несанкционированного доступа посторонних лиц и автотранспорта, дополнительных защитных средств нет.
Охрана объекта осуществляется сотрудниками в составе 3 человек. Пропускной режим контролируется работниками школы круглосуточно путем визуального и внешнего осмотра посетителей. Бюро пропусков отсутствует. Посещение контролируется в журнале посещений, в выходные дни доступ для посетителей закрыт. Технических средств обнаружения металлических предметов и досмотр личной клади нет. Заключен договор по оказанию охранных услуг.
Обследованием определена степень угрозы совершения террористического акта и возможные последствия его совершения, выявлены потенциально опасные участки объекта (территории); присвоена категория 3 и с учетом категории определены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования: проведение учений и тренировок с персоналом и учащимися по практической отработке действий в различных ситуациях 3 раза в год; проведение встреч с сотрудниками правоохранительных органов, разработать план взаимодействия с территориальными органами МВД РФ и территориальными органами ФС войск национальной гвардии РФ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму до 30.12.2019; установить ограждение по периметру территории до 15.10.2019, разработать карту образовательной организации - раз в квартал.
Старший инспектор ГОООПОО ОВО по г. Новомосковску - филиал ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Тульской области" по результатам проведения категорирования и обследования данного объекта составил особое мнение, указав на необходимость применения дополнительных мер для обеспечения антитеррористической защищенности, предусмотренных пунктами 24 и 25 Требований к защищенности объектов, в том числе, на необходимость оборудования основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий) контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
Согласно представленным доказательствам, образовательным учреждением предприняты меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно: 18.01.2020 утверждено положение о пропускном режиме; разработан и 05.02.2020г. утвержден паспорт безопасности, в котором предусмотрены силы и средства для обеспечения антитеррористической защищенности, а также меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности; заключен контракт N/т-2020 от 13.02.2020г. по оказанию охранных услуг с ООО ЧОП " "данные изъяты""; заключен контракт от 28.02.2020 на поставку ручных металлоискателей, которые получены по акту N N от 10.03.2020г, металлодетекторы имеют сертификат соответствия.
Судом первой инстанции было установлено, что принятые ответчиком меры не в полной мере соответствуют установленным п.24 и п.25 Требованиям к защищенности объектов. Положением о пропускном режиме от 18.01.2020г. в образовательном учреждении ответственность за организацию и контроль пропускного режима возложена: с понедельника по пятницу - на директора, заместителя директора, ответственного за безопасность; дежурного администратора; сторожей с 19:30 до 7:30, в выходные и праздничные дни - круглосуточно.
Согласно контракту от 13.02.2020г. N и Приложениям 1, 2 к нему, предметом контракта является осуществление услуг по охране объекта с помощью комплекса технических средств охраны и эксплуатационно-техническому обслуживанию систем средств охраны (кнопка тревожной сигнализации). Работа кнопки проверяется еженедельно, по предварительному звонку, путем нажатия, и, в случае неисправности, делается заявка на устранение неисправности. При угрозе нападения и других чрезвычайных ситуациях сигнал передается путем нажатия на кнопку тревожной сигнализации, не привлекая к себе внимание со стороны нападающего. При поступлении информации о срабатывании тревожной кнопки наряд охранников (не менее двух человек) направляется на объект при срабатывании тревожной сигнализации для пресечения правонарушений и преступлений, направленных против имущества, а также задержания лиц, их совершивших. При этом само охранное предприятие расположено в г. Донской.
Разрешая заявленные исковые требования Узловского межрайонного прокурора, оценив представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2008г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", пришли к выводу о законности и обоснованности заявленных Узловским межрайонным прокурором исковых требований, поскольку образовательной организацией не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности, данный объект не обеспечен круглосуточной охраной путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы судов законными и обоснованными, подробно мотивированными в судебных актах.
Доводы кассационной жалобы о том, что образовательные организации не относятся к местам массового пребывания людей, в связи с чем требования постановления Правительства РФ N 272 на них не распространяются, уже были предметом рассмотрения судом первой и апелляционной инстанции и основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 Федерального закона "Об образовании в РФ", охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
С учетом Федерального закона "О противодействии терроризму", под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
На основании п. 4. ч.2 ст.5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В 2018 году Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п.5 Требований к защищенности объектов).
В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п.6 Требований к защищенности объектов). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя организации в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, срок работы которой не превышает 30 рабочих дней со дня создания комиссии (п.8, 9 Требований к защищенности объектов).
Порядок работы и состав комиссии определены п.10 Требований к защищенности объектов. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (п.15 Требований к защищенности объектов).
Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Пунктом 24 Требований к защищенности объектов определено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности.
Согласно пункту 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п.24 Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (пп. "б" п.25 Требований к защищенности объектов).
Постановлением Правительства от 25.03.2015 N 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей (далее Требования к защищенности ММПЛ). Данные требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Согласно п. 2 Требований к защищенности ММПЛ, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей (п.5 Требований к защищенности ММПЛ).
В соответствии с п.10 Требований к защищенности ММПЛ - место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек. Согласно п.24 Требований к защищенности ММПЛ, в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
Согласно п. 25 Требований к защищенности ММПЛ, в рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки.
Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.
Тот факт, что постановлением главы администрации муниципального образования Узловский район от 11.05.2017г. N N образовательные учреждения Узловского района не включены в перечень мест массового пребывания людей, не означает, что образовательное учреждение "Центр образования N 4" таковым местом не является, поскольку численность постоянно находящихся в ней людей составляет до 350 человек, что следует из паспорта безопасности.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанции, правом на которую суд кассационной инстанции не обладает.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 15 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Центр образования N 4" - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.